ЖЕНЩИНА, ОБЪЕДИНИВШАЯ ТЫСЯЧИ ЕВРЕЙСКИХ СУДЕБ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЯФФЫ КОПТИЕВОЙ

13 июня с.г. в Нью-Йорке состоялось мероприятие, посвящённое двум знаменательным датам, связанным с именем этой удивительной женщины-матери – 100-летию со дня рождения и четвёртой годовщиной ухода в иной мир. С её именем, без малейшего преувеличения, оказались связаны судьбы очень многих наших соплеменников.

Земной путь этого незаурядного человека, исчисляемый почти целым веком (1922-2018), испытал не только все круги ада, совпавшие с периодом советской эпохой, вырвавшей из семьи на десятилетние каторжные работы любимого и любящего мужа – Гавриэля. Следом вынудившей Яффу окунуться в омут непрекращающихся поисков средств существования для оказавшихся на её попечении малолетнего сына Иосифа, парализованной свекрови и ближайших родственников.

Сильная духом, целеустремлённая она вступила в противоборство с тяжкими обстоятельствами, обступившими её со всех сторон, помня и веруя, что за ней Создатель, Чья проверка на верность и на духовную стойкость своей паствы ограничена лишь их реальными возможностями преодолевать эти труднейшие экзамены. И она выдержала, победила.

Нет, Яффа не была ни политиком, ни общественным деятелем. Она посвятила всю свою жизнь материнству, семье, всему тому, чтобы её дом познал обычное счастье простых людей, покоящееся на взаимопонимании, любви и преданности.

Она победила в схватке с жизнью лишь потому, что, будучи безраздельно преданной детям, семье и дому, поставив эту нравственную триаду во главу каждого своего шага и действия, показала на практике: каждое её слово никогда, ни при каких условиях не расходилось с делами.

Почувствовав по письмам мужа из колонии на Севере, что его силы на исходе, Яффа добивается, проживая в Самарканде, через Москву, разрешения на свидание с мужем в далеком уральском Краснотуринске. В январскую стужу с тяжелейшими чемоданами, заполненными провизией, в военном обмундировании, с несколькими пересадками на забитых людьми железнодорожных перегонах и попутках она добирается до этого страшного пункта. «Ещё немного, родной мой, любимый, потерпи. Дома тебя ждёт твой сын Иосиф. Он очень любит тебя»,–внушала мужу Яффа. В тех условиях, в то жестокое время эти слова из уст жены были бесценны. Тем более, когда вокруг ежедневно погибали сотни безвинных людей, в числе которых оказался старший брат Гавриэля – Илозор. Среди этих несчастных её муж – кристально чистый школьный педагог математики, загнанный в кромешный ад по воле некого доносчика и обычного завистника. Как не вспомнить здесь крылатое латинское выражение: «O tempora! O mores!»–«О времена! О нравы!», гуляющее по свету многие столетия, но не теряющее своей актуальности до сего дня.

Но самое главное ожидало впереди. Пробежали годы, на пути оказалось немало добрых и трагичных событий, счастливых и грустных дней. Яффе было всего 48 лет, когда не стало отца её детей и мужа – Гавриэля. Как только Союз слегка в 1973 г. приоткрыл свои двери, она ни минуты не сомневаясь, вместе с двумя сыновьями-подростками Ильёй и Рафаэлем с первым эшелоном покидает Душанбе. Впереди был Израиль, затем Вена, а впоследствии Нью-Йорк.

Жизнь удалась. Семья оказалась в одном городе, рядом. Дети определились в личном плане. Трудолюбие, жизненный опыт и традиционные еврейские деловые гены принесли результаты: твёрдую почву под ногами, активную общественную деятельность во имя блага родного этноса на американской земле и, что самое главное, благородные усилия Коптиевых в контексте социального сохранения бухарской семьи и молодёжи в новой непривычной обстановке.

Когда мы подчёркиваем усилия Яффы в объединении тысяч еврейских судеб, то имеем прежде всего в виду её колоссальную роль, поддержанную близкой подругой Мирой Алишаевой (вечная память!) в организации культурно-религиозного Центра «Бет Гавриэль», превратившегося со временем в мощную социальную структуру, включающую синагогу (не за горами открытие её нового здания), трёхступенчатую иешиву, где обучаются более шестисот детей, и современную микву-красавицу. Именно эти две мамы, Яффа и Мира, со схожими судьбами и мужьями тёзками, 25 лет назад обратились к своим сыновьям с просьбой открыть бухарскую синагогу, носящую имя их покойных отцов.

В стенах этого тёплого дома, где функционируют десятки программ, каждый год очень многие молодые люди находят своё личное счастье, новых друзей, ответы на массу интересующих их актуальных вопросов.

Тем самым Яффа не только способствовала выявлению надёжных жизненных путей для своих детей, многочисленных внуков и правнуков, но и дала реальную надежду огромному числу наших соплеменников выстоять в современном очень сложном мире, найти для себя и своих близких правильные духовные ориентиры для движения в праведном направлении.

Светлая память и вечная признательность этой незаурядной женщине- матери, другу и наставнику никогда не иссякнут в сердцах нашего народа.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ