СЛОВО РАББАЯ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл. раббаем Центра «Бет Гавриэль» Иманулом Шимоновым

Стало привычным, когда гл. раббай синагоги "Бет Гавриэль" Имануэл Шимонов уединяется с посетителями в своём кабинете. Причины и варианты этих заведомо согласованных встреч самые различные, в числе которых наиболее важными являются семейные проблемы, сложности, возникающие во взаимоотношениях между брачными парами, а если быть более прямолинейным, то следует однозначно заметить: когда эти отношения заходят в тупик и следующим шагом может стать лишь развод. Именно с этого предположения начался мой очередной разговор с раббаем.

И.Ш.: – Бесспорно, основная масса людей, столкнувшаяся с серьёзными неурядицами в семьях, обращаются ко мне за помощью и советом лишь тогда, когда все "внутренние резервы" полностью исчерпаны, когда к умиротворению привлекались и ближайшие родственники, и друзья, но всё оказалось тщетным. Раббай, его авторитет, его слово – это последняя надежда, последняя инстанция.

Но, должен заметить, что за минувшие 3-5 лет число подобных дел и обращений лично ко мне значительно убавилось. Если до недавнего прошлого каждую неделю я был вынужден разбираться с 5-7 семейными парами, задерживаясь порой в офисе до глубокой ночи, то ныне их число не превышает 2-3 в месяц.

В.К.: – Чем Вы это объясняете?

И.Ш.: – Основных причин две. Первая связана с тем, что наша эмиграция в целом как бы "устоялась", вошла в нормальное русло, люди обустроились, стали в целом успешно решать бытовые проблемы, очень много семей, особенно молодых, обзавелись недвижимостью. Одним словом, в дома нашей общины, в большей части, пришёл материальный достаток, что, естественно, не могло не оказать позитивное воздействие и на укрепление семейных отношений.

Вторая причина сопряжена с очевидной растущей приверженностью людей к религии, к соблюдению Законов Торы, пониманием того факта, что следование её принципам, в частности, в семейных отношениях, ничего кроме пользы и спокойствия в доме не приносит. Не удивительно, что если до недавнего времени у нас в общине функционировал один миньян, то сегодня их стало четыре, работающих по скользящему графику, где люди ищут и находят убедительные ответы на волнующие их вопросы. Ведь Тора – это универсальный справочник и компас, ведущий нас праведными путями по нашей далеко не простой жизни.

Рекомендации, которые мне, в частности, приходится давать людям по семейным вопросам, это не мои прихоти и фантазии, а почерпнутые из Святого Писания умозаключения, проверенные опытом многих тысячелетий. И те, кто следуют им, как правило, остаются в выигрыше.

В.К.: – Ваши слова и мысли настолько убедительны, что остаётся лишь удивлённо разводить руками, почему люди не всегда прислушиваются к ним и не делают для себя правильных выводов?

И.Ш.: – Учитывая справедливость вашего вопроса, считаю необходимым подчеркнуть, что отношение раббая к теме неблагополучных семей должно быть максимально осторожным и предельно внимательным, не терпящим ни малейшей поспешности.

Развести семью несложно, сохранить её – вот в чём наша главная задача. Поэтому, разбираясь в тех или иных конфликтных ситуациях, необходимо, не считаясь ни со временем, ни с затратами энергии, увидеть и оценить всё то, что способно дать хоть малейший шанс для возврата сторон к согласию. Ведь за их спиной, как правило, стоят дети, родители, их престиж и авторитет в общине. Именно подобный подход к вопросу позволяет нам сохранить подавляющее большинство семей, столкнувшихся с теми или иными, как им кажется, неразрешимыми преградами.

Очень частый аргумент, с которым стороны обращаются ко мне с просьбой о разводе, имеет три простых слова: "не сошлись характером". Более не серьёзного мотива в природе нет и быть не может. Еврейская традиция исходит из того, что человек не должен быть "рабом" собственного характера. Всевышний всегда даёт нам возможность в зависимости от конкретной ситуации координировать проявления своего характера, настраивать его на ту или иную конкретную волну.

Под этим, прежде всего, подразумевается "притирка" различных темпераментов, взглядов на жизнь, что в семье требует определённого времени, терпимости, без чего и не создаётся, и не крепнет ни одна нормальная семья. К примеру, мне знакома одна пара, где муж излишне эмоционален и вспыльчив. Всегда помня об этом, жена никогда в подобные мгновения не обостряет ситуацию, старается воздержаться от лишних словесных пререканий. Но стоит мужу, спустя мгновение, видя сдержанность супруги, успокоиться, как разум моментально берёт верх и всё заканчивается миром и добрым взаимопониманием.

Подобные люди "притираются" друг к другу, сознательно меняя зачастую отдельные черты своего характера, привычки, стиль поведения. Учиться этому – долг каждого, кто готовится создать семью, не говоря уже о тех, кто успел стать семейным человеком.

В.К.: – Позвольте, уважаемый раббай, высказать вам сердечную признательность за ценные мысли и советы, прозвучавшие в нашей беседе.

Велиям Кандинов. Из книги «Цена еврейского счастья».