ИСРАЭЛЬ ИТЦХАКОВ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Лицо, авторитет, престиж и популярность любого культурно-религиозного центра, включая, естественно, и «Бет Гавриэль», в огромной мере зависит от степени подготовленности, глубины пофессионализма, природных данных, таланта и способностей тех, кто обеспечивают фактически круглосуточно, по обстоятельствам, духовную жизнь общины, её организационные построения.

Наш Центр функционирует на постоянной ежедневной основе с августа 1997 г., т.е. без малого почти четверть века. До этого, как бы беря разгон, набираясь опыта, расширяясь и мужая, привлекая под свои своды всё новых и новых единноверцев, «Бет Гавриэль» открывал свои двери лишь один-два раза в неделю по субботним дням.

По мере того, как росло число прихожан, деятельность Центра переходила на непрерывный режим, а со временем, благодаря настойчивости и упорству его руководства и активистов, помещение организации стало достоянием, собственностью общины. Это позволило заложить здесь жизнеутверждающие основы многоступенчатой системы функционирующей духовной жизни в лице нескольких миньянов, дневных и вечерних колелей, лекций для мужской и женской аудиторий, хала-пари, бет дина (религиозный суд), собственного печатного органа (ежемесячный журнал «Бет Гавриэль» с 2000 по 2017 г. на рус. языке, а с сентября 2017 г. газета «Bukharian Jewish Link», выходящая дважды в месяц на анг. и рус. языках), иешивы «Шаарей Цион Охель Браха» для детей с дошкольного возраста до High School – иешивы High School «Тиферет Цион», детский хор под управлением Народного артиста Узбекистана, маэстро – Эзро Малакова, многочисленные программы для людей самого различного возраста и социального положения. Здесь успешно проводятся самые различные ритуальные обряды, включая свадебные, брит-мила, бармицва, батмицва и многие другие.

Один из тех, кто с первого дня зарождения Центра стоял у его истоков, всё серьёзней и основательней погружаясь в лоно иудаизма, Святого писания и всего того, что с ними связано, является нынешний руководитель молодёжного миньяна – раббай Исраэль Итцхаков, бессменно и успешно руководящий данным очень ответственным подразделением общины «Бет Гавриэль». Его важность связана, прежде всего, с тем, что молодёжь – это будущее нашего этноса, в частности, на американской земле. Если к тому же учесть, что современные молодые люди, как правило, в своём большинстве хорошо образованы и социально состоявшиеся, то станет более понятным, что для того, чтобы их увлечь тайнами Святого писания и убедить в Его силе и единственной достоверной возможности, способной вывести человека на правильную дорогу, необходимы незаурядные способности тех, кто руководят этим процессом. Об этом наш разговор с раббаем Исраэлем Итцхаковым.

Велиям Кандинов (В.М.): – Представляя Вас широкой аудитории, было бы уместно поведать ей, хотя бы вкратце, о Ваших «анкетных данных», т.е. кто Вы, откуда и, конечно, что побудило Вас связать свою судьбу со столь ответственным в иудаизме делом как раббай, служитель культа, духовный наставник. Если вопрос поставить шире, более глубоко и по содержанию, и по форме, то этот род деятельности сродни врачеванию душ, их исцелению,если в этом есть необходимость, что не приемлет в свои ряды людей бесталанных, без огонька, если хотите, без искры Божьей. Создатель же Вас явно одарил этими достоинствами.

Рав Исраэль Итцхаков (И.И.): – Разумеется, не мне судить, насколько я по своим личностным особенностям подхожу к тем критериям, которые вы вполне оправданно выводите в качестве основных достоинств, которыми должен обладать раббай.

В.К.: – Отчего же, судя по тому, что Вы работаете в молодёжной аудитории уже более 20-ти лет и к тому же, насколько мне известно, пользуетесь общепризнанным авторитетом, что удается достичь далеко не каждому наставнику, у нас есть все основания подчеркнуть, что профессионально Вы, вне всяких сомнений, находитесь на своём месте.

И.И.: – Благодарю Вас. Что касается моих «анкетных данных», то в них не найти никаких сенсаций. Всё очень обыденно, также как у тысяч других моих сверстников и соплеменников. Родился я вторым ребёнком, вслед за старшим братом в 1967 г. в Самарканде в семье Итцхакова Яков-хая и Аминовой Мазал. После меня появилась сестра. Не могу сказать, что мне повезло с ранней детской поры узнать и впитать в себя все положенные ньюансы законов еврейской жизни.

Скорей всего, семья наша относилась к числу тех, которые имели представления и старались соблюдать еврейские праздники, посещая в эти дни синагогу. Но не более того. Обычная и достаточно широко распространенная история с советскими евреями.

1973 г. стал переломным для нашей семьи. Как только приоткрылись двери для иммиграции, мои родители, ни в чём не сомневаясь даже на мгновение, решают уехать в Израиль при первой же возможности, что и было сделано немедля. Мне было всего лишь пять с половиной лет, когда мы оказались в новой стране, так не похожей на наш прежний самаркандский дом, да к тому же в период войны Судного дня.

В.К.: – Каким образом Вы оказались связанным с детства с религиозным образованием и воспитанием? Ведь нетрудно догадаться, что лишь тот способен посвятить свою жизнь профессиональной религиозной деятельности, кого с детства родители сознательно ориентируют и определяют именно на данную стезю.

И.И.: – В моём случае это произошло по воле случая. Но если учесть, что в каждом случае обязательно присутствуют элементы необходимости и закономерности, то мой пример является красочным подтверждением этого очевидного факта. Между тем дело было так.

Как-то отец встречает в Израиле своего достаточно близкого друга по Самарканду – раббая Бориса Шифа, который на тот момент являлся руководителем некой иешивы для мальчиков. Слово за словом Борис настойчиво рекомендует отцу отдать под его ответственность своих двоих детей в ведомую им иешиву, приводя по ходу разговора много доводов в пользу такого шага. Папа решает последовать совету друга. Так я оказался учеником религиозной школы, где провёл впоследствии 12,5 лет, окончив High School. То было учебное заведение, которое трудно отнести к числу строго ортодоксальных. Скорей всего то была ортодоксальная иешива модернистского направления, что позволяло учащимся получить базовые представления об иудаизме, но далеко не те, что требуются для профессионального вхождения в мир Святого писания и всего того, что с ним связано.

В.К.: – Судя по Вашему нынешнему высокому реноме, Вам удалось пойти намного дальше, связать свою жизнь с иудаизмом как образом жизни, мышления и действия, без чего вряд ли возможно добиться результатов в этом особом мире, тем более на поприще раббая, да к тому же специализирующегося на работе с молодёжью. Её пытливость и чаще высокая образованность не признаёт априори авторитетов. Она, как правило, требует серьёзных аргументов в дискуссиях, умения убеждать аудиторию, что предъявляет к раббаю-педагогу многократно повышенные требования. Как Вам это удалось и удаётся сегодня?

И.И.: – Логичный вопрос. Три года армейской службы в ВВС ЦАХАЛА в качестве командира подразделения, обеспечивающего связь между самолётами и наземными целями во имя избежания ошибок, что имеет место в условиях боевой ситуации, приводящими к трагическим последствиям, меня многому научили. Прежде всего – жизни, цене отношений между людьми.

2 марта 1990 г. я с братом приезжаю в Нью-Йорк в качестве туриста, «впервые выхожу в мир», так принято после армейской службы в Израиле. Далёкий от религии, от Бога и Торы. Но где-то в глубине души начинают закрадываться растущие с каждом днём сомнения: «Почему я без кипы, почему без Бога в душе? Каким будет финал моего безверия? Итог очевиден: стану одним из тех, кто безвольно плывёт по течению, подчиняясь развитию обстоятельств, как и тысячи моих соплеменников, окружающих повседнево меня». К тому времени я уже работал сутками в карсервисе, стараясь заработать на жизнь в чужой незнакомой стране. Время летело стремительно. Старший брат успел уже обзавестись семьёй и стать отцом двух очаровательных девочек. Меня это ожидало впереди. Слава Б-гу, сегодня я во главе большой дружной семьи, совместно с женой уже многократно любящий дедушка.

В.К.: – Это большая удача и счастье. Но как Вам удалось перебороть одолевающие Вас сомнения?

И.И.: – Сомнения, как известно, обладают, как минимум, двумя особенностями: они либо теряют со временем свою силу, уступая место уверенности, а следом чаще достижению желаемой цели, либо продолжают управлять поступками человека, кидающегося из стороны в сторону и неспособного причалить к нужному берегу.

Как-то в одном из ортодоксальных районов Бруклина ко мне в машину подсела религиозная дама с девочкой лет 14-15. Слово за словом, увидев на мне кипу, почувствовав благую почву, она спросила: «А тефелин ты имеешь?» Услышав отрицательный ответ, предложила записать адрес, где можно получить в кредит тефелин. Спустя мгновение, мне удалось чудом избежать явного тикета за просроченную парковку в процессе поиска указанного дома, словно сигнал от Создателя: «Действуй, ты на верном пути».

Это тот самый момент, когда на смену моим сомнениям буквально в одночасье пришла уверенность, куда и как следует идти во имя собственного будущего и будущей семьи: появилось твёрдое желание соблюдать шаббат, пересмотреть отношение к ТV и ко многому другому, что изменило мою повседневную жизнь, сделало её более осмысленной, позволило уловить первые симптомы внутренней согласованности с самим собой, чего так не достаёт многим из числа современной молодёжи.

Должен заметить, что возникновение близости между Создателем и человеком, судя по моему личному опыту, хотя явление и сугубо индивидуальное, но имеющее параллельно одно общее основание: стремление обзавестись универсальным компасом или, по современному – навигейтером, ведущим по жизни, коим вот уже в течении почти шести тысячелетий является Тора. Моя судьба в данной связи не исключение.

В.К.: – И всё же хотелось бы ещё раз задержать Ваше внимание на секрете Вашей более чем 20-тилетней успешности как раббая именно в молодёжной аудитории?

И.И.: – Ни секрета, ни тайны в этом никакой нет. Всё предельно открыто и просто. Я впервые переступил порог Центра «Бет Гавриэль» более 22-х лет назад, когда он только только вставал на ноги. Это особая необычная организация в силу того, что у её колыбели стоят люди глубоко преданные своему делу, объятые огромным стремлением изменить окружающий нас мир к лучшему.

Я поднимался на ноги профессионально вместе с нашим Центром, учился, занимался самообразованием не из под палки, потому что так нужно, а потому, что по-другому невозможно, не получится, ибо мечтал денно и нощно овладеть тайнами того самого компаса, который поведёт меня по жизни.

Каждый раз, представая перед аудиторией, делясь с ней своими знаниями я учился сам, как бы поднимаясь на новую более высокую ступень. Мои слушатели видят и чувствуют, что я никогда «не играю» с ними, предельно откровенен и честен, говорю о том, что волнует их и меня в равной мере. Этот лучший способ доходить до истины совместно со своими учениками, освобождаться от сомнений, а порой и от боли, морального дискомфорта, которого вполне достаточно в наш неспокойный и переполненный стрессами мир.

В.К.: – Что более всего, наш Ваш взгляд, беспокоит и тревожит сегодня нашу молодёжь?

И.И.: – С одной стороны, Америка, во всяком случае, в моём представлении, настолько благодатная страна, что каждый стремящийся к успеху и вкладывающий в это силы и душу, оказывается на высоте положения. Но, другой стороны, жизнь не бывает беспроблемной и у наших молодых людей их более чем достаточно.

Нет сомнений, что избыток благ, который имеет здесь место, развращает человека («одамо а сири мас шудан»). Отсюда поколеблены очень многие моральные ценности, серьёзные проблемы появились в брачных отношениях, большое количество молодых людей в возрасте 25-45 лет годами не решаются устроить свою личную жизнь либо без тени сомнений разрывают семейные узы.

В.К.: – Есть ли лекарство от этого недуга?

И.И.: – Это лекарство в наших руках. Прежде всего – Тора с её 248 разрешающими и 365 запретительными заповедями. Тот, кто идёт по жизни, ориентируясь на данный компас, уверен на 100%, по себе знаю, не заблудится и не свернёт с правильного пути.

Что касается сложностей в части семейных проблем, то мне думается, что здесь очень многое возникает на почве элементарного незнания и безграмотности в данной области. Желательно, чтобы каждый намеревающийся создать семью, был обязан пройти специальный курс подготовки под руководством раббая в течение 3-х месяцев, причём платные. Согласитесь, что семья – это наука не из простых, а потому грамотность в данном вопросе не менее важна, чем в любом ином деле, требующем высокого профессионализма. То же самое желательно и для родителей молодожёнов.

Кстати, опыт «Бет Гавриэль» говорит о том, что здесь очень многие молодые люди сумели найти своё счастье в личной жизни.

В.К.: – Не могу с Вами не согласиться. Хочу пожелать добрых успехов в столь благородном деле, которое стало смыслом всей Вашей жизни. Примите мою сердечную признательность. Мне думается, что это Ваше лишь первое интервью, ибо чувствую: нам будет о чём поговорить в будущем и не раз.

В.Кандинов