НАУКА ПОД НАЗВАНИЕМ «СЕМЬЯ»!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» И.Шимоновым

Великий Лев Николаевич Толстой, будучи в преклонном возрасте – ближе к 80-ти годам, изучил в совершенстве иврит с тем, чтобы в подлиннике читать Талмуд. Именно ему принадлежит известная мысль, ставшая афоризмом, что семейное счастье как бы одномерно, а несчастливость в браке, неустроенность и взаимное недопонимание проявляются в бесчисленном множестве вариантов. «Согласитесь со мной, – подчёркивает в данной связи раббай Имануэл Шимонов, – что любая профессиональная деятельность, претендующая на высокий результат, требует от человека соответствующей квалификации и знаний. Но почему-то далеко не всегда принято считать, что супружеская жизнь, помимо любви и взаимного притяжения двух сердец, не менее ответственная специфическая профессиональная деятельность, также требующая серьёзных знаний, на базе которых брачные партнёры с годами приобретают необходимый опыт.»

В.К.: – Можно ли предположить, что отсутствие подобных знаний нередко становится причиной распада семей, что, к великому сожалению, в последнее время становится всё более и более ощутимым?

И.Ш.: – Вне всякого сомнения. Поэтому, согласно еврейским традициям, я совместно с раббанит Эстер систематически проводим цикл специальных занятий с теми, кто готовятся к хупе и созданию семьи, чтобы вооружить молодых людей кругом необходимых знаний, способных уберечь их в будущем от опрометчивых шагов и помочь созданию прочного, надёжного, спаянного любовью еврейского дома.

Следует иметь в виду, что еврейские традиции досконально раскрывают суть, смысл, содержание и законы, которым обязана подчиняться супружеская жизнь, что на русском языке принято определять как «Чистота еврейской семьи», в русле которой должны развиваться взаимоотношения между сторонами брачного союза. Большинство этих постулатов связано с непреходящей ролью женщины в обеспечении семейной гармонии, хотя и роли мужчины уделяется достаточно серьёзное внимание. Естественно, что каждый еврей и еврейка обязаны чётко представлять себе эти законы. В противном случае отношения могут строиться вслепую, по наитию, в результате чего далеко не всегда принимаются правильные решения, а ненужные эмоции и изъяны характера излишне воздействуют на семейный климат, оборачиваясь разноликими проблемами, обидами, а нередко и разрывом брачных уз.

В.К.: – Не затруднит ли Вас конкретизировать эту мысль?

И.Ш.: – Заметьте, что современная медицинская наука однозначно подтверждает своё абсолютное соответствие еврейским традициям, касающихся чистоты еврейского брака. Сегодня многократно доказано, что женщина аккуратно соблюдающая эти законы, имеет гораздо меньше проблем со здоровьем. Например, прежде чем назначить дату свадьбы, необходимо проконсультироваться у раббая с тем, чтобы избранный день не препятствовал с точки зрения еврейских традиций, в частности, физиологических моментов, объединению двух любящих сердец. Делается это заблаговременно, с учётом дня посещения миквы и т.д.

В.К.: – Насколько мне известно, проводимые Вами и раббанит Эстер занятия носят строго индивидуальный характер и построены в соответствии с определённой программой. Так ли это?

И.Ш.: – Конечно. В общих чертах скажу вам следующее. Мы прежде всего акцентируем внимание молодых людей на вопросах о роли мужа и жены в создании нормальной взаимоуважительной семьи, что представляют собой еврейский папа и еврейская мама, как воспитывать детей, строить отношения с родителями и т.д. Темы эти настолько актуальны, что многие пары, посещавшие занятия, становятся нашими друзьями, мы поддерживаем с ними тесные отношения, они впоследствии вливаются в нашу синагогу как члены общины «Бет Гавриэль».

Самое важное, что у этих людей есть всегда возможность обратиться к нам с вопросом, посоветоваться, как быть в той или иной конкретной ситуации. Недаром говорят, «если бы молодость знала, если бы старость могла». Мы всегда готовы оказать содействие, помочь разобраться в возникающих тех или иных семейных проблемах. Ведь в Торе имеются ответы на самые сложные вопросы. Главное – найти их и сделать достоянием человека.

В.К.: – Что сегодня, на Ваш взгляд, г-н раббай, более всего потворствует распаду семейных союзов?

И.Ш.: – Мне в еврейском суде поручено заниматься проблемами разводов и большинство пар, которые обращаются с просьбами о получении «гет», как правило, нерелигиозные, а стало быть и не соблюдающие законов «Чистоты еврейской семьи», что, на мой взгляд, является одной из важнейших причин неустойчивости брачных отношений.

Те же, кто учились в иешивах, как правило, осведомлены с нравственными основами еврейских брачных отношений. Тем не менее мы и с ними проводим индивидуальные занятия в размере 3-4 уроков, без чего не рекомендуется организация обряда хупы.

В.К.: – Америка обнажила очень многие противоречия семейной жизни, связанные с материальной стороной быта, взаимоотношениями с родителями и массой других вопросов. Насколько всё это находят отражение в Ваших уроках?

И.Ш.: – Каждый наш урок – это реальная жизнь, ибо процесс создания семьи представляет собой сложную науку, настоящий университет жизни с множеством факультетов, студентами которых каждый из нас будет до глубокой старости. Но особенно сложными являются первые годы, а потому мы стараемся извлечь максимум пользы из наших уроков. Опыт свидетельствует, что приобретённые знания помогают молодым людям успешней преодолевать сложности в особенности адаптационного периода брачного союза.

В.К.: – Случается ли так, когда Вы и раббанит Эстер нутром чувствуете, что появившаяся на занятиях молодая пара не подходят друг другу, что связь эта случайна и ничем хорошим окончиться не может?

И.Ш.: – Встречается, к сожалению, и подобное, хотя и нечасто. Но в данном случае мы уже ничего изменить не можем, ибо решение принято и делиться своими сомнениями с кем-либо вслух было бы неправильно. Тем более, что и мы можем в подобных случаях ошибаться. Другое дело, что видя явное несоответствие между молодыми людьми, необходимо очень осторожно и ненавязчиво коснуться таких тем, которые помогли бы им в будущем преодолеть возможные сложности и построить хорошую семью. Примеры подобного рода имеются. Очевидно одно: создание семьи в жизни каждого человека – это самый ответственный шаг, а потому не следует молодым людям торопиться и принимать опрометчивые решения.

Хорошая, прочная, надёжная семья – это не только, когда сердце ёкнуло, но и голова на месте. А потому очень важен в данном вопросе, прежде всего, совет и мнение родителей.

В.К.: – Хочу заметить ещё раз, что тема семьи в общине «Бет Гавриэль» является несущей, приоритетной. Проводимые Вами, г-н раббай, и раббанит Эстер уроки можно квалифицировать как своеобразный первый шаг, предвосхищающий реальное вступление молодых людей в новую, зачастую таинственную, со многими неожиданностями жизнь.

Подготавливаясь к ней, набираясь на Ваших уроках первого опыта, женихи и невесты впоследствии применяют полученные знания в конкретной обстановке, сдавая каждый день на протяжении всей жизни тысячи экзаменов, каждый из которых открывает дорогу либо к счастью, любви, взаимопониманию, либо к размолвкам, отчуждённости, а нередко, к сожалению, и потери самого ценного, что есть в судьбе каждого человека – семьи.

В.Кандинов