ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ХРАМУ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

ИМАНУЭЛ ШИМОНОВ – ГЛАВНЫЙ РАББАЙ НЬЮ-ЙОРКСКОГО КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОГО ЦЕНТРА «БЕТ ГАВРИЭЛЬ»

От редакции: мы продолжаем публиковать материалы рубрики «Удивительный мир удивительных людей».

Мечтая ныне о строительстве третьего Храма, евреи связывают этот долгожданный процесс с духовным совершенствованием своего народа, с его освобождением от всех тех негативных проявлений в жизнедеятельности, которые препятствуют строгому соблюдению десяти Заповедей, завещанных Творцом. Ведь далёкое разрушение первых двух Храмов было связано не только с происками окружающих могучих враждебных сил, но в неменьшей степени с значительной утратой иудеями нравственных маяков и духовных ориентиров.

И если мы намерены всерьёз коснуться этой основополагающей темы, то должны непременно иметь в виду, что для каждого конкретного исторического этапа она наполняется своим строго специфическим содержанием. Очевидно, что последние полстолетия оказались объективно связанными с вынужденным активным исходом еврейского народа, включая его неотъемлемую часть – бухарских, с веками насиженных мест. Это потребовало от нас не только преодоления тяжелейших адаптационных преград в новых непривычных условиях, но и поиска противоядия, способного нейтрализовать пагубное воздействие негативных сторон современной западной цивилизации.

Неудивительно, что в данной связи лишь в одном Нью-Йорке, где в течение последних 40-45 лет успешно пустили корни свыше сорока тысяч наших соплеменников, многократно возросло количество этнических бухарских синагог: с одной до сорока. И это, судя по всему, явно не предел. Приятно подчеркнуть, что не за горами долгожданный светлый день, когда 108-я стрит в Форест Хиллс украсится новым презентабельным зданием синагоги «Бет Гавриэль», уже соседствующей с функционирующей красавицей-миквой, носящей имена Яфы Коптиевой и Миры Алишаевой (светлая память), а также с иешивой-high school для мальчиков. Ещё два подразделения этой школы, насчитывающей в общем более шестисот учащихся, пока размещены в других частях города.

Бессменным духовным руководителем этой мощной разветвлённой социальной структуры со дня её основания известными американскими меценатами и общественными деятелями - братьями Алишаевыми и Коптиевыми, т.е. в течение более чем четверти века, является раббай Имануэл Шимонов.

Кто этот человек, в силу каких личностных особенностей, характера, духовной подготовленности и нравственной зрелости, он оказался способным взвалить на свои плечи и успешно управлять самым сложным объектом социальной деятельности: людьми? Их стремлениями приблизиться к Создателю в наше очень не простое время, наполненное стрессами, а порой самыми неожиданными испытаниями.

Раббай Имануэл родился в 1961 г. в древнем Самарканде, где бухарскими евреями поколениями и столетиями глубоко, на генетическом уровне ценились и строго почитались религиозные устои, что не могло не сыграть колоссальную роль в его становлении как убежденного высокопрофессионального служителя культа. Более того, раввин - это не столько профессия, в обычном смысле данного слова, сколько состояние души, стиль и образ жизни, убеждения, мышление, шаги и поступки, что роднит эту деятельность в огромной мере с врачеванием.

60-е годы прошлого века врезались в память бывших советских людей как период страшного разгула репрессий по т.н. «экономическим преступлениям», особенно в отношении граждан еврейской национальности, и дальнейшего закручивания гаек по статьям т.н. «религиозного мракобесия», которых тщательно придерживалась «народная» власть.

Тем не менее, несмотря на реальные угрозы оказаться за решёткой по обвинениям в антигосударственной деятельности и причастности к «идеологическим преступлениям», бухарские евреи Самарканда всячески, всеми правдами и неправдами, пренебрегая страхом, стремились привлекать своих детей к изучению иврита и Торы. Здесь уместно напомнить мудрое изречение великого поэта ХIХ века еврейского происхождения c очень сложной личной судьбой Генриха Гейне: «Евреи несли Библию сквозь века как своё переносное отечество».

Начиная с четырёхлетнего возраста, по инициативе деда по отцовской линии - Рубена, Имануэла начали обучать еврейской грамоте и Торе в домашних условиях. Ежедневно, помимо пятницы и субботы, ребёнок занимался частным образом в течение часа-полутора, демонстрируя великолепные способности и стремление к познанию увлекающих материалов. Близкий родственник семьи Искиё Сезанаев из Педжикента, часто наведывающийся по делам в Самарканд, обратив внимание на удивительные способности ребёнка, настоял на увеличении часов его занятий вдвое, причём взяв их оплату на себя. Вскоре юный Имануэл наравне со взрослыми принимал участие в молитвах, впитывая в себя, как говорится, с молоком матери, культуру еврейских традиций.

В те грозные годы более трёхсот детей в Самарканде, также как и наш герой, тайно в разных местах, включая чердаки и подвалы, с опаской познавали секреты еврейской грамоты и мудрость исконного Святого Писания. Управлял этим процессом в Самарканде рав Шломо хай Ниязов, вложивший впоследствии немало сил в становление бухарской эмиграции в Америке. Он также обратил внимание на рвение юного Имануэла и вскоре взял его полностью под своё попечение, о чём наш герой по сей день вспоминает с огромной благодарностью.

В конце 70-х годов рав Ниязов, собираясь эмигрировать в Израиль, передал все ключи и накопившуюся документацию взрослеющему Имануэлу, который, несмотря на явную молодость (18 лет, не больше), внушал окружающим чувство доверия и надёжности, а также явную способность достойно справиться с порученным ответственным делом.

Следует заметить, что изначально Имануэлу везло с наставниками, которые, словно по мановению волшебной палочки, проникались к нему чувством искренней привязанности и, не считаясь ни с личным временем, ни с усилиями, стремились отдать ему лучшие порывы своей души. Ларчик раскрывался без особого труда, ибо Имануэл, как бы с пелёнок, обладал врождённым усердием, чувством ответственности за порученное дело и, что особенно ценно, тактом подчёркнутой благодарности учителям за внимание и приобретённые знания. Это его очень быстро сближало с людьми и открывало без задержек многие нужные двери.

Так, к примеру, тёплые доверительные отношения с равом Даниэлем Шакаровым и равом Моше Гайсинским позволили Имануэлу уже в раннем подростковом возрасте приобрести серьёзные навыки, сравнимые с профессиональными, в области шхиты. Будучи ещё юношей, он начал официально работать шойхетом в старом городе, а достигнув 24-х лет был возведён в ранг раввина нового города. В период между 1995-1998 гг., до эмиграции в США, Имануэл занимал посты гл.раввина Самарканда и гл.раввина бухарских евреев Узбекистана, покрывая ежедневно сотни км с целью удовлетворения самых различных запросов людей порой на пределе своих возможностей.

Ещё с 15-ти лет Имануэл начал внимательно присматриваться к процедуре «Брит мила». Подметив эту новую увлечённость своего талантливого ученика, рав Д.Шакаров тот час подхватил его инициативу, а спустя год Имануэлу можно было смело доверить 8-мидневного младенца, обязанного пополнить ряды еврейского народа. Но далее инициативу в свои руки взял непосредственно новоиспечённый моэль, помня, что вода под лежачий камень не течёт.

Эта история более чем любопытна. Один из его амаков с нетерпением ожидал рождения после трёх дочерей мальчика. Как-то Имануэл, улучшив момент, сказал обнадёживающе дяде, что у него будет сын. Дядя обрадованно засомневался, на что племянник уверенно парировал, что если его прогноз оправдается, то ему разрешат сделать первый брит в жизни. У дяди родился долгожданный сын, но своё уклончивое обещание он не собирался исполнить: боялся рисковать. Ситуацию разрешила мудрая бабуля Сури, светлая ей память. Имануил успешно провёл свой первый брит, счёт которым на сегодняшний день приближается к десяти тысячам. Это его чувствительный вклад в те 15 миллионов евреев, которые сегодня украшают нашу планету.

Значительно раньше, не щадя ни времени, ни усердия, Имануэл по совету отца освоил навыки по ремонту транзисторов и в течение 8-ми лет проработал мастером в фирме «Голубой экран» рядом с папой Менаше, от которого с удовольствием перенял немало полезных навыков.

Тем не менее неуёмные порывы души неустанно влекли к главному судьбоносному выбору, как оказалось, выбору всей жизни: ближе к людям, участию в их начинаниях, к стремлению оказывать им поддержку в процессе сближения с Творцом, а вместе с тем достижению основной цели, когда формула «дили жам – тани сохат» («умиротворённая душа – условие здорового тела») превращается в повседневную суть бытия религиозных евреев.

Целеустремлённость и напористость, жажда деятельности и постоянная работа над собой, великолепное ораторское мастерство и развитое чувство справедливости, помноженное на потребность и умение его отстаивания, обеспечили равву Имануэлу главное условие его успешности – бесспорное доверие людей. Отсюда один шаг до того момента, когда многочисленные почитатели нарекают Имануэла высоким титулом: «Это мой раббай, моя совесть, мой душеприказчик». Таких счастливчиков, причём обоюдных счастливчиков, в его окружении великое множество. Вывод один: жизнь Имануэла явно удалась, ибо наличие любимого дела вкупе с счастливой семьёй – главное условие уверенности, что судьба оказалась благосклонной.

Что касается личной жизни Имануэла, то она не могла не складываться под воздействием многовековых устоев бухарских евреев, основанных на приоритете относительно ранних браков и предпочтительности выбора женихов и невест по возможности в родовом окружении. Подобные браки поныне считаются более надёжными и прогнозируемыми. Имануэл женился в 20-летнем возрасте на Эстер Левиевой.

Дедушки у них по материнской линии – Ари Натанов и Михаил Натанов – родные братья (светлая им память!). Михаил Натанов благословил брак Имануэла и Эстер. Слава Б-гу, в результате троя успешных детей - Натан, Лея и Даниэль, растущая плеяда любимых внуков. На горизонте женитьба младшего сына, внимательно наблюдающего за повседневной деятельностью отца, для которого Эстер не только любимая и любящая супруга, но и соратница по общему делу (уроки для готовящихся к семейной жизни и их родителей, активная работа в женской организации Центра). Общие интересы супругов помимо всего порождают прочный фундамент для семейной близости, что в наш сложный век даётся далеко не всем.

Покинув окончательно в 1998 г. Узбекистан и воссоединившись с семьёй в Нью-Йорке, Имануэл, как помнит наш дорогой читатель, тот час возглавил ответственный пост главного раввина стремительно развивающегося культурно-религиозного Центра «Бет Гавриэль», заложенного братьями Коптиевыми и Алишаевыми в 1997 г., сообразно заветам своих матерей Яфы и Миры (светлая им память!). В этом ему в огромный степени способствовал весь накопленный предшествующий опыт в Центральной Азии.

Деятельность рава Имануэла в течение восьми лет на постсоветском пространстве Узбекистана и, по мере необходимости, на многих прилегающих территориях, не ведая ни сна, ни покоя, ни усталости, когда рухнули многие былые карательные заслонки и повеяло в определённой мере ветром свободы, явилась важнейшим этапам его жизни. Наш герой, проявляя чудеса сообразительности и организационных способностей, вывел там на новый уровень всю еврейскую религиозную жизнь. Имануэл наладил тесные деловые контакты с организацией Любавического ребе, известной американской системой «Джойнт», с офисом раббая Бен Лазара, со многими израильскими организациями, которые при мысли о развитии еврейского образования на постсоветском пространстве Узбекистана, широко открывали свои объятия и заинтересованную поддержку.

В молодую независимую республику потянулась ниточка еврейских педагогов из Израиля и других регионов. Имануэл приобрёл ряд помещений, где открыл религиозные школы. Даже известная 26-я школа в бухарском квартале Самарканда поделилась своим помещением, где стала функционировать иешива на полном пансионе. Однако к 1998 г. основная масса бухарских евреев покинула этот регион, в результате чего потребность в соответствующем образовании, исчерпав здесь по объективным причинам свою необходимость, прекратила существование. Рав Шимонов, как говорится, с чистой совестью и чувством исполненного долга, приступил к осуществлению уже новых обязанностей в Нью-Йорке.

Чтобы представить себе масштабы этой деятельности, напомним, что ныне в синагоге «Бет Гавриэль» на постоянной основе функционируют пять миньянов по скользящему графику, благодаря чему желающие могут помолиться в любое время суток в зависимости от личного желания и занятости. Тем самым двери синагоги гостеприимно открыты с шести утра до поздней ночи, что позволяет людям удовлетворять свои исконные духовные потребности и решать возникающие личные вопросы самого разного характера.

Кроме того действуют несколько колелей с дневной и вечерней формой обучения, часть студентов которых обеспечиваются стипендиями. Особой гордостью Центра является иешива «Шаарей Цион Охель Браха», открытая и успешно функционирующая в течение более 20 лет при достаточно продолжительной поддержке известного еврейского религиозного деятеля и филантропа из Израиля раббая Шмуэля Алишаева. Сегодня в этом учебном заведении, ставшем приметным явлением в религиозном мире Америки и далеко за её пределами, обучаются более 600 мальчиков и девочек, начиная от дошкольного возраста и кончая выпускниками High school. Учитывая неуклонно растущую потребность среди наших соплеменников в серьёзном религиозном образовании и воспитании детей, в недалёкой перспективе эта иешива переместится в другое комфортабельное здание в районе Джамейка стейт, где смогут продуктивно учиться более 1600 детей.

Естественно, что подобное неуклонно расширяющееся «предприятие» по имени «Бет Гавриэль», связанное с «созданием особого продукта», говоря о котором, Хафец Хаим подчёркивал, что «никакой доблести в том, чтобы умереть как еврей, доблесть в том, чтобы жить как еврей», возложило на раббая Имануэла широкий круг чрезвычайно ответственных обязанностей и особые надежды.

С учётом специфики времени на рубеже ХХ и ХХI веков, когда новые американцы бухарского происхождения ощутили сполна многие плюсы и минусы гостеприимно принявшей их страны, особенно в части семейных проблем и нездоровой духовной атмосферы вокруг младшего поколения, Имануэл столкнулся с тяжким напором страстей, непонимания и страха прежде всего вокруг этих буквально горящих вопросов.

Упорно шли в гору темпы распада бухарских семей, больно ранящие детские души, а вместе с тем негативно воздействующие на динамику их асоциального поведения, особенно в молодёжной среде. Семья на глазах теряла свой былой авторитет, а ранее малознакомое слово «гет» (развод) всё более и более обретало символ нашего не простого времени. У Имануэла на данном фоне выработалась четкая система ведения бракоразводных дел, в основе которой лежал следующий принцип: «Ни единого «гет», если отсутствует твёрдая убеждённость, что данная семья окончательно исчерпала возможности своего совместного существования». И он готов был заниматься, не щадя ни своих сил, ни времени, проблемами брачной пары до той поры, пока не выяснит, что привело их в его кабинет, оказываясь очень часто победителем: семья, получала от рава диагноз своего недуга и конкретное лекарство для выздоровления. А вместе с тем – неуклонно растущий его авторитет и признание в общине: ведь сохранение семьи, её возвращение в лоно нормальной жизни – дорогого стоят.

Сегодня раввин Имануэл Шимонов является одним из глубокоуважаемых и почитаемых членов сефардского «Бет Дина» (суд) еврейского государства и аналогичной организации в Квинсе. В его поле зрения оказываются, как правило, наиболее сложные дела, ибо руководство этих почтенных организаций, а также истцы и ответчики убеждены, что оно будет рассмотрено и решено без суеты и задержек, на почве справедливости и максимальной удовлетворённости участников процесса на базе еврейского законодательства.

Более двух десятилетий вся духовная жизнь Центра «Бет Гавриэль» в значительной степени опирается на данные социологии и конкретные социологические исследования, на базе которых в течение 17-ти лет издавался журнал «Бет Гавриэль», а последние 3 года его преемница – англо-русскоязычная газета «Bukharian Jewish Link», в которых постоянно публиковались и публикуются ныне, в частности, многочисленные интервью и беседы с равом Имануэлом. Кстати, об их актуальности свидетельствует тот факт, что подавляющая масса этих материалов находят спонтанное отражение на тематических сайдах Интернета. На протяжении всего этого времени раббай возглавляет религиозную часть этих изданий.

Логическим продолжением этой комплексной деятельности служат также еженедельные уроки раббая для мужчин и женщин в отдельности. Помимо этого в Центре широко практиковались многочисленные воспитательные программы типа «Отцы и дети», «Супруги за отдельным столиком при свечах» и масса других.

Подводя черту, могу с полным основанием утверждать, что раввин Имануэл Шимонов, являясь в течение почти четверти века гл. раббаем «Центра бет Гавриэль», неотъемлемой частью его руководящего триумвирата в лице президента Ильи Коптиева и вице-президента Симхи Алишаева, вкупе с Советом Директоров, своими добрыми делами заслужил полное право считаться признанным народным ребе. Ведь по первому зову в любое время суток наш духовный наставник безотказно рядом с каждым из нас и в дни радости, и в дни печали.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ