![]()
![]()
ПРОФЕССОР АЛЬБЕРТ ПИНХАСОВ – РЕКТОР УНИВЕРСИТЕТА, ЛИДИРУЮЩЕГО ПО ЧИСЛУ ПРИЗВАВШИХСЯ РЕЗЕРВИСТОВ
В Ариэльском университете в Самарии вручили курсовую работу по социологии студентке Ницан Рахум. Вручили посмертно, маме и брату с сестрой. Ницан была убита вместе со своим партнером седьмого октября. Она была беременна, ожидали мальчика. Теперь от нее остались только фотографии. Ну вот еще диплом - семинарская работа.
Церемония вручения прошла во время вечера памяти павших студентов и выпускников. В честь них решили провести шахматный турнир. Ректор университета профессор Альберт Пинхасов и доктор Надя Ермаков пригласили на открытие турнира гроссмейстера Бориса Гельфанда, депутата Кнессета Евгения Сову и министра Зеэва Элькина, а также мэра Ариэля Яира Шетбона.
Ариэльский университет в Самарии был основан в 1982 году, как Академический колледж Иудеи и Самарии под патронатом Бар-Иланского университета. Основателем его стал депутат Кнессета от партии "Хирут", а затем "Ликуд", Игаль Коэн-Оргад.
В конце восьмидесятых и в начале девяностых хлынула огромная волна высококлассных ученых и специалистов в разных научных областях из бывшего Советского Союза. Коэн-Оргад стал одним из первых израильских политиков, который увидел гигантский потенциал русскоязычных репатриантов. Он привел их в Ариэль и предложил начать работать, предоставив полную академическую свободу.
- Они расцвели здесь и, по сути, построили университет, - рассказывает профессор Пинхасов.
Официальный статус университета Ариэльский колледж получил в 2012 году. Это было непросто. Во-первых, из-за жесткого противодействия со стороны мирового академического сообщества, отказавшегося признавать наличие университета на "оккупированных территориях". Во-вторых, израильская академия также негативно восприняла идею о его создании.
- Мы регулярно сталкиваемся с противодействием со стороны израильских университетов и крайне левых академических кругов – объясняет ректор. - С этим тоже приходится справляться, и, как ни печально, критика и откровенная ненависть от израильских коллег воспринимается всегда очень болезненно. Но мы научились и с этим жить. Блестящий ученый и прекрасный руководитель, Альберт Пинхасов родился в узбекистанском Намангане. Учился в Нижнем Новгороде, а после репатриации в Израиль получил докторскую степень в Тель-Авивском университете по специальности молекулярная биология и клиническая биохимия. Несколько лет проработал в США, где участвовал в разработке лекарства, помогающего при мышечной атрофии. После чего вернулся в Израиль и занял должность вице-президента по науке Ариэльского университета. В 2020 был избран сенатом на должность ректора, сменив на этом посту Михаила Зиниграда, руководившего университетом в течение двенадцати лет.
- Я сразу же решил, что мы будем работать по самым высоким стандартам и предъявлять к нашим студентам и к себе, конечно, самые высокие требования, - объясняет Пинхасов. - Как только я пришел, то сказал: я не буду тянуть слабых, я буду поддерживать сильных. И это дало результат.
Сегодня университет в Ариэле - это город в городе. Около двадцати тысяч студентов и преподавателей, восемь факультетов, в том числе медицинский и парамедицинский, лидирующие места в области преподавания инженерных и точных наук и самые высокие показатели по сдаче выпускных экзаменов в Израиле.Ректор подчеркивает, что университет не религиозный, здесь учатся арабы, евреи, друзы, а также иностранные студенты из Индии, Бразилии, Франции. Среди преподавателей тоже немало иностранцев.
А еще профессор Пинхасов рассказал совершенно потрясающую историю. Исследователи с археологического факультета раскопали виноградные косточки, которым две с половиной тысячи лет. Ученые-генетики сумели выделить из них ДНК. А специалисты-агрономы внедрили этот ДНК в современные сорта и таким образом удалось вырастить виноград, идентичный тому, который произрастал на этой земле во времена династии царя Давида! А из этого винограда сделали вино, бутылку которого нам торжественно вручили в кабинете ректора. Мы решили пока не открывать, а дождаться хорошего повода. Например, нашей победы в Газе. В университете изучают не только физику, но ведутся исследования в области молекулярной биологии, биохимии, генной инженерии. Например, нам показали, как в одной из лабораторий проводятся опыты по выращиванию опухолей из биологического материала живого человека. На образцах пробуют действия различных лекарств, а результаты учитываются во время лечения пациентов.А еще Надя не могла удержаться и не показать нам Центр медицинских симуляций. Здесь обучаются студенты-медики в условиях, максимально приближенных к реальным больничным палатам. Вместо больных – высокотехнологичные куклы, которые умеют дышать, стонать, жаловаться на боль и иногда даже умирать, при неправильном лечении.
Наконец, наступило время турнира. Это был очень трогательный вечер. Среди студентов и преподавателей множество милуимников, и в какой-то момент аудитории опустели, потому что почти все ушли на фронт. 41 человек так и не вернулся в учебные залы. Были и погибшие бойцы, и заложники, убитые в плену, и те, кто погиб в первый же день войны.
Ариэльский университет лидирует в списке израильских учебных заведений по количеству резервистов. Да и сам мэр города, Яир Шетбон, был призван на службу седьмого октября, и уже во время войны был избран на свою должность. За время войны не раз случалось, что мобилизованные студенты слушали лекции и даже сдавали экзамены, будучи на своих базах. Но бывало и наоборот. Например, однажды преподаватель курса "Введение в СМИ", декан журналистики 51-летний профессор Илан Тамир, который сам находился на военной базе, собрал вокруг себя студентов и читал им лекцию, которая транслировалась на видео в аудитории для тех, кто остался в тылу.
В игровом зале (а на турнир записалось более шестидесяти человек, включая нескольких гроссмейстеров) стояли экраны, где бесконечно показывали фотографии погибших студентов.
Среди них - командир отряда спецназа Александр Шпиц, который был убит в декабре 2023-го пулей снайпера. Моше Едидья Лайтер, сын нынешнего посла Израиля в США, погибший в ноябре 23 при обрушении заминированного здания. Я познакомилась с его прекрасной, удивительно красивой мамой Ханой с прозрачными голубыми глазами.
- Всего в нашем поселке погибло двадцать восемь бойцов, - рассказывает Хана. – А в ешиве, где учился Моше Едидья, десять человек. Он был нашим первенцем, нашей гордостью. Настоящий лидер, и в то же время очень скромный и деликатный человек.
39-летний Моше Едидья учился на медицинском факультете. Пошел по стопам своей матери, медсестры. Кроме учебы и резервистских сборов, на которых он проводил до девяноста дней в году, он работал на трех работах.
- Он был всегда так занят, что я спрашивала: "Как ты все это успеваешь?". А он любил повторять историю про то, как один еврей приехал к любавическому ребе. Ребе, сказал он, я так занят, у меня не остается времени. Что мне убрать из своей жизни? А Ребе подумал и ответил: добавь себе еще занятий. Вот такой был Моше, ему хотелось добавлять себе еще и еще забот.
- Моше мог не пойти на фронт, у него были маленькие дети. Но для нас служение родине и защита государства – это часть заповедей Торы. Это не обязанность, это большая честь. Очень важно, что такие мероприятия проходят. Они нужны не умершим, они нужны живым. Чтобы помнить.
Да будет благословенна память погибших и отомщена их кровь.
МАЙЯ ГЕЛЬФАНД
ПРИМЕТНАЯ СУДЬБА БОЛЬШОГО УЧЁНОГО
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode