БИЗНЕС И ПОРЯДОЧНОСТЬ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным рабаем Центра «Бет Гавриэль» И.Шимоновым

Идея этой беседы с раббаем Имануэлом Шимоновым возникла на фоне знакомства с множеством безобразных фактов доносительства, подстав, вымогательства, резко усугубившихся в сфере деловых отношений в связи с разыгравшейся рецессией и резким ухудшением экономической ситуацией в стране в первой декаде двухтысячных.

Судя по многочисленным примерам, просачивающимся в СМИ, в этот период стали обыденным явлением факты, к примеру, найма владельцами авторемонтных мастерских людей, намеренно грабящих и портящих автомашины, находящиеся на паркингах; сбор компромата на конкурентов с последующим доносом в соответствующие органы и т.д. Причём, чаще инициаторы подобных безнравственных и преступных действий оправдывают себя тем, что иначе невозможно «выжить», «устоять» в бушующем океане нынешнего экономического спада и неумолимо обостряющейся конкуренции.

В данной связи возникает вполне резонный вопрос: может быть бизнес и порядочность явления несовместимые, может быть хорошо знакомый нам лозунг из прошлой жизни, гласящий о том, что при капитализме «человек человеку волк», а миром правит лишь «жёлтый дьявол», соответствует действительности? Именно этот вопрос для начала был адресован раббаю И.Шимонову.

И.Ш.: Честным и порядочным в бизнесе не только можно, но и нужно быть, хотя не всегда и далеко не всем это в реальной жизни удаётся. Выскажу по этому поводу два бесспорных суждения. Первое. Еврей, живущий по законам Торы, никогда не позволит себе нарушать её установки в процессе ведения бизнеса. Второе. Порядочность и честность в бизнесе – это не только черта характера и стиль поведения человека в деловом мире, но и колоссальный инвестмент, приносящий его владельцу постоянные дивиденды.

Тот, кому удалось, благодаря своим практическим действиям в коммерческой жизни, закрепить за собой имидж добропорядочного, честного, ответственного и пунктуального партнёра, как правило, извлекает из этого не только огромную моральную, но и несомненную материальную выгоду. Согласитесь со мной, что без доверия, основанного на порядочности, серьёзные и, что самое важное, результативные партнёрские отношения вряд ли можно построить.

В.К.: В идеале Ваши суждения невозможно оспорить, но в реальной жизни всё намного сложней. Разве мало вокруг людей, включая и с виду набожных, которые далеки от порядочности в ведении бизнеса. Насколько мне известно, Вам, нет-нет, да приходится разбираться в непростых спорах, которые возникают между людьми в процессе ведения совместных бизнесов, возвращения долгов и т.д. А чего стоит лишь один небезызвестный Бернард Медоф, пустивший по миру сотни людей и немало еврейских организаций.

И.Ш.: Беда в том, что эти люди лишь на поверхности верующие, либо искренне будучи таковыми, плохо себе представляют как Тора определяет нравственность поведения человека в коммерческих делах.

В.К.: Не затруднит ли Вас, раббай, заострить своё внимание именно на данном срезе вопроса?

И.Ш.: Должен заметить, что Тора рекомендует с большой осторожностью и деликатностью подходить к взаимоотношениям между людьми, связанными бизнесом или иными экономическими интересами с тем, чтобы не поставить человека в неудобное моральное, либо безвыходное материальное положение. Помнить об этом следует и тем, кто, к примеру, намерен взять деньги в долг, и тем, кто думает потребовать у должника возврата заимствованной суммы.

Так, беря в долг, человек обязан скрупулёзно рассчитать свои возможности его своевременного возвращения. При этом Тора также рекомендует кредитору очень осторожно напомнить, либо деликатно намекнуть должнику, если истекли все установленные сроки, о желательности погашения заимствованной суммы. Кредитор, не имея точных сведений о возможностях должника, не может поставить его своим напоминанием в неудобное положение и даже желательно не попадаться ему на глаза, как бы косвенно напоминая о наличии долга.

В.К.: Опять-таки в реальной жизни всё намного сложней. Как быть, если эта деликатность оказывается лишь на руку должнику, и он будет ею лишь злоупотреблять, и не помышляя о возврате долга? Разве мало подобных фактов в Вашей практике раббая, когда Вы вынуждены выступать в качестве третейского судьи в разборе подобных дел?

И.Ш.: Для этого существует ещё и наивысшая инстанция – религиозный суд «Бед Дин», который выносит свой авторитетный вердикт. Я не завидую тому, кто будет признан этим судом неправым, ибо отныне его имя навсегда окажется в числе бесчестных, а для бизнесмена, его деловой репутации это равносильно банкротству. Имя в бизнесе, деловое реноме, имеет подчас больший вес, чем сумма счёта в банке, ибо под имя можно подчас получить и серьёзный кредит, и удобную отсрочку его погашения, и массу иных льгот принятых в коммерческих взаимоотношениях.

Иными словами имя способно либо открыть любую дверь, либо, если оно оказалось в списке бесчестных и непорядочных, лишить бизнесмена даже последней надежды. Самое важное заключается в том, что авторитет имени в бизнесе невозможно купить ни за какие деньги. Оно приобретается лишь со временем, как результат безупречных действий и поступков в деловом мире, во взаимоотношениях с партнёрами, клиентами, основанными на безусловной порядочности, ответственности и пунктуальности в исполнении взятых на себя обязательств.

В.К.: Бизнес слишком сложная материя в современном мире. Он подчас может поставить человека в безвыходное положение, на грань катастрофы, разорения, да мало ли как. На данном фоне всегда ли человек, оказавшийся в подобной ситуации, способен сохранить своё лицо, не поддаться соблазну совершить тот или иной бесчестный поступок, воспользоваться какой-то сомнительной ситуацией?

И.Ш.: Особенность Торы в том-то и состоит, что она даёт ответы на самые сложные, запутанные и деликатные вопросы, в частности, деловой жизни. Ведь всё, в конечном счёте, сходится на характере соприкосновения личных, коллективных и общественных интересах людей. Если же бизнесмен хорошо осведомлён, как эти взаимоотношения трактует Тора, поверьте, ему гарантирован стабильный успех и материальный, и не меньший успех нравственный.

К примеру, Тора не запрещает бизнесмену ставить на первое место свой личный интерес, но при условии абсолютной деловой честности и отсутствии иного пути для получения предполагаемой прибыли. И так, шаг за шагом, пользуясь необъятными возможностями Торы, можно составить кодекс деловой этики, способной служить бизнесмену незаменимым компасом в его профессиональной деятельности в наш очень сложный современный мир.

В.К.: Сердечная Вам благодарность за интересный экскурс в эту чрезвычайно актуальную тему. Нет сомнений, что мы ещё не раз к ней вернёмся.

В.Кандинов. Из книги «Цена еврейского счастья».