ПАРАДОКСЫ ВЕЖЛИВОСТИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Более четырёх столетий назад знаменитый испанский писатель Мигель Де Сервантес Сааведра произнёс фразу, которая по сей день привлекает внимание своей необычностью, глубоким подтекстом и поводом к непрекращающимся раздумьям. «Ничто не стоит так дёшево,–утверждал писатель,–и не ценится так дорого, как вежливость». «И… улыбка»,–в тонус продолжают некоторые из числа почитателей Сервантеса. В их рядах, несомненно, находился знаменитый российский актёр и комик Юрий Никулин, утверждавший, что «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

Казалось бы, как всё просто: без малейшего напряжения «поднял с пола» или услышал от добрых людей пару общепринятых и хорошо известных в нормальном обиходе вежливых фраз, выложил их к месту или даже без такового, без повода и тут же получил в ответ что-то нежное, ласковое, понимающее, греющее душу. И не только.

К тому же, всё за бесплатно, без особых усилий и напряжения, а как на душе становится тепло, обворожительно, как хочется жить и смотреть на окружающий мир добрыми глазами, радоваться без всякого повода, просто так, за милую душу. Секрет, между тем, прост до сумасшествия: приятное тёплое слово, искренняя улыбка, ничего не значащий жест внимания и в ответ, словно «Сим-Сим, откройся», неведомый паж торжественно растворяет перед вами доселе волшебные запертые на все запоры и задвижки ворота.

Кто из нас, где бы то ни было, ожидаемо или неожиданно не испытывал магическую силу волшебной палочки вежливости. Той самой, о который столь убедительно и ярко поведал любимый нами с детства испанец Мигель Сервантес, «Дон Кихотом» которого мы даже после многократного перечитывания не могли достаточно насладиться.

Порой коробит, что далеко не все люди, даже в нашем ближайшем окружении, то ли по неведению, то ли намеренно, игнорируют этикет вежливости. Только не понятно, ради чего и почему, они избегают пользоваться обычными широко распространёнными фразами, облекаемыми в незамысловатую, а по сути, ничему не обязывающую форму вежливости. Априори ласкающую слух, да и глаз, что взамен хочется всё отдать, услужить, поделиться даже последним.

Что же это за такое волшебство, универсальный пропуск в душу, её код, моментально и беспроблемно открывающий перед «льстецом» самые потаённые отсеки своего сердца. К тому же, в ответ сию минуту автоматически возникает теплеющий взгляд, в зрачках которого отчётливо прописано: «Замечательно, отныне я с вами!»

«Вежливость,–читаем в электронной энциклопедии «Википедии»,–черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью… готовность идти на компромиссы и выслушивать противоположные точки зрения… Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряжённости в отношениях».

Заметьте, что данное определение оперирует лишь ярко- голубыми позитивными красками, характеризуя существо и содержательную сторону вежливости, подчёркивая при этом роль образованности персоны. Нет сомнений, этот фактор во многом воздействует на стиль поведения человека, но далеко не всегда учёность и образованность в обязательном порядке гарантируют беспрекословную обязательность вежливости как черты характера индивидуума.

Если иметь в виду, что полярной противоположностью вежливости (антоним) является хамство, то порой диву даёшься, наблюдая за безрассудным хамским поведением иной персоны с учёными регалиями. Вообще нельзя не заметить, что вежливость, то, как и в каких формах она проявляется, а также причины, возбуждающие её активность, весьма парадоксальны и не однозначны. С одной стороны, данный феномен, действительно, не отличается высокой «потребительской стоимостью» и добывается без особого труда и издержек, хотя далеко не всегда столь бескорыстен, как представляется на первый взгляд.

Бесспорно, у значительной части людей вежливость выступает как вторая натура и является неотъемлемой чертой характера. Одной из сторон безусловного рефлекса, которой они оперируют автоматически, рефлекторно, как само собой разумеющимся, врождённым и привычным стилем мышления.

Но почему не всем людям подобный стиль свойственен беспрекословно, почему некоторую часть человечества эта приятная манера в общении упорно обходит стороной. Причин много и самых разных в силу того, что манера вежливости по характеру своего зарождения в сознании человека и последующего функционирования весьма парадоксальна и противоречива, не столь прямолинейна, как бы того хотелось.

Ну казалось бы, отчего не сказать встречному, да мало ли кому и где, пару ласковых слов, мило улыбнуться и проследовать дальше? Так нет же, ибо очень часто этими жестами люди пользуются выборочно, критериями выступают тысячи надуманных причин, многие из которых, как не странно, носят видимые или затаённые меркантильные и масса иных причин.

Очень часто на кону стоят банальные соображения типа «степени полезности возможного объекта вежливости», а проще говоря, элементарная невоспитанность, сухость, нелюдимость, зазнайство, да и масса иных малопочтенных черт характера субъекта. Ему ничего не стоит пройти мимо достаточно знакомого и старшего по возрасту человека, но нижеcтоящего по положению, при этом глядя прямо в глаза, но как бы, не замечая.

Сегодня эта порочная черта, к великому сожалению, замечается у некоторой части молодых людей, которых никак не заподозришь в забывчивости. В то же время иной раз обращаешь внимание, с каким подобострастием раскланиваются иные ценители «вежливости» с теми, кто по их представлениям, «дорого стоят»: здесь на виду и горячие рукопожатия, и обнимания, и поцелуи, и долгие тирады по поводу здоровья, и т.д. Тогда как по справедливому замечанию Николая Бердяева, известного российского философа: «Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку».

К слову, Н. Бердяев – один из больших почитателей еврейского народа, не раз выступавший в его защиту по самым болезненным событиям ХХ века. В 1922 г. он был депортирован Советами в числе более 122 учёных на Запад как неблагонадёжный, где нашёл свой последний приют в 1948 г. во Франции в возрасте 72 лет.

Иными словами, для тех, кому внутренняя приверженность к культуре является само собой разумеющимся стилем поведения, вежливость – потребность нейтральная, ни в кой мере не обусловленная какими бы то не было конъюнктурными соображениями, проще говоря, выгодой.

О её парадоксальности, в частности, свидетельствует и тот факт, согласно которому из 16-ти афоризмов на слово «вежливость», приведенных в «Большой книге афоризмов», составленной К.Душенко, лишь два имеют прямой логический смысл, тогда как 14 оставшихся носят явный иронический, либо скептический характер.

Многослойность вежливости, о наличии в ней двойного дна говорит и то обстоятельство, что нередко этот словесный «троянский конь» используется нечистоплотными, да и обычными криминальными элементами для достижения своих преступных намерений. Уголовная хроника пестрит сообщениями, когда иные ценители «вежливости», осыпая, особенно пожилых людей, потоками льстивого словоблудия и усыпляя тем самым их бдительность, входя в доверие, без особого труда лишают их и квартир, и материальных ценностей, и даже жизни.

К тому же рациональность вежливости не может не учитываться вне связи с конкретикой времени и места, проще говоря, с её уместностью. Замечательный израильский писатель Игорь Губерман, отметивший недавно своё 85-летие, вспоминает о своих тюремных годах в бывшем Союзе: «После пересыльной тюрьмы Челябинска я оказался с зэком, много лет отсидевшим. Он меня предупредил: «Если ты не перестанешь говорить «спасибо» и «пожалуйста», то ты просто до лагеря не доедешь».

Стало быть, помимо всего прочего, вежливость явление весьма противоречивое. А потому в российской культурной традиции, в частности, бытует определённое недоверие и скепсис к традиции вежливости, которая воспринимается порой ничем иным как фальшью. Кстати, выражение «вечно приклеенная улыбка – по поводу и без повода», будучи из той же категории, свидетельствует о том, что синдром поддельной вежливости имеет хождение не только в России, но и во многих западных странах.

Вместе с тем, судя по утверждениям местных психологов, «вы можете кричать сколько угодно, биться в истерике и топать ногами–вас не будут принимать всерьёз, пока вы не научитесь вежливо стучаться в чужую душу!» Столь высокая потребительская стоимость вежливости вкупе с улыбкой отнюдь не случайна, поскольку вызвана к жизни физиологическими особенностями человеческой природы. В данном качестве вежливость воздействует на адресата по принципу прямой и обратной связи, способствующей более эффективной реакции иммуной системы, активизации деятельности мозга и укреплению памяти. Поэтому американский философ 19 в. Ральф Эмерсон рассматривал «вежливость как сумму маленьких жертв, приносимых нами окружающим людям». Точнее сказать – это сумма больших и малых презентов, даруемых нами людям, с которыми приходится общаться. Если при этом учесть, что любой презент вызывает у адресата ответную позитивную реакцию, то можно смело предположить: при минимальных затратах оборот капитала в форме вежливости гарантирует, как правило, высокую отдачу.

Поэтому не следует озадачивать себя вопросом о целесообразности вежливости как состояния души, неотъемлемой черты натуры, характера. Только «да», по максимуму, но не переслащивая. Лишь помня, что вежливость – это аванс, прелюдия в копилку добрых отношений.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ

 

Мы обратились с просьбой к главному раббаю Центра «Бет Гавриэль» Имануэлу Шимонову прокомментировать вышеизложенный материал.

Многовековая история иудаизма пестрит историческими фактами, свидетельствующими о том, что в гуще еврейского нарда всегда высоким авторитетом и глубоким почтением пользовались лишь те, в чьём обиходе неизменно фигурировали принципы искренней вежливости в общении.

Высоко ценил в людях манеру обходительности в контактах с окружающими великий еврейский мыслитель Рамбам (Маймонид). Его научные труды всегда вызывали не только огромный интерес среди мыслителей, но и нелицеприятные споры, порой переходящие границы корректных и допустимых форм выяснения истины. Будучи от природы человеком весьма сдержанным и уважительным в отношении коллег, как единомышленников, так и противников, он, вступая в дискуссию, неизменно придерживался линии, опирающейся исключительно на максимальную лояльность в выражениях.

При этом он не раз подчёркивал, что каждая книга и каждый автор должен иметь своего читателя, ибо если, к примеру, его произведения окажутся в руках фанатиков или малосведущих людей, то они могут попытаться опорочить его имя, унизить и даже оскорбить. Однако эти низменные цели лишь раскроют подлинное лицо подобных невежд, ещё раз подтвердят кто есть кто, ибо невежество и хамство скрыть невозможно.

С особой рельефностью высокое почтение Рамбама к вежливости, как к комплексному явлению, обнаруживается, когда речь заходит о назначении судей, которые, по его мнению, должны обладать минимум семью качествами: мудростью, богобоязненностью, скромностью, бескорыстием, любовью к правде, приязнью к людям, добрым именем. Согласимся, что ни одна из этих черт не приживётся в характере человека вне оболочки вежливости.

Человек по определению, утверждает Рамбам, никак не должен быть жестоким и не способным прощать обиды, впадать в состояние злобы и отмщения. Напротив, миссия достойного человека на земле – это прежде всего умение легко прощать, и забывать обиды даже тем, кто принёс много несправедливых испытаний и моральных мук. Эти мысли Рамбама нашли наиболее полное отражение в его работе «Мишне Тора»–первой самой фундаментальной книге о еврейских законах, изначально пропитанных атмосферой уважительного отношения к человеку.

Что касается Торы, то, как известно, Святое Писание считает грубейшим осквернением имени Создателя, если человек не способен общаться с людьми спокойно и сдержано, демонстрируя своё вежливое отношение и избегая малейших проявлений раздражительности или гнева. Именно в этих моментах, выступающих в качестве фундамента еврейских традиций, заложена нравственная основа Святого писания как безошибочного навигатора по крутым дорогам жизни.

РАВ ИМАНУЭЛ ШИМОНОВ