ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК - КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗАПАД, УКРАИНА, РОССИЯ: ГДЕ ВЫХОД?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Обратите внимание, дорогой читатель. Мы проигнорировали возможность постановки скользкого сомнительного вопроса типа «есть ли выход?», ибо может «да», а может «нет». А потому использовали более гибкое выражение - «где выход?», поскольку он явно имеется, его необходимо лишь найти, иного просто не дано. При этом мы отдаём себе отчёт, что между этим двумя вопросами существует, хотя и малоуловимое, но очень важное и принципиальное различие.

В первом случае, по нашему разумению, в большей мере обнажена экзистенциональная безнадёжность, выражающаяся сегодня в навязчивых и безапелляционных дискуссиях в бессчётном количестве СМИ самых различных идеологических конфигураций мирового и регионального значения о неминуемо приближающемся конце света в результате термоядерного апокалипсиса.

Причины очевидны – упомянутый треугольник с его якобы неразрешимыми противоречиями. «Или – или, кто кого, только на поле боя». Таковы выдвигаемые сторонами альтернативы. Не говоря уже о политиках, даже из числа самого высокого ранга, которые порой склоняются к мысли, что мир безнадёжно катится в бездну из-за того, что безответственные люди, наделённые огромной властью, не скрывают вероятность при наличии определённых условий нажать на красную ядерную кнопку.

Одновременно наиболее «продвинутые» блогеры предлагают многомиллионным аудиториям самые различные сценарии подобного рода действий «сильных» мира сего. Даже нового командующего российской операцией в Украине 56-летнего генерала армии Сергея Суровикина нарекли именем «Армагеддон», позаимствованным из древнегреческой мифологии, символизирующим последнюю битву добра со злом на исходе времени и концом света.

Тем не менее мы глубоко убеждены в том, что нынешний тяжкий кровавый конфликт между Россией и Украиной, на стороне которой активно выступает т.н. «коллективный запад», не есть из ряда вон выходящее явление. Многовековой истории человечества известны не менее пяти тысяч больших и малых войн, включая самые масштабные и разрушительные - Первая и Вторая мировые, развязанные лишь в течение ХХ полувека и унёсшие жизни десятков миллионов людей.

Причём причины двух последних мировых войн, впрочем, как и подавляющего большинства всех иных, независимо от времени и места, крылись, как правило, в стремлении человека добиться передела сфер влияния и расширения границ своих земель. Проще говоря «отнять» и «присвоить» то, что «неровно лежит» или по т.н. «несправедливой» принадлежности оказалось в «неправильных» руках и требует потому срочного отъёма и восстановления «порядка» вкупе с «справедливостью» под ширмой звонкой и зачастую лживой риторики. Ценой этих безжалостных переделов мира стали жизни, как минимум, 3-4 миллиардов людей, т.е. половины нынешнего населения земного шара.

В чём секрет перманентной дикой агрессивности человека, единственного сознательного существа на нашей планете, в определённые периоды истории склонного к созиданию не только всего прекрасного, великого и одухотворённого, но и трансформирующегося периодически в подобие безумного неразборчивого существа, заточенного на безжалостные разрушения и беспощадное истребление себе подобных?

Не касаясь многочисленных разнообразных трактовок естественнонаучного характера этого закономерного парадокса, распространившегося по свету и продолжающего неумолимо по сей день приводить в отчаяние, и удивлять человека, коснёмся общеметодологических основ данного вопроса, изложенных в иудаизме.

Буквально днями по завершению цикла еврейских осенних праздников весёлой Симхой-Торой, предначертанных еврейским календарём 5783 года и началом очередного изучения Торы, мы открыли её первую главу «Берейшит», посвящённую сотворению окружающего мироздания, а в последующем - человека.

Именно он – Человек, задуманный и созданный Творцом по Своему образу и подобию, стал центральной фигурой, основным субъектом раннее задействованного и запущенного Им в оборот мироздания. Но если Творец является единственным и безраздельным владыкой всего сущего, неоспоримым Автором этого гигантского уникального многосистемного проекта, удаляющегося в бесконечность, неужели Он не мог оградить человека от неминуемых соблазнов грехопадения, которое, не теряя времени, вскоре после своего появления вкусил Адам?

Неужели Он не мог уберечь человека от всей той нечисти, подлости и низости, которые его окружают и пропитывают, постоянно чередуя жизнь не только с периодами радости и счастья, но и бед вперемежку с горестью и очередными периодическими попытками очищения от всей этой наслаивающейся мрази?

Сложность проекта создания Творцом человека в отличие от всех прочих заключается в том, что, образно выражаясь, просчитав бесчисленное множество вариантов реализации этой гигантской программы, Он пришёл к выводу, что данная конкретная тема не имеет вариантов. Проект человека уникален, он единственный в своём роде. Его такие системообразующие параметры, как интересы, мотивы поведения, при всём их многообразии, подчиняются единым неизменным закономерностям. Так, к примеру, человек, люди по своей психологической структуре помимо всего прочего неимоверно эгоистичны, ненасытны (мало, хочу ещё, дай больше и лучше). Личные интересы (моё) для них прерогативные.

Уровень материальной жизни и мораль связаны между собой по принципу сообщающихся сосудов. Чем выше планка первого фактора, тем ниже опускается второй. И хотя во всём данном многообразии прослеживается мера активности и остроты их проявлений, суть от этого не меняется. Суть природы человека, упомянутая нами выше, неизменна. Нежелание признать статичность его природы обошлась и продолжает обходиться человечеству океанами крови и бесчисленным количеством жизней. Во что обошёлся, к примеру, лишь один российский «социалистический» эксперимент, основанный на мифической идее возможности «перевоспитания» человека, кровавые отзвуки которого слышны в мире по сей день.

Причём процесс функционирования всей этой сложной системы имеет место при обязательном условии, сотканном из единства и нерасторжимости двух, а порой и более взаимоисключающих друг друга противоречий, тенденций, находящихся между собой в состоянии постоянного единства и непримиримости, и вытекающей отсюда неизменной между ними борьбы. Когда добро соседствует со злом, а порядочность с подлостью, пунктуальность с расхлябанностью, аккуратность с неряшливостью и так до бесконечности, включая день и ночь и т.п.

Опять вопрос: отчего же Творец не предпринял попытку, к примеру, отделить добро от зла в жизни человека, своего детища? Почему одни люди, хорошо известные, не могли бы купаться в вечном добре, неизменно воспроизводя его, а другие пусть бесконечно злобствуют. При подобных условиях обществу, соответствующим инстанциям это упростило бы процедуру перманентного поощрения «сидящих» на добре и наказания тех, кто неустанно жонглирует распространением зла.

Исключено, поскольку ни добро, ни зло, ни все прочие антиподы не встречаются в чистом, рафинированном виде. Все они переплетены и перекручены между собой. Лишь, будучи в одном флаконе, они вступают в состояние непрекращающегося противостояния между собой, являющегося локомотивом развития, движения по восходящей к прогрессу и более высокому уровню развития. В противном случае «чистое» добро, также как и зло, похоронят процессы развития, утопят их в собственном соку, лишат человека возможности двигаться в направлении прогресса.

Такова диалектика развития, заложенная Творцом в созданное им мироздание. Порой Его деяния пытаются приравнивать к усилиям «незрячей» природы, лишь к случайному стечению обстоятельств, тогда как органически встроенная в созданное Им мироздание диалектика с её закономерностями стали основой появления человека со всеми присущими ему противоречиями, раскрашенными в светлые и мрачные тона.

Трудно даже представить на мгновение, каким образом «слепая» природа, не располагая возможностями «абсолютного разума» и «абсолютной идеи», введёнными в научный оборот Георгом Гегелем, могла создать такое уникальное явление как Человек, со всеми присущими ему системными связями в материальном и духовном мире, поражающими воображение своей совершенно удивительной рациональностью.

Причём любое его движение, согласно замыслу Творца, есть исключительный результат личного выбора персоны, как бы предвосхищающее глобальную необходимость свободы действий человека, как условия комфортности его существования и независимости от навязываемых извне условий. Да, но где гарантии, что этот выбор оптимален и не нанесёт ему ущерб, оградив от вероятных бед, и позволит добиться успеха. «Хотите иметь эти гарантии,- предупреждает Творец, - воспользуйтесь Моим надёжным Навигатором – Торой, следуя заповедям которой вы окажетесь в нужное время в нужном месте с наименьшими издержками».

Будем откровенны. При всём величии человека, его удивительных созидательных талантов, неустанно преобразующих и облагораживающих окружающий нас материальный мир, он вряд ли сумел бы подняться на нынешнюю социальную высоту не награди его Творец одновременно врождённым эгоизмом, паталогическим чувством доминирования в сознании «моё», стремлением к роскоши и агрессивностью во имя удовлетворения этих потребностей. Это вечная тема, никогда не сходящая с повестки дня человеческой драмы, компромат, обличающий неиссякаемую порочность людского племени. Порочность, вне которой мир провалится в летаргический сон, обрубив все концы для животворного социального прогресса. Увы, как бы это печально не звучало, но это именно так и по-другому быть не может!

Ведь до недавнего времени Россия и лично Путин являлись вхожими в западный мир, тысячи компаний которого пустили глубокие корни в Московии, обнимались, дружили, пользовались всеми радостями жизни, вкладывали сумасшедшие деньги, хранили свои праведные и неправедные доходы в США, Швейцарии и не только. Ничто не предвещало грозы.

То же самое с Китаем. Почему вдруг сегодня Пекин стал наряду с Москвой неприемлем для Вашингтона. Ведь США своими руками поставили Китай на ноги, вложили в него сотни миллиардов, завезли новейшие технологии, а о Тайване, насколько мне помнится, и не помышляли особенно. И вдруг в одночасье всё перевернулось, мир оказался на краю пропасти, разделившись в очередной раз на два остро враждебных пояса якобы из-за отстаивания интересов несчастной Украины, оказавшейся в связи с сложившимися обстоятельствами в эпицентре этой вселенской беды. К тому же каждая из этих половин угрожают друг другу ядерным возмездием, хотя и не могут не представлять, что за этим угрозами таится бездна.

Сегодня всё чаще и громче звучат утверждения, согласно которым эпоха глобализации канула в лету. Якобы с обостряющимся дефицитом энергетических и прочих ресурсов, мир всё больше и больше будет погружаться в пучину войн, борьбы за передел сфер влияния, рынков, территорий, из-за чего воспрянут духом идеи самоизоляции стран и отказа от принципов экономической целесообразности в глобальных масштабах. Отныне каждый за себя, хотя на очевидность этой самоизоляции будет напускаться густой туман.

При всём при этом, очевидно одно: более 75-ти лет назад  человек познал тайны использования ядерной энергии, как в мирных, так и военных целях. Сегодня девять стран располагают этими секретами, имея в своём распоряжении термоядерное оружие и значительное большее число, использующих АЭС для производства электроэнергии. Но никогда ещё, а были Корея, Вьетнам с более чем 50-ю тысячами погибших американцев, Кубинский кризис, арабо-израильские войны, никто всерьёз не помышлял о возможности применения ядерного оружия, не считая трагедии Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г., ибо земляне прекрасно осознают последствия - быть или не быть. А потому выход один: поиск всеобъемлющего компромисса. Иного варианта просто-напросто не существует, ибо инстинкт самосохранения люди пока что не утратили, особенно из числа тех, кто владеют ядерным оружием.

Еврейская традиция в подобных ситуациях однозначна: те, кто готовы к компромиссу, удостаиваются милости в глазах Творца. А потому выбор ныне за теми, в чьих руках будущее Земли.

P.S.: Мне бы очень не хотелось, чтобы кто-то из моих дорогих читателей, воспринял данный материал как «беспристрастное» стремление автора обелить действия В.Путина, предпринятые им, начиная с 24 февраля с.г. Основным внутренним мотивом моих размышлений послужил лишь единственный факт: серьёзные опасения, чтобы люди не заигрались в порыве экстаза с «ядерными спичками», ввергнув человечество в бездну.

Судя по всему, еврейские традиции, проникая в глубь проблемы, видят не только истоки нынешних геополитических катаклизмов в глубинной природе человека, но и усматривают в поисках компромиссов рациональные возможности для преодоления тяжелейших противоречий территориального характера между странами, обладающими ядерным оружием. Притихшая история ещё недавних кровавых конфликтов между Индией и Пакистаном наглядное тому свидетельство.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ