БЛАГОСЛОВЕННОЙ ПАМЯТИ ИЛЬЯВУ ХАНИМОВА, НАШЕГО ДОРОГОГО ДЕДА, ПРАДЕДА, БЛИЗКОГО И РОДНОГО ДЛЯ МНОГИХ ЛЮДЕЙ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Спросили мудреца бессмертия секрет:

«Дела, что на земле остались и имя доброе», последовал ответ.

Прошло 55 лет с тех пор, как община бухарских евреев и все жители города Самарканда провожали в последний путь одного из лучших своих сыновей, которого Всевышний наградил замечательными качествами делать добро с любовью, с открытым сердцем.

Кто же этот человек, жизнь и имя которого овеяны легендарной славой? Это Ильяву Ханимов сын знатных представителей бухарских евреев Самарканда Ильязара и его супруги Яэльтов, внучки Амини Кабули. Ильязар в 1922 г. умирает, успев старшему из шести детей, сыну Ильяву дать религиозное образование в хедере. И с тех самых пор он шёл по жизни с Б-гом в душе.

Следует отметить, что Ильяву Ханимов был единственным бухарским евреем, занявшим высокий политический пост. На протяжении 15 лет он был первым секретарём Сиабского райкома партии и многих других районов.

Ханимов Ильяу Ильязарович был первым секретарём Сиабского, Самаркандского, Джамбайского, Нарпайского, Булунгурского районов Самаркандской области в период с 1937 г. по 1952 г.

Ему пришлось пройти большой путь от сапожника и мардикора... Затем он становится рабочим на винзаводе. Ильяву принимают в комсомол. Это событие стало началом взлёта в его деятельности. Его отправляют добровольцем на борьбу с басмаческими бандами.

Потом его направляют на учёбу в Ташкент, где он с успехом проходит курсы по подготовке партийно-хозяйственных работников при ЦК Компартии Узбекистана. Подготовка таких кадров, как Ильяву, имела на то время большое значение: на них возлагали задачу по поднятию экономики края, усилению колхозного строительства, освоению новых земель и обеспечению водными ресурсами...        

Его трудолюбие, умение разговаривать с людьми, ораторское искусство и организационные способности способствовали успешному претворению их в жизнь. В 40-е годы прошлого века на плечи Ханимова, помимо хозяйственных задач, легла ещё и забота об эвакуированных, которых надо было одеть, обуть, обустроить... И он справлялся с этой нелёгкой задачей.

 В 1944 г. в жизни Ильяву происходит судьбоносное событие: его избирают первым секретарём Сиабского райкома партии. Быть руководителем в своём районе, где ты вырос и живёшь - не просто.                     

В его бытность на посту первого секретаря Сиабского района, заброшенные пустующие земли по Бухарской и Гиждуванской улицам были выделены прежде всего бухарским евреям Фузайловым - Бахори Фузайл, Иосифу Аронбаеву и его родственникам, Рахмину Тотор Плиштиеву и его сыновьям, Нисону Муллокандову, Джурабою Арабекову и его сестре, и многим другим.    Будучи на пенсии, он ходатайствовал перед руководством области и города, в результате чего в 1966 г. провели газ по улице Бухарской и в дальнейшем по всему кварталу Восток. В продвижении газификации квартала ему помогали Иосиф Каршигиев, Амнун Алаев и многие другие. Он добивался расширения водопроводных и электрических сетей, прокладки асфальтированных дорог. Находясь на пенсии с 1966 г., он занимался благоустройством еврейского квартала.

И в это же время, он добивается открытия клуба в центре "Махали", а директором рекомендует своего близкого товарища, тоже персонального пенсионера республиканского значения - Абдурахманова Абрам Мурадовича.

 Ильяву Ханимов всегда был полон идей, каждая из которых способствовала улучшению всех аспектов жизни района. Во время его работы было мобилизовано население на создание озера в Центральном парке имени Горького, Хишрав ГЭС, и постройку тракта Ташкент- Термез.

Ero работа была высоко оценена руководителями страны. Он получил личное поздравление И.В.Сталина и М.И. Калинина.

Ильяву Ханимов отремонтировал знаменитую баню «Гумбаз», способствовал назначению бухарских евреев на высокие должности директоров школ. Их имена с благоговением произносятся сегодня выпускниками этих школ -это Г.М. Норматов, М. Сулейманов, Р. Муллокандов, Батуров А.Б. и другие.

В 1941 г. Ханимова И.И. избирают Первым секретарём Нарпайского райкома. Там он мобилизовал население для постройки участка Каттакурганского водохранилища, Нарпайского канала и сахарного завода, на базе переброшенного с Украины во время Великой Отечественной войны.

Двери его дома всегда были открыты и все вопросы еврейского квартала «Восток» не решались без согласования с Ильяву Ханимовым, который всегда давал дельные и эффективные советы.

В 1948 году была пора областных партийных конференций. Обычно па таких мероприятиях принимали участие самые высшие эшелоны ЦК Компартии Узбекистана. И в этот раз лично приехал Первый секретарь ЦК партии Узбекистана Усман Юсупов. Высокого гостя было поручено встретить Секретарю Сиабского района - Ханимову И.И.

Ханимов Илья Ильязарович, приветливо встретив высокого гостя, по пути к Самаркандскому обкому партии рассказывал обо всех достопримечательностях Сиабского района, которые были созданы под руководством самого Ханимова И.И., включая летние драматический театр имени Хамида Олимджана, театр юного зрителя, кинотеатр имени Алишера Навои, «Красную чайхану», место для встреч и отдыха, павильоны мороженого, большой фонтан на Регистане, восстановленный парк на крепостной площади и много других достопримечательностей. Осмотрев эти новостройки, Усман Юсупов поблагодарил Ханимова за проделанную работу, и сказал, что Мирзо Улугбек, царствуя в Самарканде 35 лет, построил одно медресе, а вы, за короткий срок в 4 года обновили целый район.

При осмотре этих исторических мест, Усман Юсупов обратил внимание на холмики-возвышенности, заросшие травой, на которых паслись коровы, бараны, козы и бегали собаки. Посмотрев на это, он заметил огороженный курган с невысоким глиняным забором, где были видны памятники усопшим. Усман Юсупов обратился к Ханимову И.И.: «На каждой могиле, судя по всему, ваших соплеменников, ставятся памятники, а на мусульманских кладбищах даже нет ограждения и поэтому там пасутся животные, опошляя это святое место. Я поручаю лично Вам заняться этим вопросом в самый ближайший срок».                       

На следующий день после отъезда Усмана Юсупова Ханимов И. И. направил к памятнику «Шохи-Зинда» одного из инструкторов Сиабского районного комитета КП Уз. с указанием собрать самых авторитетных религиозных деятелей  для встречи с первым секретарём партии. К 6.00 часам вечера у входа к памятнику «Шохи-Зинда» Ханимов пригласил также двух своих братьев Абрама и Моше, сына Андрея и своего племянника Зальмона Ханимова, чтобы пойти вместе с ними к памятнику.

Поздоровавшись с людьми, расспросив о семейном благополучии, о нуждах и просьбах, Ханимов предложил вместе пройти на еврейское кладбище. Все согласились. Поднялись по каменной лестнице, дошли до «Хонако» и обратившись к этому почтенному собранию, он сказал: «Вот посмотрите, это бухарскоеврейское кладбище, евреи хоронят на этом месте. У каждого своя могила и каждому усопшему его родственники по мере своих возможностей ставят памятные плиты с надписью: фамилия, имя, отчество, даты рождения и смерти.

Кроме того, имеется забор, защищающий могилы от животных. Затем Ханимов И.И. обратился к лидерам мусульманской общины последовать этому примеру и благоустроить мусульманское кладбище. Это непринужденное обращение первого секретаря райкома всем пришлось по душе.

Поблагодарив его за предложение, они обратились к нему с просьбой о выделении кирпичным заводом жженого кирпича. А всё остальное они берут на себя. Ханимов обещал им помочь и выполнил своё обещание.

Пользуясь моментом, на следующий день Ханимов собрал руководителей бухарскоеврейской общины и рассказал о встрече с лидерами мусульманской общины, предложил благоустроить еврейское кладбище. Лидеры бухарской общины приняли это предложение с радостью и занялись сбором средств.                               Ханимов И.И. созвал бюро Сиабского райкома партии совместно с райисполкомом и было принято решение, обязывающее Кирпичный завод выделить жженый кирпича по запросу лидеров мусульманских и еврейских общин. А также расширить площадь еврейского кладбища, огородив его высоким кирпичным забором вместо низкорослого глиняного. Всё было исполнено в кратчайшие сроки.

 Кроме того, Ханимов лично просил директоров стекольного завода и кожзавода построить железные ворота для еврейского кладбища. Все это было с энтузиазмом и быстрыми темпами сделано. Таким образом, были благоустроены и мусульманское и бухарскоеврейское кладбище.

В 1948 г. Ильяву Ханимов был направлен в Булунгурский район, где он вновь возглавил райком партии. Так было всегда: Ханимова отправляли, как правило, в те места, где были серьёзные проблемы, связанные с экономикой этого края.

Однако Ильяву Ханимов на пике больших успехов в работе заболевает. Его отправляют на лечение, после чего вновь назначают руководителем Самаркандского горпищеторга. И он, Ильяву Ханимов, своей честностью и титанической работоспособностью добивается грандиозных успехов: открывает новые торговые точки, в горах создаёт пионерский лагерь для детей...

Наш дед пытается уйти с работы, но ему поручают возглавить макаронную фабрику. И здесь работа до изнурения. Взамен Почётные грамоты за хорошие результаты в работе фабрики.

В 1966 г. он, наконец, добивается освобождения от всех обязанностей. Ему устанавливают персональную пенсию республиканского значения. До этого Ильяву Ханимова трижды представляли к Ордену Ленина, но получали отказ. Нет сомнения, что причиной была пятая графа. Он был награждён орденом «Знак Почёта».

В последние годы жизни он, продолжая быть в гуще событий, благоустраивал многие улицы (гузары) самаркандской махалли, далёкие от её центра.

Есть в его биографии ещё одна славная страница: дружба с Шарафом Рашидовым. Ильяву высоко ценил его талант, помогал ему по службе, способствовал его переезду в Ташкент на должность главного редактора газеты «Кзыл Узбекистан» («Красный Узбекистан»).   

Одной из слагаемых успеха нашего деда была его семья. Его супруга Бурхо была хранительницей семейного очага, она создавала в доме спокойную атмосферу. Вместе они воспитали трёх замечательных детей: сыновей Андрея (Авнер), Ильич (в 1948 г. в 6-летнем возрасте он покинул этот мир) и дочь Миру.

 К сожалению, их уже нет в живых. Бабушка Бурхо похоронена в 1977 г. на самаркандском кладбище напротив Хонако; Мира ушла из жизни 6 лет тому назад, отец - Андрей Ханимов совсем недавно в апреле 2023 г. (21 Нисана). Оба они похоронены на святой земле Израиля.

Дед Ильяву Ханимов умер в молодом возрасте. Ему было всего 63 года. Коварная болезнь вырвала его из объятий семьи, родных и друзей. После его смерти, согласно Постановлению органов власти в память об Ильяву Ханимове, в 1983 г., одна из улиц еврейского квартала Восток, улица Китабская, была переименована на улицу имени Ильяву Ханимова. В этот день был большой митинг возле дома, где присутствовали около тысячи человек. На митинге выступали руководство области и города, а также председатель Сиабского райисполкома Бадалов Иосиф Захарович. Установлена мемориальная доска на фасаде дома, где он жил.

Мы же, внуки Ильяву Ханимова, высоко чтим его священную память: ставим свечи, читаем поминальные молитвы. Он был один из первых бухарских евреев, занимавшим пост государственного и политического деятеля советского Узбекистана. Имя его вписано золотыми буквами в историю народов Средней Азии.

Ильяву Ханимов был величайшим Человеком в общественно-политической жизни своего .времени.

Вечная память ему! Он принадлежит к тем достойным людям Самарканда, кто всей своей созидательной жизнью заслужили бессмертие.

4 июля (28 сиван) 2024 года исполняется 55 лет со дня кончины нашего любимого деда - Ильяву Ханимова. В этот день будут зажжены свечи памяти во всех домах его внуков и правнуков.

 Внук, д-р Роман Ханимов -

Президент Фонда «Самарканд».

Нью Йорк, Израиль, Самарканд.