ГДЕ НАЙТИ ЖЕНИХА С ВЫСОКИМ «ЛЕВЕЛОМ»?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Американская эпопея бухарско-еврейской иммиграции насчитывает уже порядка 30-40 лет. Немногим больше или меньше, у кого как, что сути нашего вопроса никак не меняет. Это тот достаточно значительный отрезок времени, дающий все основания судить, насколько состоятельной оказалась наша иммиграция, удалось ли ей достойно адаптироваться в новой стране и стать неотъемлемой частью её гражданского общества, заняв в нём вполне подобающее место.

Окидывая сегодня внимательным взором свою общину, зная значительную часть её представителей персонально, ловлю себя на мысли, что всех этих людей объединяет, во всяком случае, основную их массу, одна общая позитивная черта: они, как правило, в подавляющем своём большинстве, успешны в деле, что не может приятно не щекотить самолюбие каждого, кто признает себя неотъемлемой частицей этого сообщества.

Вообще, должен заметить, что община «Бет Гавриэль», как и многие другие аналогичные из числа нашего этноса, – это уникальные социальные образования. Они представляют собой естественные объединения, собрания, обладающие чертами, свойственными универсальным социологическим образованиям, исследование которых даёт возможность замерить присущие им общественные параметры, как для прогнозирования перспектив развития, закрепления их позитивных сторон, так и устранения обнаруженных негативных черт.

Наши многолетние наблюдения, как эмпирического, так и логического характера, включая такие, как интервью, анкетирования, персональные встречи и беседы при гарантированной анонимности, что в огромной мере способствует получению корректной и достоверной информации, убеждают, что бухарская иммиграция на стыке ХХ и ХХI веков, вне всяких сомнений, особенно в экономическом и материальном аспектах, оказалась более чем успешной. Куда бы мы не бросили свой взгляд, наш этнос, благодаря своей врожденной и веками взращиваемой тяге и способностей к коммерческой деятельности, ступив на американскую землю, удобряя её своим неимоверным трудолюбием, умением скрупулёзно и бережно считать каждый заработанный цент, обладая чутьём и подсознательным наитием, куда и когда его следует вложить, уже в первом поколении добился впечатляющих результатов, касающихся умения, способностей и талантов «делать деньги». Особенно та их часть, которая в Союзе занималась индивидуальной трудовой деятельностью, работала в сфере услуг, рискуя зачастуя и свободой, а порой и жизнями. Пройдя огни и воды, оказавшись на Западе в нормальной экономической рыночной среде, сиюминутно в ней адаптировавшись, эти люди проявляют здесь чудеса находчивости, предприимчивости и фантазии, быстро вписались в достоинства американского образа жизни.

Вместе с тем, при всём относительном материальном благополучии, когда жизнь новых американцев бухарского происхждения оказалась в целом весьма обустроенной и благополучной, есть одна сфера, которая, к сожалению, вносит в её ритм и содержание массу беспокойств, нравственных переживаний, а порой и чувств щемящей боли.

Речь идёт о семейных проблемах, которые никогда не представали перед лицом нашего этноса своими столь незавидными и тёмными сторонами, внося в дома многих людей атмосферу взаимного неприятия, раздрая, непрекращающихся разборок в судах и даже полицейских участках. Особенно в первые годы иммиграции, связанные с экономической неустроенностью многих семей, стоявших на распутье, пытающихся нащупать для себя, зачастую дорогами болезненных проб и ошибок, наиболее приемлемые варианты приспособления к непривычной экономической культуре и социальным отношениям.

В те первые годы иммиграции заметно изменилась роль женщины в балансе семейных отношений. Большинство из них, не сторонясь никакой работы, стали первыми приносить в дом «свежую копейку», что в силу непривычности ситуации, когда мужчина, как правило, испокон веку являлся основным добытчиком, не могло не пошатнуть в определённой мере привычную лидерскую миссию главы семейства. То, что ещё совсем недавно казалось вполне естественным и понятным, когда сидящий у теливизора или прилёгший на диване мужчина-добытчик не вызывал в доме ни у кого раздражения, сегодня стало нередко поводом для всплеска резких недружелюбных эмоций, переходящих в бурные выяснения отношений с непредсказуемыми последствиями.

Именно на 90-е годы прошлого века пришёлся пик распада семей, даже тех, которые ещё совсем недавно считались примером стабильности и объектом для подражания. Мне помнится, что то был период, когда главный раббай Центра «Бет Гавриэль» Имануэл Шимонов вынужден был работать буквально в три смены, занимаясь разбором именно семейных проблем в надежде обнаружить веские аргументы для их примирения, что ему, к слову, нередко удавалось.

По мере того как набирал темпы нелёгкий процесс приспособления нашего этноса к сложностям американского рынка труда, а вместе с ним росло материальное благополучие людей, семейная проблематика постепенно теряла ещё недавнюю остроту и всё более и более вступала в своё привычное русло, хотя и не без привкуса местной малоблагоприятной атмосферы.

Какой бы закрытой не считалась наша община в вопросах семьи и брака, как бы она не стремилась сохранить свои былые принципы, устои и стереотипы в данном важнейшем вопросе жизнедеятельности, изолироваться, спрятаться и не замечать происходящего вокруг практически невозможно. Между тем эта внешняя среда вряд ли может быть признана позитивной, способствующей укреплению брачных отношений, поскольку одной из особенностей современной западной цивилизации является утрата былых семейных ценностей. Ныне в моду вошли отношения непостоянства, разгула вседозволенности в форме гостевых и гражданских браков, массового рождения детей в неполных семьях и многие другие совершенно и непонятные, и недопустимые принципы связей между мужчинами и женщинами, ведущими к безотцовщине, детской преступности и наркомании. К сожалению, явления подобного рода не обошли стороной и нашу общину.

Однако, если в целом семейные отношения за последние несколько лет явно стабилизировались, стали более надёжными, есть в их рамках один очень значимый сегмент, который, к великому сожалению, держит в нравственном напряжении не одну семью и не один дом. Имеется в виду значительное количество молодых людей в возрасте 27 – 40 лет, а порой и старше, которые, обладая всеми достоинствами, свойственными большей части американской молодёжи, в целом (высшее образование, чаще выходцы из среднего класса, самостоятельные и самодостаточные, материально независимые), и бухарским молодым людям, в частности, добившимся серьёзных результатов в карьере, обустроенные во всех отношениях для вступления в самостоятельную жизнь, мечтающие связать свою судьбу с соплеменниками, но которые годами не могут ни жениться, ни выйти замуж.

Мотив чаще общий: не нашёл или не нашла свою любовь, своего избранника или избранницу. Хотя за этим более всего распространенным объяснением, вне всякого сомнения, скрываются более веские причины, требующие специального рассмотрения.

Согласимся, что все устроенные, прочные браки, постоянно пропитываемые взаимопониманием, взаимным неослабевающим притяжением и интересом, умением находить компромиссы даже в самых сложных, казалось бы в безвыходных ситуациях и, забывая о распрях, ещё больше укреплять отношения. Одним словом, подобные семьи счастливые в своей основе и по всем параметрам, как правило, похожи друг на друга.

Что касается браков неустроенных, неудачных, ненадёжных, т.е. в общем несчастливых, то они эту свою ущербность проявляют в бесчисленном множестве ипостасий, неожиданных проявлениях самыми непредсказуемыми горестными сторонами. Великий знаток глубинных основ, истоков и первопричин людских поступков Лев Толстой писал в данной связи в романе «Анна Каренина», которому отдал четыре года cвоей жизни: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Где причины, тайны «однообразия» семейного счастья, его похожесть, узнаваемость и в то же самое время бесконечное многообразие личной неустроенности людей. Если не брать в расчёт любовь-выстрел, с первого взгляда, как говорится, раз и навсегда, что в наш прагматичный век – явление достаточно редкое, то счастливый, надёжный и долговечный брак есть результат, чаще всего, тесного переплетения, содружества и работы в унисон, как минимум двух факторов, – сердца и головы. Когда любовь или, пусть будет, несколько поскромней, посдержанней выразимся, – влюблённость, химия, помноженные на разум, на трезвый рассудок и расчёт, без чего думающему человеку сегодня никак нельзя, не обойтись, дают позитивный результат и шепчут на ухо: «Не теряй время, не медли, – это он (она)», то следует, действительно, приложить усилия для достижения конечной цели, движение к которой порой требует не одного года, усилий, желаний, а не исключено, и разочарований. Тем более, когда уже за тридцать, сами понимаете, всё чаще и чаще «и эта не та и тот не подходит».

Трудно возражать против симбиоза «разум-расчёт» и «сердце-чувства», если речь идёт о поиске личного счастья, серьёзной семьи один раз и на всю жизнь. Во всяком случае, когда подобного рода внутренняя установка доминирует в сознании и представлениях человека, созревшего для вступления в брак.

Интересно знать, в какой пропорции обычно должны взаимодействовать «расчёт» и «сердце», если иметь в виду, что и то, и другое в отдельности очень часто обманчивы. Расчёты могут оказаться сомнительными, не оправдавшими себя, да и любовь порой не выдерживает испытаний временем и обстоятельствами.

Тем не менее, исследуя этот вопрос, нам удалось заметить некую закономерность: чем старше человек, чем более проблематичней складывалась его личная жизнь, тем больше он склоняется к тому, что в пропорции «расчёт-разум» – «сердце-любовь» должен доминировать, причём основательно, первый фактор.

Сложность ориентации на подобного рода умозаключения заключается в том, что в реальной жизни всё очень и очень индивидуально и неповторимо. И там, где одно предположение срабатывает безукоризненно и даёт великолепный результат, то в другом аналогичном случае оказывается дорогой в никуда. Сегодня проблема создания и сохранения семьи в очень многих конкретных случаях оказывается одной из наиболее сложных и болезненных, в частности, в среде бухарской общины, выдвигая порой самые непредвиденные обороты жизненных обстоятеьств.

Приведу один пример, взятый из реальной жизни. Некая девушка, назовём её условно Леей, обладала от рождения всеми завидными достоинствами, о которых можно мечтать. Не броская, но очень приятная миловидная внешность, трудолюбивая и способная в учёбе, из приличной благополучной семьи. К 27 годам, окончив известный университет, получает престижное место в одной из американских компаний, связанных с хай-теком. Немало молодых людей мечтали завоевать её сердце: тщетно. Да и папа, который в её глазах всегда был эталоном, подогревал тщеславие любимой дочери: не торопись – это не твой «левел», ты заслуживаешь большего.

В жизни многое можно подправить, подкорректировать по своему усмотрению, но только не время, ибо оно неумолимо и беспощадно ко всем и ко всему, включая девичью молодость и привлекательность. Лея это с особой остротой и неизбежностью стала чувствовать ближе к 30-ти годам. Увлеченная работой, успешной карьерой она устала и не хотела больше думать о замужестве: как будет, так и будет.

Судьба, судя по всему, имела другие намерения. Как-то после очередной напряженной рабочей недели, войдя в салон красоты привести себя в порядок, где трудились несколько наших соплеменников, она оказалась в кресле относительно молодого подтянутого спортивного телосложения стилиста. Слово за словом, словно по накатанной тропинке. Спустя несколько недель, разговор продолжался уже за чашечкой кофе в уютном ресторанчике.

Забегая вперёд, скажу, что когда Лея объявила дома, что выходит замуж и просит папу не говорить отныне вслух о её высоком «левеле», в комнате воцарилась тишина. С тех пор прошло более четырёх лет. Лея и её супруг успели стать родителями двух очаровательных деток. Борис – школьный учитель рисования, натура от природы творческая, понимая, что этот труд не даст ему материального удовлетворения, освоил новую профессию, в которой преуспел. Обычная достаточно банальная история.

Трудно предположить, какие мотивы более всего доминировали, когда Лея и Борис, спустя пару месяцев после, в общем-то, случайного знакомства, решили объединить свои судьбы: разум или сердце, вкупе с химией, помноженные на бесстрастное неумолимо торопящееся время. Видимо, всего понемножку в разумных пределах, как должно быть принято у разумных людей.

Что касается ставшего сегодня модным среди русскоязычных американцев понятия «левел», позаимствованного из английского лексикона «level», то под ним часто подразумевается уровень достоинства того или иного человека, его материальные возможности и т.д. При этом нередки, к сожалению, ошибочные суждения в случаях, когда речь заходит о степени соответствия вероятных брачных пар.

Нет сомнений, что высокое образовние и ученые регалии красят человека. Но они никак не могут свидетельствовать о его высоких нравственных достоинствах или служить доказательством возможной успешности в бизнесе, в деловой карьере, не говоря уже о вероятной способности стать любящим и надёжным партнёром в брачном союзе.

Признаюсь откровенно, я не до конца доверяю действенности «слова» в воспитании детей, но серьёзно воспринимаю атмосферу, в которой рос ребёнок, поступки и реплики старших, за которыми он наблюдал и слышал в доме с детства. Мне думается, что вечное стремление наших соплеменников знать, какой семье, какому «левелу» принадлежит претендент на руку дочери или возможная сноха, никогда не утратит своей актуальности. Поскольку уже впитанный «левел» или очень схожий они постараются принести в свой новый дом.

Сегодня многие девушки задерживаются с замужеством по самым разным причинам (материальный фактор, неподходящая семья, различия в образовании, место будущего жительства, несовподающие интересы, род деятельности), видимо, становясь нередко заложницами синдрома «рыцаря на белом коне». Хотя, кто знает. Поди отгадай, где этот «рыцарь» или «синица» счастья.

Различия в образованности очень часто обманчивы. Вокруг немало молодых людей, не получивших высокого образования, но вполне достойных для серьёзных отношений, успешных в деле и надёжных для семьи. Здесь есть над чем задуматься не только девушкам, но и их родителям, мечтающим о счастье своего ребёнка. Ведь оно явно здесь рядом, за ближайшим поворотом.

Удач Вам, мои дорогие друзья, Вы достойны всего самого хорошего и оно неприменно найдёт Вас.

В.Кандинов