ЗА И ПРОТИВ: ПОДКЛЮЧАТСЯ ЛИ США К ВОЙНЕ ИЗРАИЛЯ ПРОТИВ ИРАНА?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

Еще несколько дней назад Дональд Трамп призывал Иран заключить сделку с отказом от разработки ядерного оружия, а сейчас размышляет над тем, чтобы присоединиться к израильским ударам по ядерным объектам Ирана.

Как Трамп Поменял свое мнение, присоединятся ли войне и какие у этого могут быть последствия?

Риторика Трампа стала жестче

Риторика американского президента в последние дни явно указывает на то, что

Белый дом всерьез думает о присоединении к Израилю для ударов по иранским ядерным объектам.

Возможность прямого американского вмешательства в войну на Ближнем Востоке — главная тема мировых СМИ последних дней. Публично американский президент до сих пор отказывается говорить о своих планах.

«Я могу это сделать. Я могу этого не делать. Никто не знает, что я собираюсь сделать», — сказал Трамп журналистам в Белом доме, когда его спросили, собирается ли он приказать нанести удары по ядерным объектам Ирана. Трамп не исключил возможность будущих переговоров с Ираном, но указал, что слабо верит в их перспективы. «Для разговоров уже поздно, — сказал Трамп. — Есть большая разница между тем, что сейчас и что было неделю назад». Критическими станут следующие ближайшие часы. В это время американская администрация примет решение о том, стоит ли США продолжать попытки разрешить конфликт путем дипломатии, или, наоборот, присоединиться к операции Израиля. На минувшей неделе руководство США обсуждало этот вопрос на Совете по национальной безопасности.

Последние заявления Трампа указывают на то, что американский президент действительно рассматривает вариант военной эскалации. Накануне он объявил, что США имеют полный контроль над небом Ирана, назвал иранского верховного лидера Али Хамейни «легкой мишенью» и заявил, что США знают, где он прячется, но «пока не собираются его убирать». После чего написал фразу «БЕЗОГОВОРОЧНАЯ КАПИТУЛЯЦИЯ!» в своей соцсети Truth Social.

К сценарию эскалации всерьез готовится и Иран. Как пишет The New York Times, по оценке американской разведки, Иран уже подготовился к тому, чтобы нанести удары по американским базам, если США вступят в войну. Американские военные базы в регионе — в ОАЭ, Иордании и Саудовской Аравии — находятся в состоянии повышенной готовности.

Крупнейшие американские и мировые СМИ констатируют: заявления Трампа по Ирана последних дней сильно отличается от риторики первых месяцев его президентства. Одной из ключевых целей внешней политики президента США были как раз мирные переговоры с Тегераном. Заниматься этим направлением Трамп доверил спецпосланнику Стиву Уиткоффу — своему другу и одному из ближайших советников.

Еще в конце мая Белый дом убеждал: диалог с Тегераном идет в нужном направлении. Всего за несколько недель до этого Трамп на совместной пресс-конференции с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху объявил о начале прямых переговоров по иранской ядерной сделке.

Семью годами ранее именно во время президентства Трампа США в одностороннем порядке вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Этот документ в 2015 году Иран подписал с США, Китаем, Россией, Великобританией, Францией и Германией. Договор предполагал, что Тегеран в обмен на отмену санкций ограничит разработки и откажется от создания ядерного оружия.

Выйдя из договора, США восстановили санкции против Ирана, а Тегеран начал сокращать обязательства по СВПД. Отношения между странами обострились еще сильнее в начале 2020 года. Тогда по приказу Трампа США убили иранского генерала Касема Сулеймани. В США Сулеймани был внесен в список террористов, в Иране он был одной из ключевых фигур в сфере внешней политики.

После убийства Сулеймани Тегеран объявил, что отказывается от последних обязательств по ядерной сделке. Это, в итоге, поставило Трампа перед необходимостью вновь заниматься иранским вопросом после возвращения в Белый дом в начале 2025 года.

На пресс-конференции в Белом доме в апреле 2025 года Нетаньяху так прокомментировал возобновление диалога между США и Тегераном по ядерному оружию. «Если этого можно будет добиться дипломатическим путем, в полном объеме, это было бы хорошо». Как ясно сейчас, в действительности в этот момент Израиль уже был практически готов начать операцию «Поднимающийся лев».

К тому моменту США и Израиль как минимум расходились в оценке того, насколько Тегеран приблизился к созданию ядерного оружия. В марте этого года директор национальной разведки США Тулси Габбард в своем выступлении на заседании спецкомитета по разведке Сената США говорила , что американская разведка не видит признаков работы Ирана по созданию ядерного оружия.

Телеканал CNN, ссылаясь на источники, утверждал, что, по оценке разведки, от создания ядерного оружия Тегеран отделяло еще несколько лет. Израиль, в свою очередь, говорил о том, что Иран подошел к этой точке настолько близко, насколько это возможно (Иран всегда отрицал, что стремится создать ядерное оружие).

По данным New York Times, американские спецслужбы пришли к выводу о том, что Израиль готовит масштабные удары по иранским ядерным объектам, в конце мая. Тогда Трамп в личных разговорах пытался убедить Нетаньяху, что это полностью сорвет дипломатический процесс.

Еще 8 июня, всего полторы недели назад, Трамп говорил своим советникам по нацбезопасности, что постарается уговорить Нетаньяху отказаться от бомбардировок, писала Wall Street Journal. Правда, уже на этой встрече президент США выражал скепсис по поводу перспектив сделки. Но тогда, утверждает газета, Трамп все еще был твердо намерен дать Уиткоффу шанс достичь соглашения.

По данным NYT, как только американской администрации стало ясно, что атаки неизбежны, Белый дом стал раздумывать, как реагировать на эскалацию. У Вашингтона было несколько вариантов: с одной стороны, можно было не вмешиваться в конфликт и следить за тем, насколько удары Израиля ослабили Иран; с другой, США могли присоединиться к ударам — в том числе, с целью смены режима в Тегеране. Трамп выбрал компромиссную опцию и решил, что США помогут Израилю разведданными, а затем надавят на Иран с требованием немедленных уступок.

Действительно, в первые дни после начала кампании Израиля Трамп только усилил призывы заключить сделку, но теперь уже с позиции силы. В обращениях к Тегерану он говорил, что если иранское руководство не согласится на дипломатическое урегулирование, то от иранской ядерной инфраструктуры «ничего не останется».

По данным Jerusaleм Post Трамп все еще планировал сделать Ирану «последнее предложение» по сделке, потребовав у руководства страны согласиться на самые жесткие условия. В том числе, отказаться от обогащения урана даже в научных целях. Иран, который, по данным WSJ и Reuters, передавал сигналы о готовности продолжить переговоры через неофициальные каналы, называл это условие неприемлемым.

Вечером 16 июня Трамп неожиданно уехал с саммита G7 в Канаде, объяснив это войной на Ближнем Востоке. Это, а также призыв эвакуироваться жителям Тегерана, многие СМИ и эксперты восприняли как знак того, что президент США всерьез задумался об прямом участии в конфликте.

Как утверждает ABC News, ссылаясь на источники, несмотря на ужесточившуюся риторику Трампа, американские дипломаты все еще верят, что Иран можно усадить за стол переговоров. В случае готовности Тегерана на встречу на высшем уровне могли бы отправиться Уиткофф и вице-президент США Джей Ди Вэнс.

При этом собеседники канала говорят и о том, что Трамп «фрустрирован» тем, что власти Ирана, сосредоточенные на израильских атаках, не могу дать США «немедленных ответов». Американский президент опасается и того, что его угрозы применить силу будут восприняты как блеф.

Хаотичный вывод войска США из Афганистана стал огромным ударом по президенству Джо Байдена и навредил американской системе сдерживания.

Отказ США от помощи Израилю в ликвидации ядерной программы Ирана может нанести ущерб американским интересам, предупреждает WSJ: например, даст понять Китаю, что Вашингтон не заступится за Тайвань в случае конфликта.

«Весь мир внимательно следит за тем, как отреагирует господин Трамп — особенно это касается сильных мира сего в Москве и Пекине. Поможет ли он близкому союзнику устранить глобальную угрозу миру и ослабить одного из участников „оси" противников США? — пишет газета. — Или же прислушается к голосам американских умиротворителей — как слева, так и справа — которые боятся применения силы больше, чем ядерного оружия в руках радикального режима».

BBC, британская радиотелевизионная корпорация