ВЫБОРЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ: НАСКОЛЬКО «СТОЛИЦЕ МИРА» ОПАСЕН СОЦИАЛИЗМ?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Главный лозунг или тезис Зохрана Мамдани, с которым он победил на выборах - сделать Нью-Йорк доступным для людей со скромным достатком. Совершенно очевидно, что он находит отклик у многих ньюйоркцев. Как вы думаете, это достижимая цель?

 - Я думаю, это достижимая цель. Но я не думаю, что ее можно достичь с помощью стратегии, предлагаемой Мамдани. Во-первых, он хочет заморозить арендную плату за жилье. В Нью-Йорке регулируется не большинство сдаваемых в аренду квартир, но значительная их часть. Если Мамдани запретит домовладельцам повышать квартплату, то это поможет квартиросъемщикам, у которых возникли проблемы с оплатой жилья, но это не стимулирует строительство новых квартир. Это не построит больше жилья, потому что люди, которые инвестируют в недвижимость, застройщики, хотят знать, что они смогут получать прибыль от своей работы без вмешательства в этот процесс правительства. И это как раз противоположно той стратегии, которая необходима, чтобы сделать город более доступным для среднего класса. И второе: Мамдани в ходе своей кампании постоянно нападал на девелоперов, клеймя их как людей, наживающихся на нуждающихся жителях Нью-Йорка. Но если вы не сотрудничаете с компаниями, занимающимися строительством, инвестированием в недвижимость, вы не сможете построить достаточное число новых квартир, чтобы сделать жилье в Нью-Йорке более доступным.

- Можно предположить, что с избранием Зохрана Мамдани нас ожидает масштабный необычный эксперимент в Нью-Йорке?

- Мне кажется, он умный человек и умный политик. Он понимает, что одержал огромную неожиданную победу, и что все в Соединенных Штатах будут наблюдать за происходящим в Нью-Йорке, чтобы увидеть, добьется ли он успеха или потерпит неудачу. И я думаю, мы увидим, что в роли мэра он гораздо более умеренным и практичным, чем во время предвыборной кампании, - говорит Арч Паддингтон.

- Юрий, если вернуться к обещаниям Мамдани, которые привели его к победе на выборах: замораживание цен на аренду жилья, дешевое жилье, бесплатные автобусы, муниципальные супермаркеты с низкими ценами. Как вы думаете, это реалистичные планы? Хотя бы какие-то из этих обещаний выполнимы?

- Это выполнимо, но чревато очень плохими последствиями. Давайте определим сначала главный термин, на котором держалась эта компания. Это по-английски называется affordability. Если задумывается, то в нормальном обществе этого понятия нет, поскольку оно означает доступность того, что вам не по средствам. И в переводе на коммунистический язык -каждому по потребностям. Это главный тезис Мамдани. Дальше он всем все обещает. Кстати, очень показательно, что его речь после победы на выборах была классическим примером призыва к классовой борьбе, он буквально призвал пролетариат объединиться против буржуазии. Он изобличал миллиардеров, которых вообще не должно быть, и обращался к пролетариату, который должен взять власть в свои руки. Из его конкретных предложений давайте возьмем, например, муниципальные магазины, в которых по какой-то причине должны продаваться более дешевые продукты. Если вы возьмете обычные супермаркеты американские, то у них норма прибыли минимальная, где-то около процента. Зарплаты, которые они платят своим продавцам, минимальные. Они не могут снизить цены и работать в убыток. Единственное, что можно сделать - это субсидировать цены на продукты, подняв налоги. Но если вы такое начнете делать, то вам придется вводить карточную систему для этих магазинов. Другого варианта просто нет. То же самое с большинством других вещей. Но возьмите его идею заморозить квартплату. У него не только идея заморозить квартплату, он еще предлагает построить очень много дешевых квартир для людей. Принципиальное отличие коммунизма от других систем заключается в административном методе распределения благ вместо рыночного метода. То есть у вас забирают все деньги, а потом государство решает, кому что дать. Вот как в Советском Союзе раздавали квартиры. Так вот вопрос главный: а как эти квартиры будут распределяться? То есть это будет чисто административное распределение, где тот же Мамдани и его группа будут решать, кому давать квартиры, а кому не давать. Какие это будут иметь последствия? Квартиры будут даваться только тем, у кого мало денег. И Мамдани говорит о людях, которые получают 20-30 долларов в час. А что с людьми, которые получают 50 или 100 долларов в час? Они не могут себе позволить жить в городе. То есть что точно сделает такая реформа? Она выдавит еще большую часть среднего класса из города. А любой город здоровый город держится на среднем классе.

- Максим, вы не экономист, а вы историк. Тем не менее, как вы думаете, исполнимы обещания Мамдани?

- Одно дело выиграть выборы, а другое дело провести реальные реформы. О Мамдани на самом деле мы ничего не знаем. Он молодой парень, 33-34 года. Особенного профессионального прошлого у него нет. Он служил в Ассамблее штата несколько лет, где отличался тем, что спонсировал всякие антиизраильские резолюции. Для того, чтобы провести непопулярные реформы, как в тоталитарных государствах, нужно применять силу, что едва ли возможно в Нью-Йорке, где на пути его реформ будет множество преград. Я не уверен, что у него что-то получится. Скорее всего, будут какие-нибудь потемкинские деревушки, какой-нибудь один субсидированный маршрут автобуса. Может быть, откроют в Квинсе или в Бронксе пару субсидируемых магазинов. Но, честно говоря, мне трудно представить, что в этом огромном городе, в котором такое количество людей с деньгами, с властью, с влиянием, очень много разных групп, очень много всяких лобби, представляющих разные интересы, можно было осуществить радикальные реформы, можно было, как говорится, нагнуть вот этот город. Мое личное мнение: когда я наблюдаю Мамдани, я вижу не какого-то идеолога-коммуниста, а я вижу такого карьериста, очень амбициозного. Мое предсказание, которое может не оправдаться, заключается в том, что он будет подстраиваться под систему. Поэтому я не вижу, честно говоря, Нью-Йорк как такую лабораторию коммунизма.

ЮРИЙ ЖИГАЛКИН