ПОЧЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДОЛЛАР ПОРОЙ СТАНОВИТСЯ ОПАСНЫМ!?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

Кто из числа серьёзных и трезвомыслящих людей, знающих жизнь не понаслышке, умеющий высоко ценить каждый заработанный цент, способен усомниться во всесильности хрустящей зелененькой купюры, или в необходимости тонкого, осторожного, вдумчивого и даже трепетного отношения, которого она требует к себе? Скорей всего, никто, ибо доллар – это не только его текущий курс, вероятность роста, взлёта или пагубного падения, зависящие от тысячи различных причин, но и инвестиции, кредиты, политические стимулы, игры, шантаж неугодных, варианты преумножения, сохранности и масса иных немаловажных проблем.

Иными словами, то есть комплекс, бесконечная сумма подобного рода вопросов, не что иное, как сложное уравнение со многими неизвестными, спцифический алгоритм, от успешного решения которого ныне зависят судьбы не только целых больших и малых государств, народов, регионов, но и конкретного человека, стремящегося к достойной жизни, чувствующего её неуклонное улучшение, либо катящейся по наклонной.

Таким образом, в долларе, словно в зеркале, отражается вся многоликая гамма динамики его развития, как сугубо экономического явления. Но, с другой стороны, и это никак, ни при каких условиях не следует упускать из поля зрения, доллар – это активный инструмент, пестующий и целенаправленно регулирующий многоликие, а порой чрезвычайно сложные отношения между людьми. Отношения, которые, становясь и развиваясь по принципу прямой и обратной связи, в свою очередь, по большому счёту, оказывают определяющее влияние на качественное и количественное содержание развития экономической жизни общества, её прогресс, застой или очевидный регресс.

Нас в данном случае интересует сугубо личностная проблема: развитие отношений в микросистеме «доллар – человек», т.е. каким образом взаимосвязь между долларом и персоной, её ценностные убеждения и взгляды на денеьги оказывают, либо способны оказать позитивное, а не исключенно, негативное влияние на людские судьбы, спсобствовать их счастью, достижению поставленных желанных целей или превратить их в сгусток неудач, сплошных нравственных и физических испытаний.

Если в изложенной нами преамбуле вопроса находит отражение, как это обычно принято в случаях поиска истины, общесоциологический подход, то следующим шагом должна стать попытка оценки поставленной проблемы с позиций иудейских традиций, что должно таить в себе немало интересных моментов. Интересных с той точки зрения, что оба этих подхода, как бы дополняя друг друга, дают возможность более аргументировано вникать в социальную природу доллара, в его созидательную роль, с одной стороны, и разрушительную, с другой.

Рав Имануил Шимонов (И.Ш.): – Ваше замечание и своевременно, и справедливо, поскольку проблема отношения человека к богатству и деньгам занимает одно из ведущих мест в теории и практике иудаизма.

В трактате «Авот» мы находим одно из очень важных и ценных утверждений, согласно которому богатство, его уровень и размеры отождествляются не с конкретикой цифр, как это, к примеру, делается ежегодно на страницах журнала «Форбс», где публикуются имена долларовых миллиардеров, а с тем, насколько человек морально и психологически удовлетворён своим материальным положением. «Кто богат? – задают вопрос еврейские мудрецы. – Тот, кто доволен своей долей».

Согласитесь со мной,–это величайшая формула для внутреннего самоуспокоения человека, для реального баланса между его потребностями и возможностями, ибо если эти самые потребности не контролируемы и предоставлены самим себе, разгулу зависти, то ничего путного и рационального ожидать не следует. Именно подобного рода атмосфера вне внутреннего самоконтроля и ограничения приводит к тому, что в сознании человека вызревают убеждения, согласно которым много денег и лишних денег не бывает, их чаще не достаёт, не хватает: «Хочу ещё, дай больше, позволь урвать ещё один дополнительный ломоть». Знакомая ситуация, не правда ли, испокон веку приводящая к фиаско немалое число тех, кто либо лишён чувства меры, либо не желает считаться с фактом, что богатство и деньги способны обернуться своей теневой стороной и не щадящей разрушительной силой.

В.К.: – Имеется ли в иудаизме какой-либо апробированый опытом надёжный механизм, способный хотя бы ограничить этот нравственный беспредел во взаимоотношениях между человеком и деньгами, поставить их в рамки той или иной разумной альтернативы и зависимости?

И.Ш.: – Конечно, имеется. Еврейские мудрецы всегда уделяли и продолжают уделять поныне пристальное внимание не только иудейской концепции здоровой и нравственно сбалансированной взаимозависимости между деньгами, богатством и человеком, но и её рациональному, действенному влиянию на умы людей.

Начнём с того, что материальные возможности, оказывающиеся в наших руках, есть результат усилий Творца. Ему известны наши запросы, а богатство даётся человеку для того, чтобы помимо удовлетворения личных потребностей поддерживать бедных, тех, к кому судьба оказалась менее благосклонной. Причём, поддерживать следует с умом с тем, чтобы не развратить человека и не лишить его интереса к труду.

В.К.: – По сей день мы являемся свидетелями споров о том, что вокруг немало людей далёких от Творца, деяния которых даже отдалённо не схожи с праведностью, но при этом пользующиеся всеми благами жизни. В чём причина этого вечного парадокса и противоречия, казалось бы не совместимого даже с элементарной логикой?

И.Ш.: – Этот парадокс кроется в самой сути богатства как социального явления, подмеченного ещё царём Соломоном в его книге «Коэлет – Экклезиаст». «Богатство, хранимое на беду своему владельцу»,–говорит Коэлет, сын Давида, царя в Иерусалиме. Оказывается: основная сила йецер-ара, т.е. негативной силы, заложенной в природе человека, связана с возможностью продемонстрировать людям удачу и безнаказанность грешников.

Сложность объяснения этого парадокса заключается в том, что очень многие действия Творца и их результаты выше осмысления и понимания человеком, они как бы, во всяком случае, на данном этапе, вне поля его досягаемости. Не вызывает сомнений одно: всё что Создатель предназначает той или иной персоне справедливо в своей основе, и никак не может и не должно подвергаться обсуждению, тем более критике, поскольку не дозволено для раскрытия своих тайн.

В.К.: – Как расшифровать только что употреблённую Вами мысль из числа еврейских мудростей: «Богатство, хранимое на беду своему владельцу»? Всё же богатство сложно ассоциируется с хроническими бедами, с их перманентной форме. Не будь богатство, деньги зачастую идиллической мечтой человека, вряд ли были бы популярными в истории «золотые лихорадки», лотерейные бумы и т.д.

И.Ш.: – И тем не менее, далеко не каждый, кто владеет крупными капиталами, недвижимостью, убеждённый в своём богатстве, действительно материально состоятелен. Разве мало вокруг людей, обладающих солидными счетами в банках, акциями и ценными бумагами, одновременно не имеют ни дня покоя из-за постоянных страхов и стрессов на почве колебаний биржевых курсов, опасений банкротств и разорений, непрекращающихся поисков более выгодного вложения капиталов с их успехом, но и вероятностью фиаско, выливающиеся в непрекращающиеся физические и нравственные испытания. «Не дано нам объяснить ни благополучия нечестивых, ни страданий праведных», – говорится в Пиркей Авот.

В.К.: – Создаётся впечатление, что в богатстве и деньгах заложены все беды человечества, тупик, бездна, из которых нет выхода.

И.Ш.: – Ничего подобного. Но при одном обязательном условии: знать, как обращаться и относиться к деньгам и богатству в случае, если быть внутренне убеждённым, что и то и другое, ставшие твоим достоянием исключительно по воле Творца, есть не столько и не только благо, но и, прежде всего, великое испытание. Что потребует мобилизации огромных физических и нравственных сил, знаний адекватных требованиям и установкам Вс-вышнего.

В.К.: – Раскройте, пожалуйста, этот фрагмент более обстоятельно.

И.Ш.: – Конечно. Для начала воспроизведу здесь несколько мыслей мудрецов, познавших жизнь нескондочка и не понаслышке. Первая: золото больше убило душ, чем железо – тел. Вторая: тот наболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольствие свидетельствует о богатстве натуры. Третья: деньгами надо управлять, а не служить им. Теперь позвольте сделать несколько выводов.

Денеьги, становящиеся смыслом жизни, самоцелью, любыми способами – это путь к самоубийству. При всей значимости доллара, при всех его непочатых возможностях, смысл жизни должны контролировать ни материальные блага, ни стремления к их удовлетворению любыми способами и средствами, а действия, нацеленные на близость к Творцу. Тора, в частрости, даёт в этой связи однозначную установку, а именно: тянись ни к доллару, ни к материальным ценностям, а «люби Вс-вышнего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим» (Дварим, 6:5).

Иными словами, во имя Него мы должны быть готовы отдать своё имущество. Разумеется, это не означает, что человек обязан, как говорится, ставить на кон всё своё благосостояние. Иудаизм в данной части весьма рационален и предусматривает желательность и необходимость жертвовать на общественные и богоугодные цели определённую часть личных доходов , как правило, не превышающую 1/10 доли и адресуемую в помощь нуждающимся и для распространения учения Торы. Под этой долей подразумевается сумма, образуемая после вычета из доходов затрат, идущих на личные цели. Следует особо подчеркнуть, что Тора весьма скептически воспринимает тех, кто якобы во имя своей близости к Б-гу готовы пожертвовать всем своим имуществом.

Важно также иметь в виду, что, хотя еврейские традиции исключают приоритетное место денег в жизни человека, в то же время они никогда не стремились принизить важную роль материального фактора в его жизни, прежде всего для гармонии семейных отрошений. «Когда человек покидает мир, ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни не сопровождают его, только Тора, которую он учил, и добрые дела, которые он совершил»,–подчёркивается в Мишне. В данной фразе сконцентрирована основная суть, смысл баланса между богатством, деньгами и моралью, о чём обязан помнить каждый из нас.

В.К.: – Это, действительно, очень ценный момент, поскольку символизирует собой главное регулирующее начало во взаимоотношениях между людьми в системе «человек – человек». Казалось бы, явление очевидное и тем не менее сплошь и рядом можно наблюдать, как люди, причём очень близкие, связанные годами тесной дружбы и даже родственными узами, во имя денег ставят на плаху кровную общность, не говоря уже о десятилетиях, в течение которых было совместно пройдено немало трудных дорог и съеден не один пуд соли. Неужели запах и шелест доллара отбивают все иные чувства и звуки?

И.Ш.: – Мне в силу своих служебных обязанностей достаточно часто приходится наблюдать за людьми, оказывающимися в ситуации, когда они в силу тех или иных причин и убеждений встают на путь выбора между деньгами и отношениями. Либо речь идёт о проблемах, возникающих в семейном бизнесе, либо о разделе имущества, наследства, возвращении долга. Да мало ли как и что.

Важно другое. Деньги становятся мерилом нравственной зрелости и чистоты человека, когда отдельные люди, к примеру, из-за пары родительских серёжек стоимостью в несколько сот долларов готовы поставить на карту многолетнюю близость и даже кровную общность, скреплённую не только десятилетиями жизни, овеянной тысячами сложностей, взлётами и падениями, слезами радости, боли, успеха и печали. И вдруг!

Этот тот случай, когда доллар становится бомбой, разрывающей в клочки самое дорогое, самое ценное, что даётся Создателем человеку: семья, чистая любовь, посеянные и взращённые в родительском доме, омытые живительной влагой, испитой из одной кружки. Искренняя близость и отношения – это единственный «товар», который не продаётся и не покупается за доллары. Это наивысшая ценность, которой обладает лишь тот, кто отдаёт себе отчёт в одном: доллар – явление приходящее, приходят и уходят, порой их легко находят и также легко теряют. Искренние отношения цементируются годами, скрепляются преданностью, верой, уверенностью в их чистоте, а потому ими ни при каких условиях, тем более из-за денег, материальных ценностей или того, что за ними стоит, не следует рисковать.

В.К.: – Мне пришлось недавно стать свидетелем раздела крупного семейного бизнеса, объединяющего в течение нескольких десятилетий несколько успешных братьев. Главным причиной этого очень не простого процесса стало появление молодого поколения из-за чего бизнес непомерно разростался, что вело к управленческим сложностям.

К чести братьев и их родителей, изначально главным условием раздела стало сохранение семьи, отношений на почве взаимных уступок и компромиссов, порой очень не простых, с тем, чтобы не потерять даже грамма былой близости, единства, когда в гору шли смолоду держась друг за друга, благодаря чему удалось построить процветающий многоцелевой бизнес.

Не может не возникнуть вопрос: почему иным удаётся чётко отделить доллар от отношений, придать именно отношениям, а не деньгам главную несущую роль по жизни и стать её победителем, а другим это не удаётся, в результате чего теряется лицо, имя, а порой и многое другое?

И.Ш.: – Скажу так. Многое зависит от атмосферы в семье, в которой растут дети, что они впитали с молоком матери. Но с полной уверенностью могу утверждать: там, где речь идёт о людях искренне близких к Творцу, не может быть, по определению, чтобы доллар, при всей его значимости и весомости в современном мире, перевесил непреходящую и бесценную роль добропорядочных отношений, тем более семейных или дружественных, близких в любом их проявлении.

В.К.: – С Вами трудно не согласиться, уважаемый раббай. Сердечная Вам благодарность за содержательную и очень полезную беседу.

В.Кандинов