ИММИГРАЦИЯ И СЕМЬЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В период иммиграции каждой бухарскоеврейской семье довелось пережить весьма сложный процесс адаптации, включающий в себя этапы многотрудного перехода от традиционной модели семьи к качественно новой (с учетом меняющихся До семейных отношений) модели. Социологи утверждают, что хорошая семья – это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и, конечно, успешной иммиграции.

Поэтому в условиях жизни в иммиграции крайне необходим хороший психологический климат в семье, и создавать его должны все члены каждой конкретной семьи. Напомню лишь, что благоприятный психологический климат способствует: снижению остроты возникающих конфликтов, снятие стрессовых состояний, сплочённость, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность.

Ретроспективный анализ нашей последней массовой иммиграции, длившейся более 40 лет, позволяет констатировать наличие трёх групп семей в бухарскоеврейской общине. В их числе первая группа (несомненно, самая большая) – это благополучные, сплоченные и, можно сказать, состоявшиеся семьи, которые успешно выдержали курьезы иммиграции. Как правило, члены этих семей и до эмиграции были дружными, сплоченными, а трудности новой жизни не только укрепили их семейные отношения, но способствовали становлению, формированию и развитию новой – надёжной, материально и духовно благополучной семьи.

 Здесь считаю уместным отметить, что в истории ничего не повторяется в точности, а развитие идет по спирали. В этом смысле феномен состоявшихся семей есть не что иное, как некий положительный сдвиг на новом витке семейной спирали.

Характеристика состоявшихся семей предполагает не только совместное проживание, но и совместную общесемейную деятельность, скрепленную взаимопониманием, сопереживанием и общими интересами. В этих семьях в самые первые годы иммиграции, а нередко и в последующие периоды, роль родителей весьма значима. Надо дать должное тем Родителям, которые сумели взять на свои плечи все тяготы новой жизни, включая бытовые и материальные, и предоставили детям возможность учиться, овладевать специальностью и профессией, и главное – стать дипломированными востребованными в той или иной области (сфере) специалистами. Фактически речь идет о семейном «капиталовложении» в будущее.

К сказанному следует добавить также о таких многочисленных наблюдениях, когда в начале иммиграции один из членов благополучной, состоявшейся семьи дает возможность другому учиться или овладевать специальностью, подчеркивая тем самым, что образование и карьера являются приоритетными жизненными ценностями. В указанных семьях, как правило, после нескольких лет нужды и тяжелой жизни наступает период материального семейного благополучия.

Во многих же других случаях, когда в семьях (в первые годы иммиграции) молодые и работали, и учились, уровень семейного благополучия был весьма невелик или возрастал спустя много лет с начала иммиграции. Таким образом, поистине настоящая крепкая семья создается в период иммиграции, а слабая – ослабевает еще больше или разваливается вовсе.

Вторая группа, это – семьи, которые распались, не выдержав трудностей иммиграции. Нередко инициаторами развода были финансово независимые женщины, хотя имеются случаи, когда это делала не работающая или даже женщина, которая получала только госпособие. В этих семьях обстановка тяжелая, нелегко их детям, которые не знают кому из родителей, когда и как угодить или помочь.

Третью группу представляют собой семьи, которые не распались, члены семьи продолжают жить вместе, однако, как говорится – лишь номинально. Семьи утратили семейные основы и семейные ценности, но продолжают сосуществовать, так как приближается старость (одному тяжело) или неудобно перед родственниками, как этот поступок оценят члены общины и это негативно может отразиться при женитьбе или замужестве их детей и т.д. В таких неблагополучных семьях институт семьи утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них, например, функцию материальной поддержки (оплачивая вместе рент за квартиру и другие биллы).

Семью необходимо рассматривать как сложную систему, состоящую из взаимовлияющих и взаимозависимых подсистем. Вернее, речь идет о «взаимовыгодной взаимопомощи и взаимовыручке». Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, готовят ужин, делают шопинг, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря ним выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Здесь уместно отметить еще об одном важном аспекте взаимоотношения между родителями и детьми. Непременно, родители должны помогать своим детям и внукам. При этом, необходимо, чтобы они не очень «агрессивно» вмешивались в личную, тем более, в семейную жизнь уже повзрослевших детей.

Нередко, чрезмерная опека родителей, включая ежедневные (порою многократные) телефонные звонки своему чадо (начинающиеся с «Как ты себя чувствуешь ? Как твое здоровье? Жена приготовила тебе ужин? и т.д.» , мимолетом спросив (или забыв) о других членах семьи), негативно отражается на их семейные взаимоотношения. Важно понять, помогая своим детям, родители не должны мешать им жить.

В условиях иммиграции перед родителями нередко встает выбор: забота бабушки или услуги дорогой няни. Многое зависит от конкретной ситуации в семье. Основное преимущество бабушек – бесплатность. В отличие от няни, бабушка любит внуков, и беспокоиться на счет психических травм не стоит. Но именно в любви и бесплатности таятся подводные камни. Случается, что молодые родители попадают в психологическую зависимость от бабушки. Чаще всего это становится очевидным из-за бабушкиных слов:

«Я ради вас изменила свою жизнь», «У меня не осталось никакой личной жизни» и т.п. Так возникает чувство вины у молодой мамы и происходит активное вмешательство бабушки в интимную жизнь молодой семьи. И претензий в этом случае не предъявишь.

Вот это и есть та конкретная ситуация в семье, от которой зависит, кого выбрать:

бабушку или няню? Для нормального развития ребенка оптимальный вариант – это помощь бабушки и няни. Няня как бы дублирует маму и с ней проще найти общий язык, но домашний уют и теплоту обеспечивает бабушка, а это невозможно купить. Хотя, в идеале, родитель должен искать адекватные пути адаптации для себя и пути адаптации для ребенка, соответствующие его возрасту и ведущим потребностям.

Теперь, о другой стороне этой «медали». В любой культуре дети являются отрадой для стариков. Внуки и правнуки наполняют жизнь стариков счастливыми моментами простой человеческой радости. Жизнь пожилых и старых людей, особенно тех, кто не работают и вынуждены целыми днями пребывать дома, можно разделить на два этапа: до и после рождения внука. У них после рождения внука (внучки) меняется образ жизни. Они меньше сидят перед телевизором, эмоционально стабильны, улучшается аппетит и сон. Появляется цель в жизни. Они заняты. С их лиц исчезает маска апатии и депрессии. Они становятся более активными, увеличивается их двигательная активность – результаты ежедневных прогулок с внуками (даже по несколько раз в день), посещения детских игровых площадок, спортивных площадок и парков. Нередко видишь бабушек и дедушек с внуками в кинотеатрах, в кафе и в ресторанах, в бассейне, на экскурсиях, музеях и т.д.

Наблюдая за такой активностью, порою задумываешься – кому больше нужна такая активность дедушке/бабушке или внуку/внучке?

Наконец, еще один аспект рассматриваемой проблемы – община и семья. Евреи на всех этапах своей истории живут именно общиной. Еврейская община самая древняя, ибо первый опыт такого рода расселения среди других племен и этносов приобрели наши соплеменники. В условиях иммиграции каждый из нас сознательно или подсознательно ощущает влияние бухарскоеврейской общины на наши семейные взаимоотношения и отдает себе отчет о том, сколь высоко всегда ценилась и ценится в еврейской семье роль общины. Бухарские евреи в значительной степени привержены еврейским традициям в сфере семейных отношений, в стремлении сохранить тем самым свою этническую общность. Однако нельзя не сказать и о том, что в период нашей нынешней иммиграции одной из реальных и проблемных задач, стоящих пред нашей общиной и нашими семьями, является задача преодоления тенденций «ассимиляции» еврейской молодежи. Об этом важно постоянно помнить и не полагаться на русское «авось», чтобы не было в скором времени повода для следующего судьбоносного вопроса: «А будет ли вообще следующее поколение евреев, в частности, евреев?».

И последнее. В настоящее время, обсуждая проблему семьи, нельзя не отметить хотя бы коротко о гомосексуальных семьях (к сожалению, я не оговорился, это одна из негативных реалий XXI века). Гейство, увы, процветает. Если вы, например, захотите посетить один из городов и зайдёте на туристический сайт, там обязательно будет раздел для меньшинств, то есть «всё как положено», чтобы знали, что их здесь «ждут и любят».

Кстати, наших детей в школе будут учить и этому тоже. С малых лет. Например, в некоторых школах при входе написано «To be homosexual or lesbian is not a crime. Bashing is». – «Быть гомосексуалистом или лесбиянкой не преступление. Преступление – стыдить за это». Так что готовьтесь вашим детишкам объяснять про дядю+дядю и тётю+тётю.

Данная тема, скорее всего, должна быть предметом отдельного обсуждения, но я бы, как врач, хотел отметить лишь один принципиально важный момент. С биологической точки зрения, главным смыслом человеческой жизни является продолжение рода человеческого, когда мужчина и женщина создают семью, рожают и воспитывают детей, что идет в унисон религиозному воззрению, гласящему: «Плодись и размножайся». Тысячелетиями человечество считало браком союз двух людей, возникший для создания семьи, защищенной Законом. Тогда как, гомосексуальная семья разрушает основы института брака и семьи.

ПРОФЕССОР
ИОСИФ ЯДГАРОВ, Нью-Йорк