ОТВЕТСТВЕНОСТЬ РАВВИНАТСКОГО СУДА

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Интервью с президентом раввинатского суда Квинса – раббаем БЕН ХАИМОМ

«Судьи должны помнить, что их дело – истолковывать закон, а не даровать его». Хотя эта мысль была высказана Франсисом Бэконом – известным философом и государственным деятелем Великобритании ХУ1 века, она не потеряла своей актуальности по сей день. Именно подобного рода сложной миссией толкования еврейского законодательства применительно к реалиям сегодняшнего дня и к конкретным людским судьбам в их бесчисленных проявлениях, вот уже более трех десятилетий занимается раввин Бен Хаим – председатель сефардского раввинатского суда – Бейт Дина Квинса.

Уже с первых мгновений знакомства и общения с этим человеком чувствуется, что он вошел в жизнь для исполнения именно данной почетной и очень сложной миссии: поиска мотивов, побудивших человека к тем или иным деяниям, без чего практически невозможно правильно их, эти деяния, измерить и квалифицировать на весах еврейского правосудия, определяя в заключении адекватный справедливый вердикт.

Это при том, что раввинатские суды в нынешнее время не имеют государственного статуса, поддержки властных структур, а потому значимость их решений и последующего исполнения вынесенного вердикта во многом зависит от авторитета в обществе членов раввинатского суда и, в первую очередь, его председателя. В этой части имя раввина Бен Хаима, его престиж как глубочайшего знатока и ученого в области иудаизма, известного интерпритатора Святого Писания вне конкурса.

При всей своей занятости равв Бен Хаим любезно принял нас в своём офисе и согласился дать интервью.

В.К.: – Господин раббай, расскажите, пожалуйста, что предшествовало Вашему восхождению на столь высокую ступень, фактически призванную обеспечить верховенство еврейского законодательства в сефардской общине Квинса, где компактно проживают бухарские, грузинские, иранские и сирийские евреи? Достаточно сказать, что в Нью-Йорке сосредоточено более шестидесяти тысяч только бухарских евреев, объединенных более чем тридцатью культурно-религиозными центрами. Другими словами, размах Вашей деятельности призван охватить десятки тысяч людей, реальные проблемы которых могут в той или иной мере оказаться в радиусе тех интересов, что по положению подпадают под сферу юрисдикции Бейт Дина. Это огромный объём работы. Каким образом Вы с ним справляетесь?

Равв Б.Х.: – Давайте начнем по порядку. Несколько слов о себе. Корнями своими мои предки уходят вглубь персидской земли. Я родился в глубоко религиозной семье в Иерусалиме в 1940 году. Здесь же получил образование в известной иешиве «Porath Esef». На разных этапах становления как религиозного деятеля, мне повезло в самом главном: в духовных наставниках, в тех, кто шаг за шагом раскрывали перед мной мудрость Святого Писания, вечного компаса, опредяляющего направленность бытия, характер должных отношений между Творцом и человеком, с одной стороны, и между человеком с человеком, с другой стороны. И сегодня, по прошествии многих лет, с чувством огромной признательности, я вновь обращаю свои взоры к моим великим учителям: равву Ezro Atiya, равву Ovadiya Esef и равву Benzion Aba Shaul, благодаря педагогическому и профессиональному подвигу которых мне удалось добиться всего того, чем я сегодня располагаю.

Что касается сферы моей деятельности, то вы абсолютно справедливо заметили, что она, распространяясь географически на Квинс, по масштабам и объёму, призвана практически охватывать по мере необходимости десятки тысяч тех, кто нуждаются в нашей помощи. Объем не только большой количественно, но и, что особо важно, с позиций качественных накладывает колоссальную ответственность на характер принятых решений, поскольку в каждом отдельном случае речь идёт о жизни людей после решения суда и, разумеется о нашем авторитете, имидже Бейт Дина, о доверии к нему.

Понятно, что при подобном положении вещей даже малейшая неточность, ошибочное суждение при классификации дела, не говоря уже о вердикте, исключены. Это требует от нас огромной самоотдачи и ответственности, когда время суток и время занятости с людьми смещаются, постоянно вторгаясь в личную жизнь, будоражут нервную систему, лишают сна. Правда, все эти сложности оправдываются в тех случаях, когда квалифицированно рассмотренное дело и его вердикт удовлетворяют стороны, когда и заявитель, и ответчик, наконец, благодаря нашему решению, обрели покой, вышли из состояния цейтнота, смогли открыто посмотреть друг другу в глаза, забыв былые дрязги, недоразумения и даже вражду.

В.К.: – Какой контингент людей обычно обращаются к Вам за помощью?

Равв Б.Х.: – Чаще всего в раввинатские суды обращаются лишь те люди, которые исчерпали все свои возможности для решения тех или иных спорных, конфликтных проблем в семье, в бизнесе и т.д. Иными слова, раввинатский суд – это последняя надежда, последний шанс преодолеть возникшую тяжбу в рамках еврейского законодательства и, расставив все точки над I, успокоившись, забыв о спорах и всех тех неприятных обстоятельствах, с которыми они связаны, спокойно и умиротворенно, с чистой совестью продолжить жизнь.

В.К.: – Эта миссия явно не из лёгких и для того, чтобы её успешно и достойно исполнять равввинатский судья должен обладать рядом обязательных черт профессионального и духовного характера. Вы согласны со мной?

Равв Б.Х.: – Вне всякого сомнения. Хочу напомнить, что раввинатский суд – это старейший правовой орган еврейского народа, возникший тот час после его исхода из Египта, созданный по замыслу нашего праотца Моше. Тем самым было положено начало судебной практике, которая впоследствии была передана кругу специальных лиц из числа «руководителей народа».

По авторитетному мнению Рамбама – крупнейшего представителя замечательной плеяды средневековых мыслителей Золотого века испанской еврейской культуры, судья обязан обладать следующими семью основными качествами: мудростью, скромностью, преданностью и духовной близостью к Вс-вышнему, сдержанным отношением к деньгам, чувством почтения к правде, человеколюбием, обладать высокой репутацией. Помимо этого судья, по мнению того же Рамбама, должен быть самокритичным, не поддаваться соблазнам, избегать чувства злости, иметь храброе сердце с тем, чтобы уберечь преследуемого человека от преследователей.

К слову, некоторые раввины из числа бухарских евреев прошли у нас соответствующую подготовку, и получили почетное и ответственное право быть членами раввинатского суда.

В.К.: – Какие дела доминируют в равввинатском суде, насколько они отражают социальную атмосферу в нашей общине?

Равв Б.Х.: – Повседневная жизнь раввинатского суда – это своеобразное отражение, слепок всего того, что имеет место в общине. Как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит. Наиболее распространенные дела связаны с семейными отношениями (браки, разводы, сопряженные с конфликтами); финансовые споры личного характера, относящиеся к бизнесам; раздел имущества, наследства; долги и т.д. и т.п. Есть дела, которые решаются достаточно просто и не требуют большого времени. В то же время встречаются кейсы, связанные с получением гет (еврейский развод), которые обрастают массой всевозможных сложностей или наследства, тянущиеся месяцами, а порой даже годами. К примеру, порой тема гет становится орудием мести одного из супругов, из-за чего вчерашние супруги не могут наладить нормальную жизнь тогда, как прежняя семья уже давно не функционирует. Мы, разумеется, стараемся помочь людям и если видим, чувствуем, что препятствием выступает банальная мстительность одной из сторон, то решаем вопрос, немедля, в рамках еврейского закона. В подобных случаях нельзя не брать в расчет моменты элементарной человеческой порядочности, которые мы не можем и не имеем права игнорировать, решая те или возникшие противоречия между сторонами.

В.К.: – Что происходит сегодня с семьёй, почему она стала такой неусточивой, ненадёжной, без былого авторитета. Люди разрывают даже многолетние брачные отношения, не считаясь ни с детьми, не стыдясь окружения. В чём проблема?

Равв Б.Х.: – Моё детство прошло в иерусалимском районе Шуханат Бухарим, созданном бухарскими евреями ещё в Х1Х веке. Там не было понятий разводов, всего того, с чем сталкивается современная семья. Религиозное воспитание являлось той основой, которое придавало семейным отношениям должную прочность и надёжность. К великому сожалению, сегодня многое в данной части утеряно.

Выход один. Бухарские евреи должны, обязаны использовать возможности своих многочисленных культурно-религиозных Центров, работу с молодежью с тем, чтобы не допустить их отхода от нашей религии. Не меньшая ответственность в данной связи ложится на эти Центры и в части тех бед, что связаны с нынешним очередным расцветом в нашей стране эпидемии наркомании. Но, при всём при этом, основная ответственность здесь ложится всё же на семьи, на то неусыпное внимание, которым должен быть окружен каждый ребёнок со стороны родителей. Та информация, которой я располагаю, говорит о том, что в вашей общине в целом и в Центре «Бет Гавриэль», в частности, в этом направлении делается немало. Тем не менее, наше время очень непростое, а потому усилия требуются, прямо скажем, неординарные.

В.К.: – Позвольте выразить, уважаемый равв Бен Хаим, сердечную признательность за представленную возможность общения с Вами и за те исчерпывающие ответы, которые Вы адресовали нашей газете.

В.Кандинов