![]()
![]()
Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» Им. Шимоновым
Кому не знакомы малоприятные чувства страха, уныния, безнадёжности, сомнений, периодически вторгающиеся в наше мировосприятие и способные отравлять жизнь, делать её неудобной и безрадостной.
Особенно страх, многочисленные страхи, неповторимые по своим ощущениям и причинам возникновения, настоящие и мнимые, но объединяемые при этом одними и теми же последствиями: гнетущим беспокойством, подогреваемым неизвестностью, неуверенностью и непредсказуемостью последствий, что более всего подавляет адекватное, реальное и трезвое восприятие действительности.
В электронной энциклопедии "Википедия" мы находим следующее определение чувства страха: "Это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным процессом". Ещё бы, если учесть, что людские страхи во всех их бесконечных модификациях, начиная от страха смерти, потери близких людей, работы, бизнеса, одиночества, страха заболеть, испортить отношения, материальной зависимости, слишком часто напоминают о себе человеку.
Этот перечень можно продолжать до бесконечности, отчего феномен страха, как явления физиологического, психического и социального, в зависимости от конкретных условий, беспрепятственно проникающего во все поры человеческой жизнедеятельности, требует самого серьёзного к себе отношения, что позволяет надеяться на эффективное сужение его болезнетворного воздействия на людей и устранение негативных последствий.
Каждому времени свойственно обострение своих страхов. В наш просвещенный, жестокий и жесткий век все большее распространение получают страхи, беспокойство и неуверенность, связанные с щемящим чувством одиночества, нередко провоцирующим депрессивные состояния, потерю интереса к жизни и массу иных болезненных ощущений. Приведу лишь несколько характерных цифр. Сегодня в 3/4 частных домовладений не слышны голоса детей, поскольку стало не принятым жить совместно двум-трём поколениям.
Тот же бич, хотя и в не столь очевидной и резкой форме, проникает в бухарские семьи новых американцев. Или неуклонно растущее число молодых людей в кругу нашей общины в возрасте 25-35 лет, а порой и старше, испытывающих чувство неустроенности и страха за будущее по причине трудностей, связанных с созданием семьи. Ведь там, в той стране, откуда мы все родом, подобных проблем мы, как правило, не знали и не испытывали.
В чем дело? Попросим раббая Имануэла Шимонова, систематически держащего руку на пульсе этого болезненного вопроса, раскрыть причины, вызывающие подобного рода социальные недуги.
И.Ш.: - Хорошо известный в нашей общине г-н Изро Малаков как-то показал мне свою пухлую записную книжку, где значатся десятки фамилий членов нашей общины, мечтающих соединить свою судьбу с достойным избранником или избранницей с целью создания надёжной и любящей семьи. Среди них очень много замечательных, как внешне, так и по содержанию, вполне устроенных людей, материально независимых, состоявшихся, включая тех, кто по самым разным причинам не были в браке, хотя успели уже переступить привычный возрастной порог для его создания. Аналогичную очень нужную и полезную работу в нашей общине проводят Мира Зиркиева и Фрида Калонтарова, при добром содействии которых появилось немало новых надёжных семей. Тем не менее, вокруг по-прежнему масса нерешенных подобного рода задач, а вместе с ними действующий на психику неприятный синдром ожидаемого одиночества. Что особенно нервирует, так это ощущение, стучащее назойливым тиранящим молоточком в голове и с каждым месяцем становящееся все более и более настойчивым, что одиночество – это рок, судьба, метка сверху, которую стороной, видимо, уже никак не обойдешь. Мой многолетний опыт работы в данной сфере свидетельствует о другом. Страх одиночества, боязнь остаться невостребованным на брачном пространстве или же пройти мимо своего суженого есть следствие не рока или предначертанной судьбы, а результат ошибочных субъективных ориентиров, ценностей, которыми руководствуется потенциальный жених или невеста, мечтающие о создании желанного союза.
Что браки в Америке ныне более поздние на фоне тех, к каким мы привыкли и не без основания, это очевидно. Нормально ли, когда молодые люди, кивая на учебу, карьерные соображения, стараются оправдать своё нежелание вовремя (допустим, 20-25 лет) создать семью?
Думаю, вряд ли, поскольку это вступает в противоречие, помимо всего прочего, с еврейскими традициями. Мне представляется, что вопрос в семье старшими, родителями должен быть поставлен так: "Дорогой наш сын (дочь), несмотря на то, что ты тяжело учишься и тебе предстоит ещё длительная дорога, если встретится достойный человек, ты должен (должна) создать семью. Мы тебе поможем, поддержим, тем более, если появятся дети".
Это единственно разумное решение, поскольку с годами чаще все более усложняется. И тот, кто ещё вчера казался вполне приемлемой кандидатурой, сегодня исключается с порога. Нет ничего удивительного, что ныне в нашей общине оказалось очень много невостребованных женихов и невест в возрасте 27 – 35 лет и даже старше, которые никак, год за годом не могут определиться в самой главной науке – создании семьи.
В.К.: - Не кажется ли Вам, уважаемый раббай, что страх вероятного одиночества чаще одолевает тех, кто выросли в неблагополучных семьях?
И.Ш.: - Вне всякого сомнения. В этом случае целесообразно молодому человеку вспомнить, что провоцировало скандалы между его родителями или даже возьмём крайний вариант: в силу каких причин между ними произошёл разрыв и чем это обернулось для семьи, в целом?
Постарайтесь поставить себя поочередно на место одного из родителей и найти ключ для разрешения назревающего либо произошедшего между ними конфликта. Вы сможете без особого напряжения, трезво оценивая ситуацию, словно сторонний наблюдатель, убедиться, что судьба родителей необязательно должна постигнуть и вас, а потому страхи одиночества, периодически вторгающиеся в ваше эмоциональное состояние, непременно должны повториться и в вашей судьбе.
В.К.: - Очень часто, особенно молодые люди, стараясь заглушить дискомфорт морального одиночества и душевной неустроенности, пытаются найти "утешение" в наркотиках. Отсюда в последнее время в нашей общине всё острее и острее ощущается появление новой разновидности страха: боязнь со стороны родителей за детей, подростков, когда вероятность этой страшной беды, способной ворваться в любой дом, сильно возрастает. Имеются ли какие-либо надежные средства, способные защитить нас от этой опасности?
И.Ш.: - Замечу самое главное. Там, где есть наша вера, близость к Создателю, там нет места наркотикам. Более 20-ти лет назад, когда открылись двери иешивы "Шаарей Цион", в ней было лишь 60 учеников. Сегодня это число возросло до 700, в 10 раз, поскольку факты свидетельствуют: почтение к законам Всевышнего – лучшее средство для душевного утешения и равновесия.
Тем не менее, следует иметь в виду, что очень многое в данной неспокойной ситуации зависит от нас самих, от нашей способности и желания обеспечить близость со своими детьми, от того ежесекундного контакта, который мы устанавливаем и поддерживаем с ними. В.К.: - Легко сказать "контакт, близость". Однако в реальности это удается далеко не всем. Это беда нашего времени, нашей страны.
И.Ш.: - Согласен. Вот несколько живых примеров. Недавно мой один очень хороший знакомый с болью поделился тайной своей семьи. Оказывается его любимый старший внук, 25-летний молодой человек, способный профессионал, более десяти лет, как только выяснилось, сидит на наркотиках.
На мой вопрос: "Как можно было в семье не обратить внимание на эту беду, опутавшую не кого-нибудь, а сына, внука?" "Между родителями и сыном долгое время сохранялись натянутые отношения", – прозвучал не только ответ, но и в определенной мере диагноз. В тех семьях, где устанавливается конфликтная ситуация, отсутствует тепло в отношениях, там резко возрастают шансы для проникновения в дом наркотиков. Мудрость старших в данной связи должна быть однозначной: не давить по поводу и без повода лишний раз на детей, искать всеми средствами с ними компромиссы, даже, допускаю, идти на уступки, подчеркивать и словом, и делом, что их благополучие, успешность являются приоритетной целью в семье.
В.К.: - Позвольте продолжить Вашу мысль. В Квинсе работает некий очень квалифицированный врач-психотерапевт. Она считает, что как бы родители не были изнурены в течение дня работой, они не могут, вернувшись к вечеру домой, отгородиться от детей новой электронной игрушкой со словами: "Дай передохнуть, поиграй сам", - удобно устроившись при этом на диване напротив телевизора.
"Оба моих взрослых сына, проведя напряженный рабочий день, позволяют себе позвонить нам родителям лишь после того, как уснут дети, ибо считают своей первичной обязанностью отдать эти вечерние 2-3 часа только детям", – рассказывает доктор. И она, скорей всего, права, ибо отношения с детьми с их раннего возраста, перетекающие стремительно и незаметно в пору их взрослости, это явление очень сложное и бесценное, тем более в Америке в наш взрывоопасный век.
И.Ш.: - Скажу больше. Часы, отданные детям, это капитал, вложенный в нашу будущую спокойную старость, в надежду, что Всевышний оградит нас от многих страхов и беспокойств, присущих современному цивилизованному обществу. Каждый страх с тем, чтобы его нейтрализовать, требует разобраться в причинах его возникновения. Взять, к примеру, такой банальный страх, как опасения, возникающие в кресле дантиста.
Стоит только войти в его кабинет, как ощущается влажность, покрывающая ладони и учащающееся сердцебиение. Видимо, был какой-то предшествующий опыт, оставивший неприятные воспоминания.
Иными словами, страхи не возникают беспричинно, на пустом месте.
Они обычно являются следствием тех или иных былых обстоятельств, оставивших негативный след в психике человека. Стоит в этом разобраться самостоятельно, либо с помощью специалистов, как чувство страха моментально ослабевает или исчезает полностью. Как важна в этой связи простая доброжелательность того же дантиста, его мягкая присказка во время лечения: "Не бойтесь, еще минутка, вам не будет больно и вы пойдете домой с красивой улыбкой". Этот тот случай, когда доброе слово – уже полдела.
В.К.: - С годами чувства страха у многих людей становятся более ощутимыми, особенно страх смерти. Можно ли как-то освободить себя от давления этой навязчивой идеи или, хотя бы, свести её к минимуму?
И.Ш.: - Думаю, что можно. Боязнь смерти чаще преследует тех, у кого кто-либо из близких уходили из жизни преждевременно. Но стоит задуматься и расширить диапазон поиска причин, которые отягощают сознание мрачными мыслями, как можно без особого труда убедиться, что в родословной у разных людей, как правило, разные судьбы.
Чем раньше мы подобным образом откроем для себя беспочвенность наших мучительных сомнений, тем успешней справимся с давлением никчемных мыслей, преследующих нас, как выясняется, без всяких на то оснований.
В.К.: - Насколько близость к Создателю способствует высвобождению человека от страха в его самых различных проявлениях, включая такое тяжкое ощущение, как страх смерти?
И.Ш.: - Человеку с атеистическими воззрениями справится с тяжким чувством приближающегося конца намного сложней, чем тому, кто уверен, что мир подчиняется воле Творца, включая жизнь каждого конкретного индивидуума. В рамках этой религиозной убежденности господствует точка зрения, согласно которой жизнь каждого из нас делится на две части: первая ограничена определенными временными контурами на земле, пройдя которые, мы выходим за её пределы и наша душа, покидая в некий момент бренное тело и обретая вечную сущность, продолжает свой путь в ином качестве и ином измерении.
Уверовав в естественность и закономерность подобного рода развития материальной и духовной природы, зачатой Создателем, человек освобождается от тяжкого груза страха перед смертью, ибо начинает осознавать, что, утратив телесную форму бытия, обретает иную, более высокую и совершенную форму существования – духовную. Это позволяет ему постоянно держать в поле своего зрения вопрос смысла жизни, стремится к его совершенствованию, довольствуясь, в первую очередь, не только насыщением своих материальных запросов, но и в не меньшей, если не в большей мере, удовлетворением духовных чаяний.
В.К.: Не могли бы Вы, уважаемый г-н раббай, в заключении нашей беседы сформулировать единый универсальный подход, который, на Ваш взгляд, может способствовать преодолению различных страхов, подчас одолевающих людей?
И.Ш.: - Давайте начнем с Субботы, особого Дня, дарованного евреям Создателем. Именно в этот День, свободный от работы, суеты, мирских проблем, а стало быть, не обремененный множеством страхов, сомнений, нерешенных задач, человек получает возможность ощутить всеми фибрами души свою первозданную сущность, идущую от В-свышнего, создавшего каждого из нас по своему образу и подобию.
Стало быть Суббота, согласно замыслу Творца, является своеобразной основой, фундаментом, трамплином для вступления в жизнь без страха, с уверенностью в будущее, поскольку именно в этот день человек получает возможность подняться на самый высокий духовный уровень существования, позволяющий насладиться близостью с Создателем.
В.К.: - Однако, в данной связи не может не возникнуть вопрос: как освободиться от гнетущего чувства страха в остальные дни недели или этого невозможно достичь по определению?
И.Ш.: - Конечно, возможно, но при одном условии. Напомню в этой связи одну из строк "Теилим": "Если будешь есть плод труда своих рук – будешь счастлив, и будет тебе хорошо". Иными словами, человеку не следует чрезмерно отдаваться "бизнесу", который, особенно по современным меркам, таит в себе массу всевозможных страхов и непредвиденностей, подчас со всеми тяжкими и необратимыми последствиями.
Лишь уповая на Него, но не из-за страха быть наказанным за отступления от Его заповедей, а из-за искренней и неподдельной любви к Его законам – единственному и гарантированному пути к святости, дороги без страха и сомнений.
В.К.: Позвольте выразить Вам сердечную благодарность за столь содержательную беседу, которая позволяет глубже оcмыслить многие стороны нашего непростого времени.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ: НАШИ СТРАХИ И СОМНЕНИЯ
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode