БУХАРСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА НЕМЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

К итогам VIII международной научно-культурной конференции бухарских евреев (9-11 сентября 2019. Ганновер. Германия)

Событие, имевшее место в первой декаде сентября нынешнего года в немецком Ганновере, вряд ли можно причислить лишь к рядовому плановому мероприятию в научной и культурной жизни бухарских евреев, хотя и международного масштаба. Если вдуматься и, как говорится, копнуть глубже и основательней, всё предстанет в более весомом и основательном ракурсе. Стоит лишь, причём не без причин, коснуться и раскрыть тенденции развития современных социальных явлений, связанных на прямую с историей еврейского народа в целом и его бухарского этноса, в частности.

В процессе многолетней подготовки вышеназванной конференции и особенно накануне её проведения многие недоуменно задавались сакраментальным вопросом: «Почему в Ганновере, по каким причинам именно этот немецкий город, хотя и входящий в десятку крупнейших германских городов, стал местом проведения столь специфической конференции, касающейся, в частности, проблематики интеграционного опыта бухарской эмиграции на рубеже двух столетий – ХХ и ХХI?»

Во-первых, до недавнего времени в Германии никогда не проживало сколь-либо заметного количества представителей этого этноса. А потому и не могло сложиться серьёзного интеграционного опыта, почерпнутого именно на немецкой земле. Это утверждение, на наш взгляд, не могло не создавать поверхностного впечатления, согласно которому проведение здесь подобного рода мероприятия, мягко выражаясь, не только недостаточно обоснованным, но и с учётом перспективы малопродуктивным, как по своим возможностям, так и результатам. Однако, попробуем всё же копнуть поглубже, как мы о том только что упоминали.

Оказавшись ныне в Германии, а впервые я там был почти 35 лет назад, в частности, в Гамбурге, вновь не мог отделаться от мысли, что всего несколько десятилетий назад именно эта земля, подарившая миру огромный пласт передового цивилизационного опыта, вопреки логике исторического процесса оказалась в форпосте средневекового мракобесия и насилия, принесших человечеству и особенно европейскому еврейству неисчислимые беды.

Тем не менее, в течение последнего двадцатилетия немецкая земля вновь стала местом, куда, несмотря на непомерно мрачную историческую память, опять переселилось с целью постоянного проживания более 120 тыс. евреев, в основном из стран бывшего Союза, в числе которых оказалось свыше 1200 бухарских евреев. Так повелось, что испокон веку евреи, насильно изгоняемые с столетиями насиженных мест, по самым разным причинам снова и снова возвращались в прежние пенаты в поисках лучшей доли. Так было с евреями Франции, Англии, а ныне правительство Испании даже официально приглашает вернуться в свою страну потомков евреев, насильно изгнанных и обобранных королевской властью правящей Изабелы более пятисот лет назад, гарантируя сиюминутное получение гражданства. Такова объективная реальность.

На этом фоне, касаясь особенностей и значимости недавней конференции в Ганновере, нелишне заметить, что этот город занимает в Германии 11-е место по количеству населения, составляющее на 1 января с.г. 553 тыс. человек, включая порядка трёхсот бухарских евреев или 70 семей, что представляет собой ¼ часть данной общины в целом (1200 человек), пустившей корни на немецкой земле в течение последнего двадцатилетия. Судя по цифрам – капля в океане!

Тем не менее, сам антураж ганноверской конференции, её представительность (в числе гостей и выступающих оказались такие видные персоны, как бургомистр города г-н Томас Херман, глава объединения еврейских общин Нижней Саксонии г-н Михаэль Фюрст, посол Израиля в ФРГ г-н Джереми Иссахаров, главный равин бухарских евреев Израиля г-н Гилель Хаимов, президент венской общины бухарских евреев г-н Шломо Устониязов, президент ОНЦ «Рошнои» из США д-р Роберт Пинхасов, возглавивший американскую делегацию, израильские представители во главе с Марком Фазыловым, гости из Узбекистана, Таджикистана и т.д.). Да и внушительное число участников (более 250 человек) дают полное основание подчеркнуть, что само мероприятие по своей задумке и общественному резонансу имеет неординарный характер. В чём дело?

Хочу напомнить ещё раз, что немецкие евреи за 1700 лет своего проживания на германской земле сполна испили чашу как взлёта, высокого общественного положения и признания, так и дикого антисемитизма, включая недавнее стремление фашистской верхушки «окончательно и бесповоротно закрыть тему еврейского вопроса» аж в мировом масштабе. Посещая на сей раз, к примеру, Кёльн, нельзя не напомнить, как достаточно типичный факт, что ещё в 321 г. декретом римского императора Константина Великого евреи получили здесь право быть избранными в городской совет, свободно выбирать профессии и род деятельности. Однако с проникновением в Римскую империю христианства жизнь евреев здесь окрасилась в иные, мрачные и трагические тона.

Что касается нынешнего возвращения евреев в новую объединенную Германию с населением в 83 млн. человек, ставшую могучим европейским лидером и, в основном, доброжелателем Израиля, то оно предопределено не только её стремлением искупить конкретными деяниями перед человечеством в целом и еврейским народом, в особенности, чудовищные преступления гитлеризма в годы Второй мировой войны. В течение последних 25-30 лет власти Германии прилагают, в частности, упорные усилия в целях возрождения здесь еврейской жизни.

Накануне Второй мировой войны, т.е. 1 сентября 1939 г., количество евреев в 70- миллионной Германии превышало 500 тыс. человек (0,7%). И хотя число это было мизерном, немецкая еврейская община сверкала заметным количеством состоятельных людей, учеными с мировыми именами, включая великого Альберта Энштейна, Сигизмунда Фрейда, ведущие профессора-светилы в области медицины, творческая, артистическая и инженерная интеллигенция.

В послевоенные годы и по сей день слышны отзвуки непрекращающихся дискуссий по поводу причин, приведших к трагедии европейского еврейства в целом и немецкого, в особенности. Одной из наиболее распространенных точек зрения является утверждение, согласно которому стремление определённой части немецких евреев, опьяненных материальным достатком и профессиональными успехами, особенно из числа его высокопоставленных и привилегированных групп, мечтающих ассимилироваться с титульной нацией и забыть о своём происхождении, было использовано идеологами фашизма в качестве основного мотива и инструмента расовой теории, направленной прежде всего против еврейских граждан Германии. Эти настроения в немалой мере подогревались нелёгким экономическим положением страны после её поражения в Первой мировой войне.

Не вникая в детали обоснованности этого взгляда, хочу подчеркнуть, что ассимиляционные побуждения и практические действия в еврейской среде в данном направлении чаще лишь усугубляют антисемитские настроения в обществе, заражённом бациллой национализма, с особой остротой проявившиеся в гитлеровской Германии.

Тема эта вечная, она не чужда и сегодняшнему времени. В США ныне расселилось более 60 тыс. бухарских евреев, из которых 40 – в Нью-Йорке, а остальные 20 – в самых разных штатах страны. При этом здесь сложилась достаточно яркая еврейская жизнь, успешно функционируют более 30-ти культурно-религиозных центров, иешивы и т.д.

Порой американцы, чаще это общественные деятели самых разных уровней, задаются недоуменным вопросом: «Отчего вы бухарские в своей массе столь «закрытые», предпочитаете больше проводить свободное время и создавать семьи в своём кругу, стремясь к строгому соблюдению доморощенных национально-религиозных традиций и по возможности не допуская и сторонясь людей иных конфессий, а так же тех, кто придерживается других, незнакомых вам культурных воззрений и стереотипов». В оправдание своих вопросов, они, как правило, прибегают к доводам, что Америка как страна эмигрантов, сотканная из пёстрого набора бесконечного множества людей различных национальностей и религий, вряд ли способна позитивно воспринимать бросающуюся в глаза бухарскую индивидуальность, вряд ли способствующую её успешной адаптации в новой стране.

Хочу с полной ответственностью подчеркнуть: это ошибочная и поверхностная точка зрения, далёкая от истины. Наша «закрытость» весьма и весьма относительна, поскольку успешно работая в госпиталях, в сотнях различных компаний, учась в университетах и коледжах, создавая бизнесы, овладевая котирующимися в стране специальностями, достойно конкурируя на притязательном и очень требовательном рынке труда, бухарские предстают в облике типичных американцев, ничем не отличающимися ни внешне, ни манерами поведения от обычных граждан нашей огромной страны.

И если мы в чём-то «закрыты», то лишь в одном: в остром желании не потерять здесь свои семейные устои, не раствориться бесследно в местном «плавильном» котле, не лишиться привычных близких и тёплых родственных связей, не отдалиться от детей и внуков

. Одним словом, не пополнить тем самым печальными цифрами семейную статистику современной западной цивилизации, где из год в год увеличивается число т.н. «гражданских» и «гостевых» браков, о которых мы даже не ведали до недавнего времени, а также растущее число детей (до 30%), рождающихся в неполных семьях при том, что каждый второй брак ныне в США – повторный. Не говоря уже о галопирующем росте (70%) смешанных браков в американской еврейской среде, не без оснований прозванным «мирным Холокостом», что не может самым серьёзным образом не беспокоить бухарскую общину.

На данном фоне нам представляется, что в условиях диаспоры главным и самым надёжным основанием сохранения еврейства может и должна служить, прежде всего, семья, традиционные семейнные отношения, за чертой которых мы являемся в полной мере американцами (немцами, французами, австрийцами) бухарско-еврейского происхождения. В этой связи прошедшая в Ганновере конференция служит, помимо всего прочего, великолепным подтверждением справедливости и оправданности высказываемых нами предположений.

Судите сами, дорогой читатель. Исходя из той информации, которую нам удалось получить из уст нынешнего президента ганноверской общины г-на Юханана Мотаева, подавляющая часть наших соплеменников здесь успела прочно встать на ноги и, что очень важно, наряду с материальным благополучием создать необходимые условия для удовлетворения своих духовных запросов. Несмотря на свою малочисленность (З00 человек), община имеет в своём распоряжении прекрасное помещение синагоги во главе с равом Якубовым Юхананом, расположенным на ухоженной просторной территории рядом с транспортными развязками. На сегодняшний день это единственное место в Ганновере, где имеется возможность приобрести кошерное мясо, которым обеспечиваются и бухарские Дюссельдорфа.

Следует особо подчеркнуть: всё что нам удалось увидеть, услышать и, самое важное, прочувствовать за несколько дней участия в Ганноверской конференции и общения с людьми, даёт основание подчеркнуть следующее.

Ганноверская бухарская община, образ её жизни, сплоченность, преданность своим национально-этническим и религиозным традициям, с особой рельефностью проявившиеся в длительной подготовке и триумфальном проведении конференции, может служить наглядной моделью организации еврейской жизни в условиях даже малочисленной диаспоры.

Какая связь в данном случае между проведением такого разового мероприятия как конференция, пусть даже самого сложного в организационном плане, и развитием стабильной еврейской жизни в диаспоре в кругу небольшой общины, оказавшейся в силу обстоятельств в абсолютно незнакомой чуждой среде? В нашем случае – связь самая прямая.

Следует отдать должное нынешнему президенту общины Юханану Мотаеву, всей его замечательной семье, многочисленным соратникам и сподвижникам, которые в течение нескольких лет, лишь достойно обустроив еврейскую жизнь новых ганноверчан, решились принять у себя столь важное мероприятие как VIII международная конференция бухарских евреев. По общему признанию мнгочисленных участников этого замечательного события, благодаря колоссальным усилиям принимающей стороны, прошло оно на самом высоком уровне, оставив заметный след в истории нашего этноса.

Нельзя в этой связи не упомянуть огромный труд ОНЦ «Рошнои», его бессменного руководителя д-ра Роберта Пинхасова, который в тесном контакте с Юхананом Мотаевым в течение длительного времени готовил проведение этого памятного события, способного ныне стать частью апробированной модели организации еврейской жизни в отдельно взятых образованиях нашего этноса, создающего волею судьбы новые обустроенные очаги для своей достойной жизни.

В.Кандинов