От редакции: мы продолжаем знакомить читателей с разделами очень поучительной брошюры Меира Мучника «Неидеальный мир идеальных возможностей»
Наконец, еще один момент. Так или иначе, все воюют. Но евреи воюют меньше, чем неевреи, среди них больше единства — даже на том печальном уровне беспричинной ненависти, на каком мы сейчас находимся. Но ведь мы пришли к выводу, что борьба — это более бурные эмоции и активное совершенствование мира. Значит нам, евреям этого не хватает?
Не может быть! Да и известное дело, что евреи более активны и энергичны, чем другие народы. Они играют непропорционально видную роль во всех сферах деятельности (только одним это нравится, а другим — не очень). Они более страстные — и непокорные. Они вечные возмутители спокойствия и борцы за справедливость. Они большие спорщики ("два еврея — три мнения") и идеологи (большинство ведущих идеологий мира, так или иначе, исходит от них). Так что мы, евреи, без всякого сомнения — более страстные и активные борцы за добро.
Удивительно как раз другое, что, будучи такими спорщиками и скандалистами, евреи, тем не менее, умудряются так мало воевать и с другими, и друг с другом. Другие народы — не такие страстные борцы, но их споры постоянно приводят к ненависти и войнам, тогда как евреи, такие страстные, активные и ругачие, каким-то образом удерживаются в пределах идеологических баталий. Так что, хотя мы жалуемся на беспричинную ненависть, быть может, надо спросить, как нам удается сохранять хоть какое-то единство, и куда деваются все эти страсти и боевой дух?
Похоже, что, наша страстная борьба за идеи компенсируется нашей страстной любовью и чувством братства — что неевреи утеряли после своего раскола. Даже наши воинственные солдаты остаются в душе также добрыми врачами. И, по правде говоря, достижение этого уникального баланса требует не меньшей, а большей борьбы: сначала мы боремся против идей, с которыми не согласны, а потом преодолеваем собственное раздражение и неприязнь, чтобы все-таки сохранить мир и любовь. Что на деле самая трудная и напряженная борьба из всех возможных. Как говорит Тора (Пиркей Авот): "Кто силен? Тот, кто побеждает собственные слабости и пороки. Терпеливый лучше силача, владеющий собой сильнее завоевателя". Со всеми трудностями и вызовами войны, человеку легче раздражаться на других и бороться с ними, чем бороться с собственным раздражением. Конечно, это менее опасно, но и требует большей силы воли.
Так что мы определенно самые страстные и активные борцы, только это означает также борьбу с собственными расколами. Тогда как другие народы, хотя и не так страстно жаждут победы своих идей, с другой стороны, не так страстно жаждут и всеобщего мира, и не готовы ради этого преодолевать свои разногласия. Вот и остаются расколотыми, и не прекращают воевать.
Также нам, евреям даны 613 заповедей (в отличие от неевреев с их семью, "общечеловеческими ценностями"), и их выполнение — тоже тяжкий труд и борьба с собственной ленью и соблазнами. Так что и там находится применение нашей энергии и активности.
Изучение Торы — совершенствование ее мира
А потом есть и еще одно русло, в которое мы направляем свой боевой дух: изучение Торы и споры по поводу ее толкования. Как уже упоминалось, раскол Торы на разные толкования отражал параллельный раскол самого еврейского народа на разные группы — и Б-г принял эту ситуацию, как легитимную, и дал Торе развиваться по этой стезе. В результате чего наше современное ее изучение во многом эквивалентно по типу всем другим людским занятиям в деле совершенствования мира.
Как построено наше исследование Торы?
Вопросы (кушийот) и ответы (тируцим). Проблемы и их решения. В этом все удовольствие: задать хороший вопрос и найти хороший ответ. Или в целом внести ясность в изучаемый материал, выстроить из кажущегося беспорядка стройную и красивую систему утверждений и законов. Чем труднее вопрос, тем больше удовольствия от нахождения хорошего ответа. А еще лучше — найти один общий подход, который одним махом решит сразу много вопросов. Чем больше изначальный кажущийся беспорядок, тем приятнее, когда удается выстроить все в четкую систему.
Но ведь все эти вопросы и противоречия — результат раскола Торы и народа из-за греха. И изначально, когда народ был един, таковой была и Тора.
Традиция гласит, что тогда не было Устной Торы, какой ее знаем мы, а была четкая и ясная система, как карта, по поводу которой не могло быть вопросов и дальнейших исследований. Если так, то и той Торой мы, в нашем нынешнем состоянии не смогли бы насладиться. Можно насладиться получением такой картины — как в целом достижением совершенства. Но это удовольствие продолжается недолго, а потом уже не нужно будет ничего изучать, поскольку мы уже будем все знать и помнить. Так что, как и сама жизнь, наслаждение Торой будет чем-то иным, что нам сейчас трудно представить. Но пока что мы получаем удовольствие именно от "неидеальной" Торы, которую имеем, и которая дает нам идеальную возможность хорошо ее изучать — задавать хорошие вопросы и находить хорошие ответы и решения проблем.
И обсуждать ее с другими учеными — и даже горячо спорить. Что традиция сравнивает с войной (мильхамта шель Тора) и враждой — хотя и поясняет, что эти войны быстро кончаются, когда находятся решения, и вновь воцаряется мир и любовь.
Таким образом, что бы мы ни думали по поводу необходимости бороться против других людей, мы всегда можем бороться с собственными недостатками или спорить по поводу толкований Торы — и таким образом жить ярко и осмысленно. А также творить добро и помогать тем, кто в этом нуждается. Это приятно для всех, и, согласно всем мнениям и идеологиям, преображает и совершенствует наш мир. Займемся же этим!
Но ведь не всегда везет, и встречаешь такого подходящего человека. Как же его найти?
Ну, как все — не знаю, а в еврейском ортодоксальном мире это делается сватовством. Изначально сводим людей, которые могут хорошо сочетаться: наводим справки, кто они, откуда, какие по характеру, чтобы с большей вероятностью предвидеть, сойдутся ли.
Поэтому решение принимается после нескольких встреч, что в глазах других может показаться странным: ведь любви в большинстве случаев еще нет, не всегда же она с первого взгляда. А на самом деле все весьма логично: ведь требуется не достижение влюбленности, а рациональное решение, подойдут ли молодые друг другу. Для этого им надо сначала выяснить заочно, а потом обсудить напрямую свои характеры и цели в жизни, чтобы решить, сойдутся ли, а также увидеться, чтобы выяснить, нравятся ли друг другу. Все это не занимает много времени.
Конечно, жизнь не идеальна, и даже этот способ не дает стопроцентных гарантий. Но шансов на успех тут явно больше, как при любом решении, которое принимается на основе спокойного и рационального анализа, а не бурного, но часто мимолетного увлечения. В этом и заключается наша идея сватовства.
Тогда как пресловутый "брак по любви" — это на самом деле брак по очарованию и увлечению. И об этом не мы сказали: "любовь зла, полюбишь и козла". Романтично, но неразумно, ведь это не гарантирует возможности построения долговечной связи. Тем более, если думают, что одного этого очарования и страсти достаточно, и все держится на этом. А это действительно проходит. И если к тому времени не культивирована более глубокая привязанность, то и не чувствуют больше никаких причин оставаться в браке с "козлом". (По этому поводу есть неплохая шутка: "Волшебная штука брак! Женятся зайки с котиками, а разводятся коровы с козлами..."). И после этого все равно на ошибках никак не учатся и продолжают ждать "любви" — чтобы снова наступить на те же грабли.
Но в мире принято считать, что противоположность браку по любви есть "брак по расчету", и что брак по любви — "правильный", "благородный", а по расчету — значит, в корыстных целях, неправильный, подлый.
Что ж, конечно, если сам супруг не нравится, а нравятся только его деньги или статус — то это и вправду нехорошо, ибо тут даже и увлечения самим человеком нет, не говоря уже о долговечной привязанности.
[1] Но с другой стороны, правильно и то, что любовь и привязанность сохранить легче, когда все-таки есть совпадение по характеру, менталитету, жизненным взглядам.
(Окончание следует)
Борьба и любовь — еврейское чудо
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode