ЕВРЕИ – ИЗБРАННЫЙ НАРОД  ИЛИ ЗА ЧТО ТАКАЯ «ПРИВИЛЕГИЯ»?!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» раббаем Имануэлом Шимоновым

Хотя с той далёкой поры, когда Творец определил евреев как избранный народ, прошли тысячелетия, споры вокруг правдивости и правомерности этого факта не утихают по сей день, возбуждая горячие дискуссии между сторонниками и противниками данной точки зрения. Для открытых воинствующих антисемитов – это, как им кажется, дополнительный козырь или убедительный факт, позволяющий уличить евреев не только в лицемерии, ханжестве и высокомерии, но и вскрыть истинные причины массовой неприязни и нелюбви к народу Книги, лежащие в основе многовековых рецидивов погромов, гонений, изгнаний и физического истребления.

«Кто вас избрал, – беснуются на митингах, диспутах, в СМИ, крикливые оппоненты, – кто дал вам право назначить самих себя над всем остальным миром, провозгласить самыми, самыми продвинутыми, умными и талантливыми, не имея на то никаких ни физических, ни моральных оснований. Разве в вашей среде мало своих доморощенных бандитов, воров, рецидивистов. И после всего этого вы осмеливаетесь утверждать, что являетесь избранным народом». «Прекратите заниматься собственным восхвалением и возвеличиванием и это как рукой снимет причины для антисемитизма», - утверждают они.

Может быть за нами в действительности имеется подобного рода «грешок» мании величия, излишней амбициозности, безосновательного собственного возвеличивания, необоснованного подчеркивания своей исключительности, что может давать основания современному пестрому мультикультурному обществу видеть в евреях людей с гипертрофированным чувством самомнения и выпячиванием претензий на избранность?

Этот вопрос мы адресуем раббаю Имануэлу Шимонову, поскольку, судя по всему, его актуальность и сегодня не утратила своей остроты.

Равв И. Ш.: – Это очень уместный и важный вопрос, как с точки зрения грамотного противостояния современному многоликому антисемитизму, так и более четкого напоминания и акцентирования внимания на основные цели и задачи, которые призваны решать еврейские религиозные организации, во-первых, и каждый еврей, особенно из числа близких к Всевышнему, во-вторых.

Действительно, когда и где, в силу каких причин и, самое главное, кем еврейский народ оказался возведенным в ранг избранного. В конце концов, правомерно также спросить, по каким критериям был сделан этот выбор. Возможно, евреи были более богатыми, образованными, красивыми и тем самым выделялись из общей массы людей.

История доносит до нас сведения, согласно которым 600 тысяч евреев, из числа покинувших Египет после четырёхсотлетнего рабства, стали свидетелями дарствования Всевышним Торы еврейскому народу у подножья горы Синай. Причем, Он изначально на открытой конкурсной основе предложил свой Кодекс Мироздания всем народам мира на условиях соблюдения Его десяти заповедей, исключающих право человека на воровство, убийства, овладение чужим имуществом и т.д. Однако в ответ на это великое предложение, гарантирующее людям социальную справедливость, о чем извечно мечтал и продолжает мечтать по сей день человек, народы мира отвергли эту инициативу Творца, заявив, что навряд ли смогут отказаться от своих врожденных привычек грабить, воровать, заниматься обманом и т.д., что стало уже для них естественным повседневным образом жизни. Лишь евреи с огромным почтением отнеслись к этому великому предложению и, приняв от Всевышнего Тору, заверили Его устами Моше в своей готовности строго следовать её заповедям и предписаниям.

В. К.: – Что же помешало реализации этой великой программы Творца?

Равв И. Ш.: – Напомним, что первый человек, оказавшийся в Ган Эден (райский сад), соблазнившись, совершил первый грех, роковую ошибку, положив тем самым начало длительному процессу преодоления этого заблуждения. Иными словами, Творец поставил перед человеком глобальную задачу – исправление мира, что на иврите означает Тикун Олам. Евреи, как уже нами отмечалось, без малейших колебаний и сомнений по просьбе Создателя согласились возложить на себя решение этой чрезвычайно актуальной задачи. Уже сам по себе факт решительности, с которой евреи отреагировали на предложение Создателя взять на себя всю мощь ответственности по исправлению мира, его развития в направлении социального прогресса, свидетельствует об избранности этого мужественного, уверенного в своих силах и нравственной правоте народа.

Создатель остановил свой выбор на евреях в силу того, что успел обратить внимание на их праотца Авраама, на его искреннюю старательность и ответственность в работе и делах. Именно это обстоятельство побудило Всевышнего во всеуслышание объявить о Своих намерениях сделать Авраама родоначальником народа, способного возложить на себя благородную миссию по исправлению ошибок, греховности, проникших в среду людей.

В. К.: – Какую линию поведения избрал еврейский народ и его лидеры, оказавшись по воле Создателя в качестве избранного?

Равв И. Ш.: – Несмотря на все тяготы, выпавшие на долю евреев, они от своей миссии избранности никогда не отказывались. При этом, они не навязывают никому свою точку зрения, не зазывают в свои ряды, союзники или сочувствующие. Напротив, те, кто изъявляют подобные желания, многократно предупреждаются, что еврейство – это нелёгкая миссия и, скорей всего, представляет из себя комплекс очень сложных обязанностей, но никак не привилегий.

Коме того, евреи никогда не ставят вопрос, кто из народов лучше. Его избранность воспринимается в гуще соплеменников исключительно в качестве духовной субстанции, но опять-таки никак не материальной. В случае, если речь заходит об еврейской избранности в сфере материальной, то судьей здесь может выступать лишь Всевышний, ибо только Ему дано право обогатить или разорить кого бы то ни было, дать или отнять, выделить, поднять на высоту или растоптать, ударить оземь. Жизнь систематически подтверждает реальность и перманентность этого явления.

В. К.: – Не могу до конца уразуметь механизм и логику еврейской избранности. С одной стороны, Создатель, как Вы только что подчеркнули, в силу объективных причин и обстоятельств поднял на пьедестал избранности именно евреев, поскольку они устами и высоким авторитетом Моше гарантировали свою строгую и неотступную приверженность Его законам и устранению грешности, проникшей в среду иудейского племени. Но, с другой стороны, как можно объяснить, что будучи избранным народом, посланником Всевышнего на земле, Его признанной надеждой на преодоление греховности, опутавшей многие деяния людей, именно евреи оказались объектом и многовекового геноцида, и гонений, и унижений, и беспощадного истребления? Не уж то – это страшная, непомерно высокая плата и кара за избранность?

Равв И. Ш.: – Еврейская избранность, определённая Создателем, никак, ни при каких условиях не может быть отнесена к числу национальных привилегий, дарованных непомерных преимуществ, выделения из общей людской массы, как бы «по блату», то ли предписанной, то ли незаконно добытой ловкими людьми с «черного» хода в небесных кабинетах. Напротив, избранность в данном случае есть не что иное, как колоссальная ответственность, тяжкий, изнурительный и порой опасный труд, добровольно принятый евреями на свои плечи во имя исправления и устранения несправедливости в бесчисленном множестве её ипостасей, привнесенных человеком с первого мгновения своего появления в материальном мире, благодаря замыслу Всевышнего, с одной стороны, но вопреки Его неприятию и отрицанию грешности, как таковой, с другой стороны.

Возвеличивая евреев по их праведным делам, по целому ряду объективных критериев, вкладывая в их сердца духовную мощь своих законов, призванных очистить помыслы людей от крамолы, что не может не влиять, как результат, и на их поступки, Создатель, вместе с тем, дал своим избранникам право выбора при принятии тех или иных конкретных решений. Именно это право выбора служило и служит по сей день объективной благодатной почвой для игнорирования частью людей предписаний, законов и заповедей Творца, что, в свою очередь, порождается и связано со степенью близости человека к Нему, с мерой почтения, преклонения перед Ним и, если хотите, боязни последствий Его праведного гнева.

Иными словами, противоречия между требованиями Создателя, его законами и заповедями и характером нелегитимного с точки зрения религии выбора, предпринимаемым человеком в тех или иных конкретных условиях, становятся причиной для различных наказаний, выливающихся подчас в трагедии и катастрофы. Взять, к примеру, причины Катастрофы (Холокоста) еврейского народа в годы Второй мировой войны. При всей их множественности и разнообразии, основным поводом для геноцида немецких евреев, а впоследствии и всего европейского еврейства послужил тот факт, что евреи Германии уверовали в возможность, желательность и необходимость своего растворения в культуре титульной нации, когда «инородец», «чужак», теряя бдительность, бросает себя на произвол бушующих ассимиляционных волн, забывая при этом, кто есть кто. Цена этой забывчивости, основанная на уверенности в возможности безболезненного превращения немецкого еврея в немца, исповедующего иудаизм, если это так, обошлась в 6 млн. еврейских жизней. Кстати, нет абсолютно никаких гарантий, что трагические события недавнего прошлого еврейского народа не могут повториться вновь, если учесть нынешнюю степень его ассимиляции путем вступления в смешанные браки в США и многих других странах. Другое дело, что успешное развитие еврейского государства снижает эту вероятность новых бед для народа Книги до минимума. И тем не менее каждый еврей обязан помнить, кто есть кто в нашем бренном мире, не упуская при этом из поля зрения уроки прошлого.

В. К.: – И всё же мне бы хотелось более основательно углубиться в один из наиболее важных срезов этой острой проблемы. Порой можно услышать мнение оголтелых недругов евреев, что они якобы сами своими действиями и поступками провоцируют антисемитизм, навязывая окружающим мнение о присущей им исключительности, природном уме, в силу которых Творец возвел их в ранг особых, избранных. Насколько подобного рода утверждения могут соответствовать истине?

Равв И. Ш.: – Учитывая неумоляемую важность этой темы, давайте ещё раз углубимся в неё, но как бы с другого ракурса. Действительно, вряд ли человек, подчеркивающий явно или завуалированно, скрытно свою избранность, способен вызывыать уважение, не говоря уже о симпатии, окружающих, в том числе даже среди соплеменников. Поэтому избранность еврейства, смысловое содержание этого явления, определённое Творцом, требует глубокого понимания, а стало быть нуждается во всесторонней расшифровке.

Давайте изначально заметим, что Творец никогда не давал повода евреям подчёркивать свою исключительность и избранность среди других народов, априори считать себя более высшими существами, более «качественными», если хотите, от рождения, по происхождению, генетически. Нет спора, развивать, культивировать подобного рода убеждения в общественном сознании и психологии народа, заострять внимание на том, что «мы» не такие, как все прочие, а лучше, талатливей, способней, рожденные лишь для того, чтобы понукать другими, командовать, управлять. Тем более, унижая при этом своих подчиненных, что чревато большими опасностями, граничащими с расизмом. Достаточно вспомнить об известной идее «превосходства арийской расы», стоившей человечеству более 50-ти миллионов человеческих жизней, включая шесть миллионов евреев, в числе которых оказалось более двух миллионов детей.

Разве евреи редко слышали в свой адрес оскорбления, которые вслух неудобно произносить. Разве редко звучали обидные прозвища, относящиеся к людям разного происхождения типа: «зверь», «дикарь», «чурка», «черномазый», «ок кулок» и т.д.

Хочу сразу же заметить, что еврейский образ жизни с его отличительными особенностями не есть чья-то произвольная выдумка, а следствие воли Творца, положившего в основу его фундамента признаки избранности народа Книги (кошрут, соблюдение субботы и многое другое). Это не наша «еврейская выдумка», следствие «нашей высокомерности», желание выделиться, как кому-то может казаться, а твердая воля Творца: «...тебя избрал Всевышний, чтобы быть ему народом... Соблюдай же заповеди и законы, и уставы, которые Я заповедую тебе...» Эта определяющая мысль избранности еврейского народа повторяется в Торе многократно.

Еврейский образ жизни отличается от прочих уже тем, что мы не употребляем свинину, не пользуемся по субботам транспортом, телефоном и многое иное. Не думаю, что эта особенность быта евреев должна кого-то раздражать или действовать на нервы.

В. К.: – Ксенофобия, шовинизм – болезни, которые, к сожалению, живучи и евреям они хорошо знакомы по симптомам антисемитизма. Имеются ли какие-либо надежные средства, способные хоть как-то урезонить эту вечно гнетущую ползучую духовную болезнь, отравляющую жизнь как тех, кто ею страдают, так и евреев, против которых она направлена?

Равв И.Ш.: - Не может быть двух мнений по поводу того, что уважение, симпатии или неприязнь к тому или иному народу, в определённой степени зависят от характера действий этого народа, насколько он открыт и благосклонен к своим соседям, к тем, с кем ему приходиться бок о бок работать, торговать, обмениваться культурными ценностями и научной продукцией и многое другое.

Но, судя по позиции занимаемой Создателем, подлинная причина характера взаимоотношений между евреями и другими народами находится, прежде всего, в поле ведения других народов и других людей, от выбора которых зависит, насколько могут быть толерантны и взаимовыгодны эти связи. Ведь благосклонность Создателя к международному сообществу во многом складывается под воздействием меры терпимости к евреям. «И благословлю Я благословляющих тебя, а проклинающих тебя – прокляну, и благословение (получат через тебя) народы земли», – утверждает Творец.

В. К.: – Недавние действия Дональда Трампа, сопряженные с его решением ограничить суммы ежегодных вливаний США в бюджет ООН и одновременно лишить ПА американской помощи, есть наглядное подтверждение Ваших слов, поскольку обе эти структуры не скрывают своих враждебных намерений в отношении еврейского государства.

Равв И. Ш.: – Абсолютная истина, более чем уместные факты в подтверждение нашей мысли. Место евреев в современном мире, как и тысячи лет назад, предопределенно их праведной миссией нести благословение народам мира. Но эта миссия должна подпитываться обратными адекватными шагами со стороны народов мира по отношению к евреям, т.е. они должны быть взаимно обусловленными. Эта взаимность является не дежурным ритуалом обоюдной вежливости, а обязательным неизбежным инструментом, обеспечивающим эффективное исполнение евреями наказа Всевышнего о благоденствии народов мира.

Иными словами, еврейская добродетель должна выступать в качестве ответной реакции на расположенность и понимание окружающего мира, с одной стороны, и возбуждать, усиливать проявления этой расположенности своим благословением каждому народу, с другой стороны.

В. К.:  – То-есть Вы хотите сказать, что в данном случае даёт себя знать объективный закон взаимовлияния и взаимопроникновения прямой и обратной связи, вне которой практически не может нормально функционировать ни одна позитивно развивающаяся материальная и духовная система. Я Вас правильно понимаю?

Равв И. Ш.: – Абсолютно!

В. К.: – В таком случае истина на нашей стороне. Нельзя не обратить внимание, что еврейская добродетель, как важнейший фактор проявления избранности народа Книги, несмотря на все препоны и сложности, меняет мир и, в частности, вносит положительные изменения в казалось бы бесперспективный арабо-израильский конфликт. Во-первых, весьма симптоматичный факт признания Саудовской Аравией Холокоста, что совсем ещё недавно ею упорно отрицалось. Её активное сотрудничество с Израилем в сфере обмена разведданными на предмет противостояния терроризму. Не исключенно, что в недалеком будущем между еврейским государством и странами персидского залива начнут развиваться торговые отношения, что ныне является предметом многосторонних дискуссий и согласований.

После признания США Иерусалима неделимой столицей Израиля, Египет заявил, что Рамалла может стать столицей Палестинского государства. Хотя это заявление, спустя сутки, было признано ошибочным, не исключено, что в Каире подобное развитие рассматривают как вполне реальное. Факты подобного рода можно приводить достаточно долго. Подвижки в этом вопросе на лицо, как следствие еврейской добродетели (госпиталь на Голланах на границе с Сирией во время недавней войны, где медицинскую помощь получали обе конфликтующие стороны, руководство ПА и ХАМАСа, как правило, решают свои проблемы и проблемы своих родственников со здоровьем в Израиле).

Тем самым, по крупицам, с оглядкой в арабском обществе зреет понимание, что еврейское государство не враг, что с его помощью этот регион Ближнего Востока может быть превращён в цветущий сад, где в дружбе и согласии смогут жить оба народа, торгуя, учась и пользуясь всеми благами современной цивилизации. Не случайно, сегодня в кулуарах постоянных встреч Б.Нетанияху и В.Путина зандируется почва с тем, чтобы переломить характер отношений между Израилем и Сирией, доведя до сведения Б.Асада мысль, что еврейское государство готово изменить враждебный ход этих отношений и направить их в русло взаимопонимания.

Имеется немало фактов, свидетельствующих о реальности этой тенденции, что время всё интенсивней и интенсивней работает на Израиль, а не на тех, кто мечтает об его уничтожении. Публикуемые ныне результаты социологических опросов в различных исламских странах говорят о том, что кривая общественного мнения здесь всё больше и больше смещается в сторону налаживания отношений с еврейским государством.

Равв И. Ш.: – Всё закономерно и естественно, ибо по-другому не может и не должно быть. Приведенные вами факты являются ещё одним убедительным свидетельством, подтверждающим основопологающую позицию Творца, согласно которой избранность евреев – это, прежде всего, их добродетель во имя исправления и улучшения мира во вселенском планетарном масштабе, которая будет порождать ответную реакцию других народов в форме стремления к дружбе и сотрудничеству с народом Книги. Эта взаимообусловленная зависимость предопределена Творцом, сделавшим её источником еврейской избранности, под которую Он подвел прочный и надёжный фундамент: стремись к добру в большом и малом и успех придет, несмотря на все преграды и препоны, ибо такова воля Творца.

В. К.: – Вывод, напрашивающийся как результат нашей беседы, во многом очевиден. Еврейская избранность, определённая Творцом, по своему содержанию – никак не может быть увеселительной прогулкой с гордо поднятой головой, взирающей на праздничную публику, с вожделением встречающую своих кумиров. Еврейская избранность – это тяжелейшая обязанность, априори доверенная народу, не сомневающемуся в правоте и необходимости своего дела, готового на жертвы и не боящегося трудностей, о чём красноречиво свидетельствует вся еврейская история.

Сердечная Вам благодарность, уважаемый раббай, за содержательную беседу, дающую возможность нашим читателям во многом прояснить свои представления об одной из вечных проблем иудаики.

В.Кандинов