![]()
![]()
Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль»
Имануэлом Шимоновым
Эту на редкость прозорливую мысль, вынесенную в заголовок настоящего материала, высказал кто-то из мудрых, подчеркнув тем самым, что жизненный успех или неудача, взлёт или падение, достижение цели или фиаско в огромной мере сопряжены с характером человека, стереотипами его мышления, психическим складом и ценностями, которые он предпочитает.
Иными словами, характер первичен, он выступает в качестве основы, фундамента, на котором возводится здание жизни человека, начиная от мелочей и кончая несущими конструкциями, в конечном итоге, определяющими не только его будни, но и итог всего земного пути.
Вместе с тем, характер не может на определенных этапах не оказываться во власти тех или иных обстоятельств, приспосабливаясь к ним. Естественно, не может не возникнуть вопрос: характер – это стабильно заданный узор-пазл, собранный из множества количественно-качественных составляющих, таких как темперамент, настойчивость, неугомонность, покладистость, благородство, отзывчивость, терпимость и их антиподов типа мстительности, высокомерия, злобности, подлости, которые в не меньшей мере дают о себе знать в обыденной реальности?
Или это черты подвижные, меняющиеся под воздействием различных условий, обстоятельств, в которых оказывается человек в силу различных объективных и субъективных причин? Удивление вызывает два неотвратимых момента: с одной стороны, характер – это генетический код, передающийся по наследству от родителей детям, а потому данность, скорей всего не поддающаяся сколь-либо серьёзной корректировке.
С другой стороны, каждый человек, включая близких родственников, это бесспорная характерная индивидуальность, когда даже близнецы проявляют свою разноликость в нравах, психическом складе, способностях. Разве мало приходится наблюдать сцен, фактов, когда родные по крови дети, сидевшие за одним столом, кушавшие из "одной тарелки", слышавшие одни слова, взрослея, обнаруживают абсолютно несхожие характеры. Имеются ли действенные, апробированные практикой рычаги, способные целенаправленно влиять на характер человек с тем, чтобы он более эффективно мог содействовать реализации своих основополагающих установок и не препятствовать движению по восходящему направлению на социальной лестнице, не говоря уже о возможной корректировке негативных сторон?
Адресуя этот вечный вопрос раббаю И.Шимонову, надеемся внести большую ясность в проблему, беспокоящую прежде всего тех, кто, того не ведая, чувствуют, что ничто иное как собственный характер, а стало быть, и восприятие, и реакция на окружающую реальность препятствуют в полной мере проявлять подаренные судьбой возможности.
И.Ш.: - Это, действительно, вечный вопрос, а потому очень важен и подход к нему, и решение, ибо характер способен вознести человека на недосягаемую высоту или лишить авторитета, друзей, семьи, материального благополучия.
Учитывая это, еврейские мудрецы испокон веку с огромным вниманием, тщательно анализируя, вникая даже в мелочи, оценивали тонкости становления и формирования характера человека, опираясь при этом на требования Святого Писания. Причем, характер человека рассматривался всегда сквозь призму меры его соответствия или напротив несоответствия реалиям жизни, препятствуя её высоким нравственным постулатам.
В трактате "Пиркей Авот" ("Поучение отцов") мы находим четырехступенчатую градацию людей в зависимости от типа их характера, т.е. поступков, поведения, реакции на внешние раздражители. Что же получается? Те, кого легко разгневать и легко умиротворить, большего добиваются, чем теряют. Те, кого сложно вывести из равновесия, но и сложно успокоить, как правило, больше теряют, чем находят. Те, кого сложно разгневать, но легко умиротворить, считаются праведниками. И последнее. Те, кого легко разгневать, но в то же время сложно утешить, относятся к категории грешников. Вот и делайте выводы: при наличии какого характера человек быстрей найдет взаимопонимание с окружающими и достигнет поставленных целей. Вывод очевиден: те люди, которые славятся своей уравновешенностью, сдержанностью на язык, кто способен взвесить и трезво оценить последствия своих слов и предполагаемых действий, наделен характером, способствующим успеху в наш сложный и наполненный стрессами век.
В.К.: - Иными словами, насколько я понимаю, речь идет о чисто прикладной, практической стороне нравов человека, о способности выбрать такой стиль личного поведения в социальной среде, который максимально соответствует её интересам.
Человек, обладающий высокими профессиональными навыками, но не сумевший достойно вписаться в социальный климат того или иного коллектива из-за своего конфликтного характера, излишней претенциозности и самомнения, вряд ли окажется где-либо ко двору, не говоря уже об успешной деловой карьере.
Возникает вопрос: при всей очевидной справедливости наших суждений, почему многие люди умышленно встают на путь склок, бесконечного выяснения отношений, вызывающих неприятие окружающих, осложняющих взаимодействие с коллегами, партнерами, членами семьи, что ведёт в никуда, к поражению как в личном плане, так и общественном?
И.Ш.: - Вопрос более чем закономерный. Тайна этой кажущейся "алогичности", когда человек фактически встает на путь самовредительства, заведомо обрекая себя на поражение, заключается в следующем. Иудаизм исходит из того, что характер человека способен меняться в позитивном направлении и достигнуть идеала лишь в том случае, если, обладая свободой выбора, стремясь к самосовершенствованию, в конечном итоге, достигает такого уровня, когда его воля и воля Творца сливаются в едином потоке.
Этой высшей точки духовного самосовершенствования как известно, сумел достичь раби Акива, который, пользуясь своим исконным правом на Свободу выбора, утратил её в тот момент, когда его действия и мысли стали идентичными воле Творца.
В.К.: - Но вокруг немало и иных людей, которые далеки от Торы, но это не мешает им быть высокоинтеллигентными и порядочными, пользующимися неподдельным авторитетом в обществе. Каким образом действует этот механизм, если мы только что подчеркивали неумолимую роль и силу Святого Писания в формировании достойного человека, характер которого идет ему лишь на пользу, но никак не во вред?
И.Ш.: - Ничего удивительного в этом факте нет, поскольку подобные люди, как правило, имеют четкие устоявшиеся и проверенные на опыте представления о достойных качествах характера и его ущербных свойствах, становящихся камнем преткновения в жизни. В природе нет людей с абсолютно идеальным, также как и с ярко выраженным отрицательным характером. Как правило, часть этих черт являются унаследованными, следствием генетической предрасположенности, а другая – результатом приобретённых черт, не исключено – итогом воспитания и влияния определённой социальной среды.
И хотя в числе этих людей немало тех, которые не прошли школу религиозного воспитания, они накопили огромный багаж знаний и опыта о человеческом достоинстве и приличии на примерах своих родителей, друзей, близких, привыкли гордиться и восхищаться ими, которые стали для них непререкаемым эталоном для подражания.
То же самое можно сказать и об истоках тяжкого характера, который также разбрасывает свои ущербные зерна в окружающей социальной среде, пестуя тем самым себе подобных из числа тех, кто, к сожалению, усматривает в них объект для подражания. Недаром говорят, что сын, который видел в детстве, как отец поднимал руку на свою жену, попытается со временем тем же способом "разговаривать" со своей женой.
В этой связи нет ничего удивительного в том, что бухарские, прежде чем принять окончательное решение о вступлении в брак или по какому-либо иному важному шагу, наводят справки о "качестве" предполагаемого партнера, стремясь по возможности обезопасить себя от ошибочного действия. И правильно поступают, тем более в американских реалиях.
Cледует учесть, что при наличии еврейского воспитания формируется четкая схема-модель нравственного позитива, характера, вобравшего в себя постулаты Святого Писания, где исключены методы проб и ошибок, поскольку Тора и следование её законам – это единственный, апробированный опытом тысячелетий путь, оберегающий человека от нравственного тупика. Вне Торы в жизнь вторгаются принципы целесообразности, выгоды, что далеко не всегда совместимо с нравственной чистотой и следованию Её требованиям.
Разве мало вокруг фактов, когда, строго действуя сообразно Законам Торы в рамках системы Создатель – человек, т.е. соблюдая ритуальную часть религии, тот же человек не против отойти от требований Создателя, когда речь касается системы человек-человек, т.е. взаимоотношений между людьми, непосредственно внутри конкретного социума.
Иными словами, налицо противоречия между лозунгами и практическими действиями, разговором и поступками, делами, что дискредитирует религию, когда она оказывается в руках нечистоплотных людей.
(Окончание в следующем номере)
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
a
НЕ УПУСКАЙ СВОЙ ШАНС: СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА – ЧАЩЕ ВСЕГО В ЕГО ХАРАКТЕРЕ...
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode