КТО И ПОЧЕМУ ВСТАЮТ НА ПУТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От редакции: ныне мы предлагаем в качестве очередного героя нашей рубрики «Удивительный мир удивительных людей» - Семёна Герова, одного из уважаемых членов общины «Бет Гавриэль», трепетно относящегося к вопросам благотворительности и благоденствия.

«Благотворительность (цдака) по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым»

Рав Асси (ББ.9а)

Начнём с того, что в природе никогда не было, нет и с большой долью уверенности подчеркнём, что вряд ли когда-либо, где-либо, да и кто-либо заявит публично о наличии в его распоряжении «лишних» или «много» денег. Но при таком сдержанном или, если хотите, ограничительном раскладе, в голове вряд ли возникнет мысль выкладывать деньги на благотворительные нужды, ибо «самим не хватает», да и «как завтра сложится тоже не известно».

Динамика благотворительности, её движущие компоненты на прямую связаны с тем, что растущие потребности человека всегда опережают возможности. Да и все беды человека и сегодня, и тысячи лет назад происходили и происходят от неувядаемого вечного стремления: хочу ещё, дай больше и лучше, как у соседа, только выше и красивей, желательней халяву («фудстемпы», к примеру).

А по-другому и быть не может, таким задуман мир Творцом, поскольку все многовековые бдения о справедливости, демократии и толерантности, свободе, обошедшиеся человечеству в миллиарды жизней, есть ничто иное как проявления Его же закона естественного отбора и выживания сильнейшего. Такова истина, единственно возможная в своём роде.

Мир денег сам по себе многосложен, он подчиняется массе объективных и субъективных закономерностей. Деньги, особенно большие, так же сложно заработать, как и сохранить, разумно инвестировать с тем, чтобы не потерять полностью или тем или иным образом уберечь в тех или иных приемлемых пропорциях. Конечно, желательней их приумножение: кто бы спорил.

Вокруг нетрудно обратить внимание на людей, имеющих самые различные источники доходов и стало быть: богатых, среднего уровня и бедных. Тех, кто неимоверно щедры или, как утверждают бухарские мудрецы – «они бой фель», т.е. в силу личных ментальных особенностей стараются выглядеть «при деньгах». Немало тех, кто легко расстаются с деньгами, но и тех, кто прижимисты, причём в самых различных вариантах, включая абсурдные и даже смехотворные вплоть до непроизвольной икоты.

При всей пестроте красок этой социальной картины, повязанной на деньгах и людских нравах, характерах, инстинктах, стереотипах как врождённых, так и приобретённых, есть в их числе значительная прослойка, для которой бескорыстные, идущие из самых глубинных недр души и сердца порывы благоденствия и благотворительности, служат одной из важнейших сторон жизненного цикла, без которого для них жизнь не жизнь.

Факты свидетельствуют: чем образованней, чем выше уровень материального благосостояния человека, тем выше степень его вероятной

приверженности к благотворительности, филантропии и различным проявлениям благоденствия. В еврейском социуме благотворительность испокон веку служила одним из несущих факторов решения важнейших общественных проблем. Ведь почти в течение двух тысячелетий евреи были лишены своего государства, в результате чего функции управления ложились на плечи самых различных общественных структур. Если при этом учесть, что бесконечные гонения, всевозможные формы геноцида, преследований на религиозной почве, выпавшие на долю нашего многострадального народа, являлись вечными спутниками его истории, то выживание огромной части тех, кто оказывались в числе обездоленных и лишённых элементарных прав зависело от самых различных общественных усилий.

Стало быть, и инстинкт, и ментальная заточенность, и внутренние духовные запросы евреев с раннего возраста впитывали в себя самые различные эмоциональные сигналы, ориентирующие на необходимость массовой благотворительности, как важнейшего и единственного способа, и средства выживания, особенно во враждебной окружающей среде. Принцип «поделись заработанным, добытым с теми, кому повезло в жизни меньше» с течением времени трансформировался, если и не в писанный закон, то в убедительную и действенную нравственную норму, диктующую с достаточной силой внушения и требовательности исполнение этого правила еврейского общежития.

К тому же, вся религиозная повседневная еврейская жизнь не могла не впитывать один из основных постулатов иудаизма, согласно которому милосердие в отношении бедности и неустроенности равносильно возвращению долга самому Творцу. Да и сам термин «цдака» в буквальном смысле означает «праведность» и «справедливость».

Причём истоком этой высочайшей оценки существа любого благоденствия служит тот факт, что все ценности, имеющиеся как в руках общества, так и конкретной персоны, в конечном итоге, принадлежат Создателю. Он и только Он, исключительно, предопределяет судьбу этих богатств и ценностей. Разве действующий ныне механизм взлётов и падений рыночных индексов, факты неконтролируемых скачков, подъёмов и критических снижений основных финансовых показателей, потерь и находок, банкротств и неведомых, неожиданных и необъяснимых приобретений, не есть убедительное доказательство, Кто является подлинным Владыкой того благосостояния, которое окружает человека? Разве потеря российскими олигархами в течение последних года-двух половины своих многомиллиардных состояний из-за международных санкций не есть наглядное тому подтверждение.

Кто, как не еврейский народ, более всех испытал на себе всю противоречивость этих господствующих в обществе явлений.

И как итог, судя по некоторым данным, имеющимся в открытом доступе, 60% американских еврейских семей, обладающих ежегодным доходом в размере менее 50 тыс. долл., систематически жертвуют на благотворительные цели. Среди нееврейских семей с идентичным достатком, таких – 46%.

Что касается среднестатистических данных, то опять-таки каждая американская еврейская семья на данные цели ежегодно отчисляет из своего бюджета 2526 долл., при том, что протестанты – 1749 или почти на треть меньше, а католики – 1149 долл., что более чем на половину уступают еврейским усилиям. Видимо, сила исторической памяти по-прежнему довлеет над иудейскими умами по сей день, когда речь заходит о поддержке социально неустроенных слоёв населения. Характерно, что лишь четверть еврейских денег идут непосредственно на решение тех или иных проблем, связанных с благополучием соплеменников. Таковы, судя по всему, международные законы функционирования благотворительных фондов.

Разумеется, степень почтения человека в отношении благотворительности в огромной мере сопряжена с его приверженностью к религиозным убеждениям. Искренняя уважительность и предрасположенность в части цдака (благотворительность) и хесед (милосердие и доброта), помноженные на стремление быть ближе к Творцу, как правило, возводят эти Богоугодные чувства на уровень инстинктивного влечения. Я намеренно заостряю внимание на этих вопросах в силу того, что, наблюдая в течение четверти века за неуклонным развитием по восходящей культурно-религиозного Центра «Бет Гавриэль», многократно убеждаюсь, что для каждого его прихожанина, а их многие сотни, качественный рост этой организации является делом, помимо всего, сугубо личным, внутренней необходимостью. Не будь в реальности этого мощного сознательного энтузиазма народных масс наш Центр за годы существования вряд ли обзавёлся бы экстра-современной миквой, иешивой для детей и подростков от дошкольного возраста до выпускников high school и новым зданием синагоги, строительство которого вступило ныне в свою завершающуюся стадию – отделочные работы.

Этот краткий экскурс в существо благотворительной деятельности был предпринят нами с тем, чтобы далее продемонстрировать дорогим читателям, кто, когда и в силу каких обстоятельств становится непосредственным и одним из активных, сознательных, внутренне убеждённых участников общественных акций, возводящих цдака в естественную привычку человека. Это привычка зиждется на его устойчивой психологической потребности, превращающейся со временем в инстинктивный перманентный жест, систематически воспроизводящийся в зависимости от самых различных обстоятельств.

При том, ещё раз напоминаю, что в реальности ни у кого, начиная от Билла Гейтса и кончая Марком Цукербергом, ни «лишних», ни «много» денег никогда не было и не может быть, ибо всё расписано на годы вперёд до каждого цента с учётом возможных рисков и безудержных колебаний как рынка ценных бумаг, так и собственных издержек производства.

Да и в перечне, даже самых успешных государств, не сыскать ни одного, которое могло бы похвастаться здоровым избытком наличности, не затронутой гнилью инфляции. И всё по тем же причинам: вечным перевесом потребностей над возможностью их удовлетворения или неудержимым давлением расходной части как государственного бюджета, так и семейного. Это я к тому, что вынимать деньги из кармана на благотворительные цели – жест не из простых, тем более, если это делается систематически, да к тому же щедрой рукой. Для этого требуется твёрдая уверенность в правоте своих ставших привычными движений и убеждённость в отсутствии альтернативы. К счастью, вокруг подобных «смельчаков» немало. Я сказал бы, что именно на подобных держится значительная часть нашего беспокойного нынешнего мира, опутанного различным стрессами и нещадными причинами для постоянных беспокойств и волнений.

В ряду этих людей нельзя не обратить внимание на Семёна Герова, тем более он был мне знаком ещё будучи подростком, поскольку в Ташкенте мы жили по соседству: я с семьёй по ул. Педагогической на пересечении с Ходжентской, а Семён в Шедовом переулке, буквально в двух минутах ходьбы. Когда мы встретились, годы спустя, в Нью-Йорке, то он предстал уже солидным успешным джентльменом, женатым, отцом двух взрослых детей, любящим дедушкой, сполна вкусившим особенности прежней жизни в бывшем Союзе и добившимся серьёзных позиций в новой стране.

Семён окончил в 70-х годах одну из наиболее престижных ташкентских школ с математическим уклоном №110, хотя мог без проблем посещать по месту жительства обычную 91-ую. Его родители, и отец – Вальтер, и мама – Сара, как тысячи иных бухарских евреев, люди неимоверно практичные, познавшие жизнь не понаслышке, связали свою судьбу с делом, которое предполагало возможность большей свободы деятельности в процессе повседневного труда и меньшую явную зависимость от бюрократических и всевозможных контролирующих и опекающих структур.

Отец многие годы занимался наладкой оборудования по реализации т.н. газированных напитков, а мама – их реализацией. Самое большое достоинство этой работы было связано с тем, что она позволяла очень многим нашим соплеменникам без особого риска ежедневно иметь т.н. «свежую копейку», без которой при советской власти жизнь превращалась в беспросветное мрачное существование. Даже инженерные должности, да и профессорские ставки, без «свежей копейки» и поиска дополнительных доходов, чреватых зачастую решёткой, не решали проблем материального благополучия. Помните одно из расхожих «шутливых проклятий» той памятной эпохи из нашей далёкой молодости: «Дай Б-г, чтобы ты всю жизнь прожил на зарплату!»

Скромная малоприметная сапожная будка, мастерская по ремонту часов, пошивочные, салоны красоты, сфера услуг в целом с их опять-так, «свежей копейкой» вполне устраивали трудолюбивых бухарцев, которые в 60-х – 80-х годах доминировали в этой области не только в Средней Азии, но и далеко за её пределами, что позволяло вести вполне обеспеченный образ жизни и не стремиться особенно к высшему образованию, которое чаще никак не оправдывало ни длительности, ни сложности познания наук.

Тем не менее, когда в начале 70-х годов в Израиль хлынула первая бухарская алия, то она была в основном представлена именно специалистами из сферы услуг, рассчитывающих на большую результативность своего труда в еврейском государстве и на Западе в целом. Прошедшие полвека подтвердили сполна справедливость этих прогнозов наших соплеменников, многие из которых добились бесспорных высочайших успехов своим искусным мастерством, ибо умелые, трудолюбивые и талантливые руки ценятся на Западе очень высоко, достойно.

И, что самое важное, за спиной перестала маячить фигура тех, кто извечно представляли с избытком карательные и контролирующие органы, занимающиеся открытым вымогательством и шантажом за т.н. «обсчёт» клиентов на 20 копеек, «сокрытие доходов» с последующим уголовным преследованием, что нередко имело место. За первые три года начала массовой алии, 1972- 1975 годы, из Средней Азии в Израиль иммигрировали 12 тыс. бухарских евреев, в основном ремесленников.

Когда Семён окончил школу, встал вопрос о его дальнейшей судьбе. Вальтер имел все возможности поставить Семёна рядом с собой, обучить его в короткие сроки своему ремеслу, как поступил с своим младшим братом Робертом, и сын вскоре начал бы успешно трудиться, зарабатывая свой кусок хлеба с маслом и даже с икрой, хотя и не без определённого риска.

Но родители Семёна просчитывали жизнь не только на завтрашний день, но и на далёкую перспективу, понимая, что тучи сгущаются, жизнь с каждым днём обретает новые сложности, что не далёк тот день, когда, судя по развитию атмосферы в стране, придётся, видимо, задуматься об иммиграции. А потому на семейном совете было принято решение о поступлении Семёна в Ташкентский фармацевтический институт. По дальновидному убеждению мамы Сары эта профессия универсальная, она в равной степени будет иметь высокий спрос и через сто лет не только на земле, но и на Марсе, если придётся. Население земли стареет, а потому спрос на лекарства будет с годами лишь увеличиваться. Этот аргумент мамы был бесспорен, а потому нашёл полный консенсус и со стороны Семёна, для которого мнение родителей чаще было достаточно убедительным и авторитетным.

Первого сентября 1976 г. наш герой, преодолев вступительный конкурс, стал студентом Ташкентского фармацевтического института, по завершению которого в 1981 г. и получению диплом, подтверждающего его соответствующую квалификацию провизора, т.е. аптечного работника с высшим образованием, вышел в свободное плавание на безбрежный советский рынок по реализации тысяч наименований лекарственных препаратов.

Вне всякого сомнения, пятилетняя учёба и преодоление всех барьеров, которые она ставила перед каждым студентом – дело архиважное и неимоверно сложное. Но помимо этого фарминститут стал для Семёна не только местом, определившим его профессиональный успех на всю последующую жизнь, включая в США, но и тем счастливым стечением обстоятельств, на гребне которых он встретил свою первую и последнюю, единственную любовь. То была скромная юная девушка Лариса Абрамова родом из Самарканда, учившаяся вдали от дома на два курса младше Семёна.

Когда наш герой почувствовал, что увлечение Ларисой более серьёзное ощущение, чем простое увлечение, решил поделиться с мамой. Мама Сара, эта чуткая прозорливая душа, судя по тону разговора сына, с радостью, не подавая вида, предположила, что эта девочка, не исключено, может стать для Семёна той, которые однажды входят в жизнь сыновей, да и семьи в целом, один раз и навсегда. Не теряя время, она созвонилась с родителями Ларисы с тем, чтобы прозондировать почву. Чувствовалось, что отец девочки – Михаил (светлая ему память!) был осведомлён о существовании в Ташкенте молодого человека, к которому дочь проявляет определённый интерес.

Сара по своей природе была человеком решительным и целеустремлённым, великолепно осознающим, что увлечение сына необходимо поддержать, а потому деликатно намекнула о всей серьёзности намерений Семёна в отношении Ларисы и взяв впоследствии на себя всю полноту ответственности за её успешное завершение института. Не вдаваясь в детали, подчеркнём, что с тех пор утекло очень много воды, измеряемое четырьмя десятилетиями.

В 1991 г. семья Семёна и Ларисы Геровых иммигрировали в США, осев первоначально на их Западном побережье, в Лос-Анджелесе, где, не мешкая, окунулись как два высокопрофессиональных фармацевта, в дело. У этой земли имеется одна великолепная особенность: как никакая другая, она обладает свойством вскрывать и приводить в действие лучшие индивидуальные способности человека во имя его личного благополучия, во-первых, и, как результат, во имя расцвета и величия страны, в целом, во-вторых. Судьба семьи Семёна и Ларисы – одно из многих наглядных тому свидетельств, касающихся, в частности, достойной участи новых американцев бухарского-еврейского происхождения на этой благодатной почве.

Замысел этого материала не преследует цели вдаваться в детали деловой карьеры Семёна, хотя она и весьма интересна, и поучительна. Что касается его внутренней увлечённости и приверженности смолоду к идее благотворительности, то ответ на данный очень важный вопрос, не теряет своей актуальности с течением времени. Это стимулирует нас не только ещё раз осмыслить, а возможно и переосмыслить тонкости данного явления, но и заинтересовать, хочу надеяться, возбудить к нему интерес потенциальных последователей.

Семён родился в глубоко религиозной семье во многих поколениях, для которых десять заповедей являлись не только формой существования, но и смыслом жизни, её сутью, основным содержанием. Он с раннего детства оказался в атмосфере, где необходимость искренней систематизированной поддержки ущемлённых обстоятельствами людей, причём не по принуждению, а по внутренней духовной потребности, являлась образом жизни.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что делает это Семён, как и миллионы ему подобных, не потому, что у него в кармане завелись т.н. «лишние» деньги или он вдруг почувствовал, что их стало «много», а потому, что так должно быть и этого искреннего жеста требует его многовековая иудейская природа и всё то, что за ней стоит. Благотворительность для подобного рода людей – это неизменное состояние их души, великое чувство благодарности Творцу за то, что Он причислил их к числу дающих, наградил тем самым генами, поддерживающими и стимулирующими это великое чувство и стремление оказывать внимание и поддержку, если хотите чистое покровительство тем, кто в силу сложившихся обстоятельств в этом нуждается. Ведь не исключено, что завтра этот человек, благодаря той самой помощи, вырвется из цепких рук житейских сложностей и окажется в числе победителей, рядом с дающими, способствуя добрым делам, помня и почитая того, кто когда-то протянул свою открытую щедрую руку.

Не случайно бухарские раббаи и почтенные люди, напутствуя порой аудитории и конкретные лица произносят: «Илоим шумо а трафи медадоги бошет». Что означает: «Дай Б-г, чтобы Вы оказывались в числе дающих». Это очень серьёзное и весомое пожелание, ибо дающий, как правило, оказывается в числе наиболее уважаемых и чтимых членов общества, обладающих высоким общественным авторитетом.

Согласно глубокому убеждению Семёна, дающий, как правило, оказывается в поле зрения Творца, Который на определённом этапе непременно возвращает благодетелю его добрые искренние усилия в возросших размерах. «Что означает «отделяя отделяй десятину» (Дварим, 14:22)? Отделяй десятину, чтобы богатеть». Ему пришлось на личном опыте не раз убеждаться в справедливости формулы успеха через благотворительность.

Он тщательно многие годы фиксирует с бухгалтерской дотошностью свои взносы на благотворительные цели, как общественного, так и персонального характера. Порой, встретив, к примеру, на 47-ой Иосифа Алишаева, кого-то из друзей, родственников, Семён обратится с просьбой передать в «Бет Гавриэль» очередной благотворительный чек с тем, чтобы документ оказался вовремя в нужных руках. Тем более пора ныне в Центре напряжённая: идут отделочные работы в новом здании синагоги.

При всём при этом Семён абсолютно не приемлет публичность, помпу и свет рекламы. Всё максимально должно быть наполнено сдержанностью и скромностью.

Пунктуальность и обязательность – это одна из главных черт его беспокойного характера. А потому и реноме этого человека, в частности, в многотысячной общине «Бет Гавриэль» можно выразить тремя самыми точными понятиями: врождённая интеллигентность, близость к тем, кто нуждается в силу объективных причин в социальной поддержке и внимании, малословность, за которой скрывается большая чуткая душа.

Подобные люди украшают нашу жизнь, делают её более насыщенной и вселяют надежды на светлое будущее.

P.S. Каждое утро до служебных дел Семён торопится проведать родителей, чем-то обрадовать их, убедиться лично, что у них всё спокойно. Так надёжней, да и мама с отцом чувствуют себя уверенней, пообщавшись с сыном.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ