О ЧЁМ МЕЧТАЮТ НОВЫЕ АМЕРИКАНЦЫ БУХАРСКО-ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Данный материал приурочен к ежегодному 11-му торжественному ужину, посвященному иешиве «Шаарей Цион Охель Браха», состоявшемуся 02.11.23

Убеждён, что мечтой номер один моих соплеменников на новой земле являются прежде всего наши дети и внуки, их благополучие, возможность занять подобающее место в великой стране, с радушием принявшей нас под своё крыло. Давайте теперь по порядку, поскольку не всё однозначно в нынешнем бренном мире.

Можно смело утверждать, что впервые концентрированная компактная бухарская община появилась на территории США, на этом сосредоточении невероятно пёстрого многонационального и конфессионального ландшафта, относительно недавно: в конце 80-х и первой половине 90-х годов ХХ века. Если 30-40 лет назад, судя по экспертным предположениям, она не превышала 60 тыс. человек, расселившихся в 25-ти штатах, из которых 40 тыс. осели в Нью-Йорке, то ныне её число, по самым скромным подсчётам, наверняка превышает 100 тыс.

И хотя с позиций исторического фактора отрезок в 30-40 лет незначительный, можно уверенно констатировать, что наша община в своём подавляющем большинстве сумела успешно вписаться в новую специфическую реальность и занять вполне достойное место на её крутой притязательной социальной лестнице. Одна из её характерных особенностей, во всяком случае, по мнению многих американцев, особенно из числа специалистов социологии и политиков разного уровня, бухарский этнос успел зарекомендовать себя в Америке как достаточно закрытое образование, не стремящееся ни к ассимиляции среди местного населения, ни к растворению в традиционном «плавильном котле», ставшем в последние годы притчей во языцех.

Причём, подчёркивая негативный характер этой т.н. «закрытости», её несостоятельность в исторической ретроспективе, приверженцы этой позиции считают, что в недалёком будущем она исчерпает себя. Бухарцы, как и сотни других представителей здешнего национального и этнического безбрежного многообразия, мягко растворятся в его притягивающем манящем и соблазнительном облике, именуемом «американский образ жизни» с его высоким качеством бытия и неуёмными потребительскими возможностями.

То, что данный взгляд небеспочвенен, а в его основе заложены вполне рациональные моменты, очевидно и подтверждается многими историческими фактами.

Но в их числе имеются и такие, которые оправдывают т.н. «закрытость» молодого по американским меркам бухарского этноса. Это прежде всего опасения утраты им, особенно в среде молодых людей, подростков и детей, привычных нравственных стереотипов, основанных на устоявшихся национальных и религиозных привычках, определяющих, в частности, характер внутрисемейных отношений и многое другое.

Первые годы иммиграции зримо продемонстрировали новым американцам бухарского происхождения, что страна, впрочем как и весь западный мир, столкнулись с серьёзным кризисом в данной сфере социальной жизни, что семья потеряла здесь свой былой престижный статус. Лишь в минувшем 2022 г. каждый третий ребёнок родился в США в неполной семье, а каждый второй брак – повторный, при том, что средняя продолжительность первого - не превышает восьми лет. Первые браки, как правило, поздние, после 30-ти, ибо доминирующее место занимают вопросы карьеры, тогда как семья и дети с позиций приоритетности отступили на задний план.

Причём многочисленные исследования свидетельствуют о прямой корреляционной зависимости между количеством распавшихся семей и темпами роста молодёжной наркомании, наряду с преступностью и нездоровым пристрастием к алкоголю. Поэтому нет ничего удивительного в том, что возникший более 25 лет назад в Нью-Йорке культурно-религиозный Центр «Бет Гавриэль» своей первостепенной целью определил сохранение традиционных бухарских семейных ценностей и адекватное воспитание молодёжи.

Порой слышны недоумённые вопросы: как можно, живя в Америке, став её гражданами, пользуясь всеми её несчётными благами, пытаться одновременно сохранить былые национальные и религиозные особенности, которые по определению не могут, ну никак не способны, вписаться в новую культурную среду, основанную прежде всего на свободе воли свободного человека? Да никак невозможно этого добиться, так же как нереально человеку с удобством разместиться на двух стульях.

«Очнитесь, наконец, дорогие наши бухарские граждане. Хотите вы того или нет, но пройдёт максимум полстолетия, и вы забудете о своём приятном и привычном для души бухарском происхождении, как и тысячи иных новых американцев, оказавшихся в нашем бескомпромиссном всё нивелирующем «плавильном котле», настойчиво и целеустремлённо пестующем преданных граждан великой сверхдержавы под названием США», - патетически с уверенностью заявляют наши оппоненты.

Величие Америки заключается в том, что, ратуя за «плавильный котел», как кузнецу государственного патриотизма и преданности своим общенациональным интересам и идеалам, сформулированным отцами-основателями страны два с половиной века назад, она не отрицает одновременно права на существование легитимной многоликой «этнической мозаики» как единства и неразрывности двух противоположностей. Иными словами, «плавильный котёл» и «этническая мозаика» - это единство противоположностей двух сторон, определяющих во многом суть государственного и правового устройства нашей великой страны.

Приверженность новых американцев бухарского происхождения к относительной закрытости своего общинного образования сопряжена с одним единственным мотивом: опасением оказаться под негативным влиянием нездоровых и нежелательных процессов, вторгнувшихся, в частности, в семейную жизнь граждан западной цивилизации, усугубляемых непонятными «новшествами» в сфере гендерных отношений. На лицо проникновение совершенно чуждых в среде нашего малочисленного этноса таких явлений как «гражданские» и «гостевые» браки, «мамы и папы» номер один и номер два, попытки внесения в головы детей ненужной сумятицы об их гендерной идентификации.

На практике в реальной обстановке закрытость бухарской общины выглядит, примерно, следующим образом: если вся её гражданская жизнь полностью по всем параметрам соответствует американским стандартам (обязательная занятость, в массе своей строгая законопослушность, святость налогов и благотворительности, огромное стремление к образованию), то в семейной жизни теоретически и в реальности предпочтения отдаются сохранению традиционных национальных и религиозных устоев при абсолютном уважении и почтительности к окружающему разнообразию, свойственному нашей великой и многоликой стране.

Надежды в данном плане связываются с сохранением привычных тесных отношений между поколениями, желательностью своевременного вступления в брак в кругу соплеменников, с учётом неприемлемости того факта, что ныне в общине образовался заметный круг молодых людей в возрасте от 25-ти до 40 лет, а порой и старше, которые по разным причинам не торопятся идти под хупу. При том, что их подавляющая масса обладает всеми внешними и содержательными достоинствами для создания любимой и любящей семьи.

К тому же слишком заметными стали явления, сопряжённые с хрупкостью семейных отношений, зачастую не выдерживающих проверки времени без должных веских причин. В стране исхода факты подобного рода не бросались столь обострённо в глаза.

За 30 последних лет число бухарских синагог в Нью-Йорке достигло более сорока. Кроме того, функционируют две крупные иешивы, одна из которых «Шаарей Цион Охель Браха», возникнув более 20 лет назад при нашем Центре, сегодня обучает более 600 человек от дошкольного возраста до выпускников High School. И это ещё не предел, поскольку спрос как на посещение синагог, так и на обучение детей в системе религиозного образования и воспитания неугомонно возрастает, а существующие возможности явно отстают от реальных потребностей.

Причина в одном: не хлебом единым жив человек. Обильный стол и широко насыщаемые потребительские запросы не могут служить обязательной гарантией умиротворённой и утешенной души (дили жам), ибо чем выше поднимается планка материального благополучия, тем ниже опускаются грани нравственного достоинства общества. Таковы законы социального развития.

Возможности сытного и разнообразного стола вкупе с немыслимой перегруженностью товарного рынка, от которого рябит в глазах, без учёта их разумных границ и отсутствия должной и сбалансированной культуры потребления, рано или поздно начинают подавлять моральные ценности, низводя их порой до утраты даже элементарных привязанностей к приличиям и достоинствам цивилизованного общества. Взять, к примеру, безжалостные баталии, которые разворачиваются порой между близкими людьми, которых никак не отнесёшь к числу обездоленных, вокруг раздела имущества, оставленного родителями или в процессе бракоразводных тяжб.

Есть ли выход? Вне всяких сомнений. Законы развития нашего мироздания, сконструированные и запущенные в действие Творцом, восхищая человека своей поразительной рациональностью, таят в себе бесспорные возможности для выхода из противоречий подобного рода и многих других.

Создатель, будучи автором и бесспорным единственным владыкой всего сущего, вместе с тем не навязывает человеку условия строгой и безусловной зависимости от Его воли. Напротив, конечный выбор действий из многих вариантов, предоставляемых Творцом, полностью находятся в распоряжении личности, которой предстоит совершить тот или иной поступок, сделать решительный шаг для преодоления препятствий и достижения определённых целей.

Но где гарантии, что, предполагая тот или иной конкретный выбор из множества вариантов, щедро обозначенных Творцом, человек остановится на более оптимальном, не допустит ошибки, оплошности, более того не ввергнет себя в беду, потери, да мало ли как, тысячи вариантов.

Создатель, при всей своей демократичности, в данной ситуации однозначен: боитесь ошибочных действий, способных завести в тупик, оказаться в проигрыше, воспользуйтесь моим уникальным навигатором – Торой, способной ответить на все возникающие вопросы и отмести сомнения, подведя к единственному верному шагу, гарантирующему успех.

Богатая благоустроенная Америка при всём благополучии, как и любое иное социальное явление, не лишена своих трудностей самых различных направлений прежде всего в сфере нравственного характера. Трудолюбивый бухарский этнос, не сторонящийся никакого труда, высоко почитающий образование, в своей подавляющей массе добился здесь достойных результатов в контексте материального благополучия.

Моральную уравновешенность и нравственное спокойствие, или дили жам, как это звучит на родном языке, самый дефицитный «товар» в наше беспокойное и насыщенное стрессами время. Её за доллары не приобретёшь. Люди торопятся в синагоги, в надежде услышать нужные слова для беспокойного тревожного сердца, найти ответы на тысячи вопросов, которые их ежеминутно одолевают и прежде всего на самый главный и сложный: дети, их сегодняшний день, будущее, усилия способные сохранить с ними тепло отношений, не потерять родительские связи. Чему примеров, к великому сожалению, более чем достаточно.

До недавнего времени мне казалось, что наркомания не имеет отношений к моему этносу. Но когда произошли две первые трагедии в семьях в непосредственной близости от моего круга общения, стало очевидным, что ни один из нас не застрахован от этой нынешней вселенской беды, безжалостно бьющей в самые чувствительные места.

Последний традиционный 11-й торжественный динер, прошедший 11 февраля с.г., поражал воображение составом гостей, которых иначе чем избранная публика никак не назовёшь. В основном то были молодые и до среднего возраста родители учащихся иешивы «Шаарей Цион», включая бабушек и дедушек: как же без них в такой памятный день.

Чувствовалось, что они воспринимают это действие не как очередную «обязаловку», о как событие огромной важности в судьбах их семей, наследников, родных и близких. Так способны себя позиционировать лишь те, которые внутренне убеждены: учёба детей в иешиве, общественное доверие, которое ей оказывается, ответственность, которая на неё возлагается и надежды, которые с ней связываются, не могут не уберечь ребёнка от язв современной цивилизации. Её стены он покидает с устойчивым внутренним духовным иммунитетом, позволяющим впоследствии выбирать не только рациональные, но и Богоугодные жизненные пути, уверенно ориентируясь и сверяя своё предназначение с самым надёжным навигатором по имени Тора.

Среди многочисленных именитых гостей этого праздника находился известный израильский раббай Шмуэль Алишаев, глава крупнейшей системы религиозного образования и воспитания «Шаарей Цион Охель Браха», не только благословивший в начале нулевых на удачу и процветание идентичный проект в Нью-Йорке, но и в течение ряда лет щедро поддерживавший его развитие материально и активным личным участием. Хорошо помнится далёкое время, когда Илья Коптиев и Симха Алишаев, намереваясь открыть при синагоге иешиву, не раз выезжали в Израиль с намерением получить от него методологическую поддержку с тем, чтобы не допустить возможных промахов при проектировании и реализации этого неимоверно важного и ответственного дела.

Сегодня наша иешива переросла в заметное явление еврейской жизни не только в США, но и в Израиле. Об этом свидетельствует её широкое признание среди общественности как проверенного жизнью высокопрофессионального учебного заведения, способного обеспечивать высокий уровень религиозного воспитания и не менее серьёзную готовность выпускников конкурировать на притязательном американском рынке труда по окончанию колледжей и университетов.

Солидность данного предприятия подтверждает тот факт, что среди молодых прихожан нашей синагоги сформировалась солидная группа высокообразованных профессионалов, иммигрировавших с родителями 30-35 лет назад в детском возрасте, успевших окончить иешивы и престижные университеты и занявшие солидные места в крупных американских компаниях самого различного профиля. Именно эти люди, осознавая всю важность приобщения детей к Торе, возложили на себя волонтёрские обязанности по созданию мощной материальной базы для религиозного воспитания подрастающего поколения, как единственного условия сохранения нашего этноса в не простых условиях многоконфессиональной Америки, к тому же перегруженной демократическими традициями, зачастую граничащими с вседозволенностью.

Недавно именно эти молодые инициаторы нашего Центра создали новое подразделение иешивы – high school для девочек, образовав тем самым цельную законченную систему религиозного воспитания от дошкольного до высшего конечного, представляя тем самым молодым людям возможности для дальнейшего поступления в университеты и массу иных вариантов.

Сегодня руководство Центра при активной поддержке инициативной группы из молодёжного миньяна предпринимают энергичные действия для ближайшего переселения иешивы в новое здание с значительно большими учебными площадями, где смогут разместиться не менее 1600 учащихся. Этот важный факт свидетельствует не только о перспективном мышлении людей, причастных к реализации данного очень важного проекта для будущего бухарского этноса в Америке. Но и о том, что ныне здесь формируются молодые лидеры, способные возглавить развитие нашего этноса спустя многие десятилетия. Причём глубоко убеждённые в незыблемости исконных еврейских традиций как основы нравственного здоровья прежде всего семьи, детей и их умения противостоять вызовам современной эпохи.

Продвигая в жизнь данную идею, руководство Центра совместно с молодыми активистами заняты настойчивым поиском самых передовых методов управления иешивой, включая такую важнейшую сферу её повседневной деятельности как привлечение широкой общественности для донорской поддержки успешного развития учебного заведения. С этой целью недавно президент общины Илья Коптиев с группой молодых активистов посетили крупную и весьма успешную американскую иешиву - «Har Torah» под руководством раббая Менчина, опыт которой буквально через день стал предметом интересного обсуждения и детальной дискуссии уже в нашем Центре с участием его президента Ильи Коптиева, вице-президента Симхи Алишаева, раббая Имануэла Шимонова и группы молодых активистов.

Не вдаваясь в тонкости, замечу одну любопытную деталь. На встрече с раббаем Менчиным было подчёркнуто, что наиболее эффективной формой привлечения новых людей к донорской активности является посещение мест проживания потенциальных кандидатов к этой деятельности. Причём желательно вести разъяснительный разговор с участие дедушек и бабушек, которые, как утверждали наши визави, в силу большего жизненного опыта и авторитета в семье, быстрей и глубже входят в тему разговора и благоприятней воспринимают идеи донорской поддержки иешивы для судьбы их любимых внуков. Глядя на эту картину, родители детей также становятся союзниками этой Богоугодной процедуры.

Подводя черту под нашим скромным повествованием, не претендующим на абсолютную истину, тем не менее нельзя не подчеркнуть, что иешива сегодня для еврейских детей всё больше и больше становится не только проводником знаний способных подготовить юного человека к самостоятельной успешной жизни. Но в ещё большей степени гражданина страны, насыщенного стойким и убедительным духовным багажом, позволяющим иудею достойно пройти свой жизненный путь в мире и согласии не только с себе подобными, с самим собой, но и в близости с Творцом.

Лишь эта триединая, неразрывная связь, заложенная в систему «Человек – человек» и «Человек – Создатель», но никак ни доллары и не материальные блага, и не привилегии способны осчастливить человека, наградить его бесценным даром, называемым нашим мудрым этносом «Дили жам» и как следствие ещё и «Тани сохат». Покажите мне хотя бы одного человека, который не мечтает о награде подобного рода.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ