АНТИСЕМИТИЗМ: СЕКРЕТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От редакции: Мне с молоду не дает покоя мысль о причинах вечной нестареющей злобности шовинизма и ксенофобии, особенно в форме антисемитизма. Кто, почему и во имя чего воспроизводят эту нечисть, отчего она такая живучая и неистребимая. Соображения по данному поводу, содержащиеся в статье израильского ученого Льва Кноринга, часть которой мы здесь приводим, не только оригинальны и по содержанию, и по форме, но в какой-то мере проливают дополнительный свет на вопросы избранности народа Книги.

 

Антисемитизму посвящено много работ. Обычно его истоки видят в действиях самих евреев. Приобрела всеобщее хождение простая формула, которая гласит: «Евреи сами виноваты в своих бедах». А их вина при этом видится по-разному. То евреев обвиняют во всеобщем мировом заговоре, то им приписывают управление всей международной политикой с помощью денег, то они, якобы, наносят своими творениями ущерб культуре того народа, среди которого живут, извращая эту культуру и направляя ее развитие по неверному пути. То они трусы и негодяи, избегающие участия в военных действиях и отсиживающиеся в тылу. Да мало ли в каких еще прегрешениях можно обвинять евреев. Было бы желание.

При этом, что характерно, всегда вина за действия отдельных представителей еврейского народа возлагается на весь народ. И если, как пример, Столыпина убил еврей, который по еврейским законам уже евреем то не был, то ответить за это должны были все евреи. По-моему, евреи–единственный народ, на который возлагается коллективная ответственность за дела любого его представителя, даже крещенного, даже такого, который себя евреем не считает. В связи с этим я должен заметить, что если отвлечься от всей системы представлений в целом и не рассматривать ее во всей сложности, а выдергивать из нее отдельные элементы, не увязывая их между собой, то многим из них можно придать отрицательный и даже зловещий характер. Именно этим и заняты антисемиты.

Из того, что я описал выше, из особого предназначения евреев для выполнения определенной функции среди народов всего мира легко выдернуть и враждебность евреев всему сущему, и их засилье во властных, финансовых, культурных и информационных структурах. И даже можно отказать им в праве называться людьми. И обвинять их в космополитизме и непонимании души того народа, среди которого они живут... И все это будет выглядеть очень правдоподобно. Так же правдоподобно, как и то, что солнце вращается вокруг земли, ведь мы же это сами видим каждый день. Правдоподобно, но далеко от истины. Антисемиты используют определенные факты, но дают им свою интерпретацию, на основе которой выстраивают огромное здание лжи.

Все публикации, как мне кажется, рассматривают проблему с частных позиций. Большинство подходит к этой проблемы с точки зрения историка, пытаясь найти корни антисемитизма в историческом прошлом, или, попросту говоря, в том, что евреи, с их точки зрения, плохо себя вели на протяжении всей своей истории. И сейчас тоже продолжают свою вредную деятельность. Тут уже вносят свой вклад писатели, журналисты и профессиональные обработчики человеческих мозгов.

«Научное» обоснование антисемитизма. Примером весьма своеобразной интерпретации известных фактов является книга Кевина МакДональда, профессора факультета психологии одного из калифорнийских университетов (Университет штата Калифорния – Лонг-Бич) под названием «Разделение и недовольство: об эволюционной теории антисемитизма».

Автор признает моральное и интеллектуальное превосходство евреев. Но считает, что добились евреи этого не в силу своих природных данных, а искусственным образом, создав специальную рассово-ориентированную стратегию поведения с применением принципов евгеники. Эта стратегия сводилась к увеличению интеллектуальных способностей каждого нового поколения.

С это целью евреи заботились, прежде всего, о сохранением чистоты нации на протяжении тысячелетий. Это достигалось, во-первых, за счет того, что евреи изолировали себя от окружающего мира, возведя барьеры генетическому проникновению в еврейскую среду чужеродных элементов. Этому способствовало то, что браки заключались исключительно между евреями, и даже было разрешено вступать в брак родственникам, а именно двоюродным братьям и сестрам. Во-вторых, той же цели сохранения расовой чистоты служила исповедуемая евреями религия – иудаизм. По мнению МакДональда иудаизм представляет собой светскую религию, основанную на озабоченности расовой чистотой, это, утверждает он, в высшей степени ритуалистическая религия исключения и расовой направленности, без какого-либо реального этического содержания. Он считает, что как раз иудаизм, с одной стороны, способствовал сплачиванию евреев, а с другой–выполнял функцию эволюционного отбора, т.к. евреи, которые были лишены такой сплачивающей направленности – также, как и те из них, которые не отличались большими умственными способностями,–вынуждены были покидать евреев и перебегать в другие группы.

Таким обвозом, евреи как этно-социальная группа, в качестве своей эволюционной стратегии избрали этноцентризм (читай расизм). Именно иудаизм оказался в состоянии сохранить евреев перед лицом окружающей враждебности, а фактически даже использовать враждебность для еще более упорной борьбы за первенство в интеллекте и богатстве. Конкуренция за ресурсы с остальным обществом, а также повальное образование евреев и их коллективистская и материалистическая культура, ставившая во главу угла приобретение материального богатства, привели к тому, что еврейская культура процветала, в то время как нееврейские, этнически негомогенные культуры соскальзывали в нищету.

Евреи, как утверждает автор рассматриваемой книги, воспринимались остальным миром как расово-сознательная группа, зацикленная значительно больше на чистоте крови, чем на религии, и ненавидевшая все остальные группы. Они, евреи, считали себя совершеннее других в силу высокого интеллекта и повального образования. Так что людям, среди которых они жили, казалось, что они воспринимаются евреями, как принадлежащими к совсем другому, более низкоразвитому виду. Такое разделение, однако, воспринималось с негодованием и обидой, и интеллектуалы в то время, для того чтобы противодействовать успеху еврейского меньшинства, сплачивались вокруг антисемитизма как государственной религии.

Для возведения стен против евреев, точно так же, как евреи воздвигали стены против неевреев, и была введена новая корпоративная католическая церковь. Движущей силой этой государственной религии были не теологические соображения, а необходимость сформулировать стратегию против еврейского меньшинства и его возрастающего богатства. Евреи сами вынудили другие группы к осуществлению расово-ориентированных программ, нацеленных на конкуренцию с евреями в успешном воспроизведении последующих поколений и к противодействию экономическому успеху евреев. Таким образом, антисемитизм – это реакция на используемые евреями методы генетического совершенства, на эволюцию группы высокоинтеллектуальных людей с использованием евгеники.

Одним словом, суть воззрений автора сводится к обоснованию старого, уже избитого аргумента, что евреи сами во всем виноваты. Они сами, де мол, создали антисемитизм. Вот такая вот теория. Очевидно, что здесь все с ног поставлено на голову.

Истоки антисемитизма. Н.А. Бердяев, выдающийся религиозный философ, в книге «Христианство и антисемитизм» (Париж, изд. Религ-филос. академии, 1938) указывал: «В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензию на то, что Эйнштейн, открывший закон относительности, еврей, что еврей Фрейд, еврей Бергсон, то это есть претензии бездарности. В этом есть что-то жалкое».

Примерно о том же говорит и А.Е. Бовин. В книге «Записки ненастоящего посла» (Москва, изд. Захаров, 2001 г.) он так описывает истоки антисемитизма: «Антисемитизм есть в значительной мере проблема самих антисемитов, выражение их комплексов неполноценности, собственной ущербности и неудовлетворённости. Антисемитизм–утверждает А.Е.Бовин–реакция на непохожесть, необычность евреев, на их фанатизм, как виделось со стороны, в отстаивании, оберегании своей веры, своих обычаев, своего образа жизни, реакция на их взаимовыручку, взаимную поддержку, необходимые для выживания народа во враждебных условиях. Это – как кажется А.Е. Бовину–самая общая, уходящая в древность причина. Далее–«подпричины». Бытовой, «низовой» антисемитизм питался образами евреев–ростовщиков, торговцев, корчмарей и прочих шейлаков мелких калибров. Антисемитизм «верхов», элитный антисемитизм отражал, как думается, боязнь конкуренции способных талантливых людей в науке, искусстве, управлении, а также в торгово-финансовых делах крупного масштаба. Питают, поддерживают антисемитизм разного рода мифы («кровь младенцев» и т.п.), первоначально возникшие в недрах христианства, а затем ставшие элементом массового сознания. Наконец, нельзя не сказать и о том, что нередко «власть предержащие» используют (и насаждают) антисемитизм, рассчитывая таким путём получить поддержку определённых социальных групп. Антисемитизм характерен для люмпенизированной маргинальной части общества, а также для политиков, чей умственный потолок не может подняться выше заговора». К этому я бы еще добавил извечный христианский антисемитизм, который всегда был неотъемлемой составной частью нашей цивилизации с его мифом о распятии евреями Христа.

А.Эйнштейн также высказался по этой проблеме: «Преступления, в которых евреи обвинялись на протяжении всей истории, преступления, которые использовались как повод для оправдания жестокостей и зверств по отношению к ним – непрерывно менялись в зависимости от обстоятельств. Евреи обвинялись в отравлении колодцев. Про них говорили, что они убивали младенцев в ритуальных целях. Их ложно обвиняли в систематических попытках экономического господства и эксплуатации человечества. Псевдонаучные труды изображали их как низшую и опасную расу. Их считали подстрекателями войн и революций в личных эгоистических целях. Их представляли одновременно и опасными инноваторами, и как врагов истинного прогресса. Их обвиняли в фальсификации культуры наций путем проникновения в национальную жизнь под видом ассимиляции. И одновременно их обвиняли в упрямой самоизоляции и нежелании приспособиться к какому-либо обществу. Обвинения против евреев были невообразимы. Их подстрекатели знали, что они абсолютно ложны. Но они неизменно действовали на массы. Во времена беспорядков и волнений массы склонны к ненависти и жестокости». Он отмечает: «ненависть к евреям со стороны тех, у кого есть причины остерегаться народного просвещения. Более чем чего-либо еще они боятся влияния независимо мыслящих людей. В этом я вижу – замечает А.Эйнштейн – существенную причину свирепой ненависти к евреям в современной Германии. Для наци – группы евреи это не просто средство повернуть народное возмущение в сторону от себя. Они рассматривают евреев как ... элемент, который нельзя заставить слепо воспринимать догму, и который, следовательно, угрожает их власти из-за того, что настаивает на образовании масс». Интересно, что при этом многие считают, что именно притеснения и гонения евреев, их постоянная дискриминация создали вышеописанные особенности этого народа. В частности А.Эйнштейн склоняется к мнению, что « возможно даже в большей степени, чем в силу традиции, евреи как группа выросли на притеснениях и антагонизме, которые они всегда встречали в мире. Именно здесь, несомненно, лежит одна из главных причин ее существования на протяжении тысячелетий». Известный философ и писатель Жан – Поль Сартр, подчеркивая необычайную приспособляемость евреев к любым переменам и невзгодам, счел нужным заявить: «Евреи это то, что мы делаем из них» , видимо, он подразумевал антисемитизм.

В заключение хочу привести слова Н.Бердяева, являющиеся своеобразным ответом на претензии антисемитов: «Нет ничего легче, как убедить людей, что во всем виноваты евреи. Есть что-то унизительное в том, что в страхе и ненависти к евреям их считают очень сильными, себя же очень слабыми, неспособными выдержать свободной борьбы с евреями.... Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют большую роль в науке и философии: делайте сами великие открытия, будьте великими учеными и философами... Бороться с преобладанием евреев в культуре можно только собственным творчеством культуры. Это область свободы. Свобода есть испытание силы. И унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев».

Причины антисемитизма. Все изложенное относится скорее не к причинам, а к средствам, которые использует антисемиты. Или даже, вернее говоря, оно (вышеописанное), не затрагивает главную причину, основу антисемитизма. Причина же заключается в том, и тут я выскажу мысль, которая многим не понравится. Так вот, причина в том, что антисемитизм является еще одним механизмом, еще одним инструментом, «изобретенным» самой природой, позволяющим евреям выполнять работу по удержанию этнической системы вдали от термодинамического равновесия, иными словами, для решения все той же задачи: сохранения и развития этнической системы. Поэтому с точки зрения существования системы антисемитизм, как явление, играет положительную роль. Он способствует тому, что евреи остаются чужаками, изгоями, служит инструментом отторжения евреев и их непризнания своими в любом обществе, т.е. „заставляет“ евреев оставаться евреями и выполнять свои функции по обеспечению жизнестойкости системы, без чего система прекратила бы свое существование. Без сохранения такой изоляции евреи не смогли бы выполнять отведенную им природой работу. В итоге и евреи, и антисемиты делают одно общее дело–работают на систему. Антисемитизм – это вклад другой нееврейской компоненты системы в общее дело. Вклад этот производится через евреев, он заключается в выполнении первого условия, о котором я говорил выше, а именно поддержания изолированности евреев. Задача антисемитов: сохранить отчужденность евреев, их неприятие другими народами, всячески содействовать тому, чтобы евреи оставались изгоями. Естественно, что антисемитизм подогревается и подпитывается еще обыкновенной завистью к талантам и одаренности евреев и другим присущим им способностям, а также проистекающей отсюда ненавистью. Деятельность евреев, как правило, успешна. Если бы евреи были вполне заурядными людьми, на них бы уже давно никто внимания не обращал. Успех вызывает у окружающих зависть, а она – самый лучший генератор злобы и ненависти. Именно эти чувства окружающих служат причиной того, что предпринимается не только словесная атака на евреев, но и насильственные действия против них. Антисемитизм – это природный неизбежный спутник еврейства. Одним словом, если смотреть вглубь, то антисемитизм связан с той функцией, которую выполняют евреи. Значит, антисемитизм возник тогда, когда возникла эта функция, и будет существовать до тех пор, пока эту функцию осуществляют евреи, т.е. вечно. А всё, что описано в литературе по поводу причин возникновения антисемитизма, суть частные случаи этого общего положения. Пока существуют евреи, будет существовать и антисемитизм. Евреи и антисемиты обречены жить вместе. Вот и получается, что здесь, как и во многих других явлениях и сферах человеческой деятельности, все друг с другом связано, таковы законы взаимодействия евреев с другими народами. Вспомните модель «хищники и жертвы». Моя система представлений подводит, по крайней мере, меня к простому вопросу: почему человечество на протяжении значительной части своей истории не смогло прожить без евреев и антисемитизма? Не есть ли это, к примеру, ситуация аналогичная существованию в природе хищников и жертв? Они тоже друг без друга жить не могут. Волк, будучи хищником, ведет себя ужасно: уничтожает домашний скот и наносит большой урон хозяйству человека. И вот его попробовали истребить. И что же? Еще раз убедились в простой истине: волк–санитар леса. Нельзя его уничтожать. То же самое было с воробьями в Китае. Потом пришлось их завозить в страну из-за границы. У волка есть свои „национальные черты“, он хищник. Этим и определяется его поведение. С этими „чертами“ он рождается, а не приобретает их в процессе жизни. А как у человека, представителя того или иного народа? С национальными чертами он тоже рождается, а, следовательно, и с определенным образом мышления и поведения? И что это за лес, которому он санитар, и что это за овцы, с которыми он так себя плохо ведет? И кому это надо, какой цели это все подчинено? С хищниками и жертвами все ясно. Здесь цель–гармония в природе, сохранение определенного баланса между всеми видами живой природы. Иными словами, все подчинено цели сохранения живой природы. И с этой точки зрения нет хороших и плохих животных. А как с народами? И здесь, наверное, оценки должны вытекать из осознания самой цели, стоящей перед людским сообществом. Без формулировки этой цели все книги, написанные о евреях и антисемитизме, ничего прояснить не могут. Потому что, в этих трудах понятия хорошо и плохо определяются по отношению к чему угодно, а не по отношению к главной цели. А это допускает множество всевозможных толкований. И еще. Если есть цель, то уместен вопрос: «Человечество идет к этой цели осознанно, направляя свой путь по собственной воле, или есть механизмы, закономерности, которые ведут человечество к этой цели? И какую роль здесь играют национальные особенности? Уж не они ли, если они даются человеку изначально, определяют поведение целых народов, необходимое для существования человечества, как вида, или человека, как общественного животного? Если есть какая-то сбалансированность всех видов в живой природе, то ведь должна же быть сбалансированность и среди народов. Но как она достигается? По воле человека? Я полагаю, что всем вышеизложенным о главной причине антисемитизма я ответил на этот вопрос. При этом я хочу еще раз подчеркнуть, что антисемитизм – это свойство, данное антисемитам самой природой. Неевреи рождаются подготовленными к восприятию антисемитской идеологии, и ядовитые семена антисемитской пропаганды падают на хорошо подготовленную почву и дают буйные всходы. Евреи к формированию антисемитизма не имеют никакого отношения. Тысячу раз прав Макс Нордау, писавший об антисемитизме в Европе на рубеже XIX-ХХ веков. Он заметил: «Евреев ненавидят не потому, что те обладают некими дурными качествами, а приписывают им дурные качества потому, что ненавидят их»

Заканчивая рассмотрение антисемитизма, хочу коснуться еще одной стороны этого вопроса. Во всех рассмотренных случаях, как я уже говорил, небольшая группа индивидов является более существенной, более значимой, играющей более важную роль, чем остальная часть индивидов, численность которых во много раз превышает численность этой малой группы. Евреи–малый народ, живущий среди большого народа. И роль этого малого народа отнюдь не пропорциональна его численности. Антисемиты тоже подметили эту особенность и создали много теорий и легенд о вредной сущности малых народов, об их стремлении, если не уничтожить большие народы, то отнять у больших народов их блага. И всячески пытаются ликвидировать эту, с их точки зрения, диспропорцию, несправедливость, напирая на то, что каждый народ должен быть представлен в престижных сферах человеческой деятельности пропорционально его численности. В силу указанной закономерности сделать это невозможно. Вернее, это стало бы возможным, если изменить условия, приводящие к такой закономерности. Так, к примеру, можно ликвидировать всех миллиардеров, отказавшись от рыночной экономики. Советская власть много сделала, чтобы свести роль евреев к минимуму, пытаясь заменить естественные законы командным управлением, т.е. меняя условия, при которых возникают такие закономерности. Не знаю, кому от этого стало лучше (сейчас многим стало ясно, что с исходом евреев Россия много потеряла и ничего не приобрела), но в итоге можно сказать, что советская власть с этой задачей не справилась.

Из статьи Льва Кноринга.
Феномен евреев