ТОРА И КОДЕКС ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

Будем откровенны: прожив 20-30 лет в Америке, начинаешь понимать, сколь непросто в этой стране заработать деньги, а тем более сберечь их, приумножить, сохранив при этом достойное лицо и добропорядочность. Очевидно одно: тот еврей, который в деловых отношениях руководствуется предписаниями Торы, не только снижает вероятность сделать ошибочный шаг в бизнесе, партнёрских отношениях, но и, что не менее важно, получает немало дополнительных шансов для успеха в коммерческой деятельности.

С тем, чтобы не оказаться голословным, мы обратились с просьбой к раббаю Имануэлу Шимонову прокомментировать это утверждение.

И.Ш.: Прежде всего, необходимо обратить внимание на глубокую связь между Торой и характером экономических отношений между людьми, подчеркнуть при этом, что успех в коммерции есть результат особого расположения Всевышнего к человеку, усердно исполняющему предписания Святого Писания и систематически повышающему свои знания в данной области.

Разумеется, это обстоятельство отнюдь не означает, что кропотливое изучение Торы гарантирует еврею успех в бизнесе и материальное благополучие, если он с детства не приучен к упорному труду и, надеясь, к примеру, на родительское богатство или наследство, уклоняется от работы, небрежно учится, а впоследствии без должного старания исполняет служебные обязанности.

«Изучение Торы, которое сочетается с трудом, – отмечается по этому поводу в трактате «Пиркей Авот», – прекрасная вещь, ведь учение и ремесло вместе требуют таких усилий, которые заставляют забыть о грехе. В то же время учение, не сопровождаемое трудом, в конце концов, потерпит неудачу и приведёт к греху».

В.К.: Жизнь многократно подтверждает справедливость этих слов. А между тем, нередко в деловые отношения вступают родственники, друзья, либо люди, знающие друг друга многие годы, а потому доверяющие друг другу. Следует ли в подобных случаях оформлять эти отношения соответствующими юридическими документами или достаточно положиться на слово, скреплённое простым рукопожатием?

И.Ш.: Ни в коем случае. Как бы не были близки и проверены годами отношения между предполагаемыми партнёрами в бизнесе, они непременно, в обязательном порядке должны быть скреплены всеми необходимыми для конкретного случая документами. Порой люди стараются даже не заводить разговора на эту тему, опасаясь, что он может быть воспринят как недоверие. Подобный взгляд на вещи глубоко ошибочен с позиций еврейской морали, ибо может привести и к потере денег, и к разрыву в итоге многолетних дружеских и даже родственных связей. Согласитесь, что каждому человеку свойственны и забывчивость, и возможное разночтение при трактовке тех или иных вопросов партнёрства.

Например, взяв деньги в долг, доверяя, подчас, не пересчитав их, можно оказаться в неприятной ситуации. Начинается тяжба и ненужные разговоры, привлечение третьей стороны для выяснения истины и т.д. Если же заём, долг, суммы вложений, проценты прибыли для каждой из сторон заведомо оговорены в соответствующем документе, все возможные сомнения автоматически устраняются. Или же, руководствуясь рекомендациями Святого Писания, евреи исстари старались давать деньги в долг в присутствии одного-двух свидетелей. «Всякий, у кого есть свободные средства, – подчёркивали в этой связи наши мудрецы ещё в 3-ем веке, – одалживая их без свидетелей, нарушает запрет Торы и «не ставь преграду перед слепцом» (Ваикра, гл.19, стр.14).

Разъясняя суть этой последней фразы, Раши подчёркивает, что человек, получивший деньги взаймы без соответствующего документа или свидетелей, может поддаться соблазну, и не возвратить долг, кредитор же, в свою очередь, рискует навлечь на себя беду, поскольку люди могут принять его за лжеца, шантажирующего ни в чём невиновного человека.

Разве мало жизнь даёт и сегодня примеров подобного рода!

В.К.: Испокон веков немало наших соплеменников в силу объективных исторических условий были заняты в сфере торговли. Да и сегодня в Америке многие из них опять-таки нашли своё место в данной области. Какие предписания в данной связи даёт Тора, как она регулирует взаимоотношения между продавцом и покупателем?

И.Ш.: Эта тема нашла в Святом Писании достаточно скрупулёзное освещение. Достаточно для начала открыть книги «Ваикра» и «Дварим», трактат «Бава батра» в Талмуде, как можно обнаружить детально расписанные принципы ведения торговых дел, основанных на единственно возможных условиях безусловной честности и порядочности. «Да не будет у тебя в твоём доме двух разных мерил большого и малого. Полная и верная гиря должна быть у тебя, чтобы продлить твои дни на земле, которую Бог, твой Бог, даёт тебе», – читаем мы в книге «Дварим».

Комментируя это утверждение, Раши отмечает, что, если еврей, тем не менее, отважится на подлог, обвес и обмер, которые прошли незамеченными для людей, они не укроются от взора Всевышнего, в результате чего бесчестие торговца обернётся рано или поздно жестоким наказанием Свыше в виде финансового краха и разорения.

В то же время Раши считает, что «полная и верная гиря» есть непременное условие для делового успеха предпринимателя. В подтверждение этих слов, дорогой читатель, я бы мог привести имена хорошо известных людей в нашей общине, которые, благодаря своей честности, добились колоссальных успехов в бизнесе, но и имена тех, кто, к сожалению, злоупотребляя доверием людей, нарушая еврейские нормы ведения бизнеса, оказались на грани банкротства и, что самое печальное, с испорченной деловой репутацией.

Следует особо подчеркнуть, что многочисленные археологические раскопки свидетельствуют, что ещё во времена Первого Храма общество пристально следило за честностью торговцев при измерении и продаже товаров. Нарушители этого закона Торы строго наказывались для начала штрафом, при повторной поимке – избиением плетьми, а при третьей – изгнанием из города, что считалось самой позорной и суровой мерой.

Позже, начиная с времён средневековья, хотя формы наказаний менялись, исключив, к примеру физическое воздействие, но сконцентрировав особое внимание на деловом имидже торговца, его моральном лице, что приобрело особую весомость в наши дни, когда успех в бизнесе напрямую зависит от нравственной чистоплотности коммерсанта.

Тора, а на её основе и «Шульхан арух» скрупулёзно регламентирует малейшие детали ведения торговых операций, включая даже такие, как желательность отмеривать и отвешивать покупателю слегка больше требуемой меры, запрет обсчёта, поведение торговца в случае, если он по недосмотру не додал клиенту сдачу, необходимо догнать его, либо разыскать и возвратить. Принцип «клиент всегда прав», согласно еврейской традиции, должен с особой скрупулёзностью соблюдаться при любой конфликтной ситуации, даже если он ошибочно считает, что его обвесили или обсчитали, ибо репутация коммерсанта дороже всего, даже в случае ложного обвинения.

К этому следует также добавить, что, согласно Алахе, владелец товара не имеет права расхваливать его, тем более, если это носит неоправданный характер, идущий вразрез с истинными потребительскими свойствами выставленного на продажу продукта; заниматься пересортицей, смешивая товары разного качества и т.д. Не менее строго еврейские традиции регламентируют и поведение покупателей.

К примеру, согласно Талмуду, запрещено брать на пробу выставленные на продажу продукты питания, если нет намерения совершить покупку, что в противном случае равнозначно воровству. Следует также, немедля, вернуть продавцу ошибочно выданную им лишнюю сдачу. Если же он по незнанию выставил товар по цене, значительно уступающей рыночной, покупатель обязан тот час уведомить об этом опрометчивого хозяина.

Иными словами, кодекс деловой чести, основанный на Торе, исключает любую форму не только преднамеренного, но и обмана по незнанию, случайного. А потому каждый религиозный еврей обязан не только детально знать все тонкости коммерческого этикета, но и строго придерживаться их в реальной жизни, поскольку в противном случае, согласно иудейской традиции, его ожидает, в конечном итоге, не только финансовый крах, но и различного рода кары, обрушивающиеся либо на него лично, либо на членов его семьи.

В.К.: Как в таком случае объяснить, что подчас можно встретить еврея в кипе, который замешан в тех или иных неблаговидных коммерческих делах, аферных операциях, подлогах и т.д.?

И.Ш.: Кипа на голове еврея не есть свидетельство его Богобоязненности и внутренней религиозности. К сожалению, вокруг немало подобных людей. Не случайно Б-г сказал Моше удивительные слова: «Пусть лучше мой народ не верит в Меня, но соблюдает мои законы, чем верит в меня и не соблюдает Мои законы». В этом суть деловой этики иудея, согласно которой Закон стоит над верой, а поступок над словом, ибо слово нередко может скрывать ложь, а поступок очевиден и лишён двуличия.

В.Кандинов. Из книги «Цена еврейского счастья»