Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» Им.Шимоновым
Не думаю, что "жадность", "жадина", "скупость" и десятки иных синонимов, как характеристика, определяющая манеру поведения или философию жизни персоны, вряд ли способна ублажить чей-то слух. Хотя, кто знает, где грани и различия между жадностью и рачительностью, бережливостью, умением экономить, считать доходы и расходы с тем, чтобы вторые не превышали первые. Очевидно одно: жадность в быту способна отравлять жизнь, отдалять близких людей друг от друга, препятствовать сближению, проще говоря, порой делать отношения невыносимыми.
Жадность – это очень непростое, многоликое и противоречивое психическое чувство, состояние души. Кому не приходилось испытывать двойственный внутренний порыв, когда, к примеру, на смену молниеносному желанию вытащить из кармана конверт с деньгами или приготовленный чек с намерением вручить просителю или кредитору, да мало ли кому и по какому поводу. Но в тот же момент наступает моментальное "протрезвление", а внутренний голос настойчиво шепчет: "перебьется, обойдется, отдать никогда не поздно". Кто не помнит эту вечную присказку: "Берешь то чужие, а отдаешь свои".
Жадность – явление достаточно распространенное. Социологи считают, что в США эта черта характера присуща каждому четвертому, в Швеции – каждому третьему, а в России – лишь каждому пятому. Не таят ли эти цифры подтверждение тому факту, что чем богаче и обеспеченней человек, тем более он прижимист, ну, если хотите, скажем помягче, покорректней – рачительный, бережливый, без чего, как убеждены многие, хоромы не построишь и капитал не сколотишь.
Действительно, материальные возможности американцев и шведов исторически значительно выше, чем у россиян, которые славятся большей открытостью и щедростью души. Не знаешь, что лучше. Но как бы то ни было, 75% опрошенных убеждены, что богатые люди более расчетливы и деньги на ветер чаще не бросают. Как определить в данной связи манеры небезызвестной Мадонны, которая, потратив тысячи долларов на ужин в ресторане, "забывает" отблагодарить официантов? Это патологическая жадность в смеси с законченным жлобством и хамством, которые с особой четкостью проявились в её поведении в антитрамповских шествиях.
Что лежит в основе жадности, на чем она зиждется, как проявляется? "Жадность, – согласно электронной энциклопедии "Википедии", – неумеренное желание владения или потребления. Обязательно обусловленное соперничеством, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Индивид не может испытывать данное чувство без конкуренции". Добавим от себя: зависть, завидность служат фактором усиления непомерной жадности, приближения её к патологии, навязчивой идее.
Зависть как бы выступает благоприятным фоном, способствующим непомерному усилению чувства стяжательства, стремления тащить все под себя. Девизом жизни становится лозунг "мало, хочу ещё, почему у него есть, а у меня – нет". Понятно, что подобного рода принципы – это дорога в никуда, почва, пестующая семейные конфликты, одна из веских причин, делающая, в частности, американские браки хрупкими, что оказывает негативное влияние и на бухарскую общину. Но здесь обнаруживается одна любопытная деталь: ведь жадность, скупость, прижимистость, скупердяйство, будучи негативными вредоносными проявлениями человеческой природы, как бы со знаком минус, и такие их антиподы как бережливость, расчетливость, экономность, но уже со знаком плюс, имеют общую основу – меру доминирующих, устоявшихся общественных и личных потребностей.
Представьте себе, дорогой читатель, прямую линию, градуированную системой координат, идущую от нуля налево со знаком минус (жадность и т.д) и направо со знаком плюс (экономность и т.д.). Стало быть, всё зависит от меры и формы потребностей и потребления. Если они разумны, укладываются в определённые рациональные рамки и тем самым сдвигаются от нуля вправо, то речь идет о позитивном процессе, о расчетливом, экономном ведении хозяйства, поддающемуся, как на уровне индивидуальном, так и общественном, прогнозированию и достижению конечных оптимальных результатов. Но если речь идет о необузданном и неконтролируемом потреблении, скатывающемся в объятия жадности, подстёгиваемой завистью и постоянным акцентированием внимания на тех, у кого якобы "больше" и "лучше", перспективы в этой "волчьей яме", как правило нет и не будет.
Не случайно, ещё один из древних мудрецов прозорливо подмечал: "Умен тот, кто может держаться середины между скупостью и расточительством". Как здесь не вспомнить старую присказку, хорошо знакомую выходцам из бывшего Союза: "Жадность фраера сгубила". Чего стоит в этой связи трагическая судьба Бернарда Лоуренса Мейдоффа, ныне покойному, которому в тюрьме исполнилось 79 лет, но из которой он не мог выйти, поскольку характер его преступлений потянул на 150 лет заключения. Выдающийся коммерсант и талантливый организатор, щедрый благотворитель, сделавший много полезного, в частности, для Иешива университета, но, к великому сожалению, потерявший чувство меры, в результате чего нанес колоссальный ущерб огромному числу ни в чем неповинных людей, разорив их на почве созданной преступной финансовой пирамиды.
Но и это не все: Бернард потерял самое главное – любимого сына Марка, покончившего из-за горя жизнь самоубийством 11 декабря 2010 г., жену, преждевременно ушедшую из жизни, разорил и обрёк на нищету массу ближайших родственников.
К счастью, есть немало других примеров, связанных с именами Майкла Блумберга, Билла Гейтса, Уоррена Баффета и многих других, обладающих миллиардными состояниями, но ведущими подчеркнуто скромный образ жизни, начиная от марки машин, роскоши домов, одежды и внешнего вида. Эти люди уже при жизни распорядились своим наследством, большую долю которого завещали на общественные нужды, включая различные крупномасштабные научные проекты мирового масштаба. Сравнительно незначительные суммы они оставляют в распоряжении детей и внуков, руководствуясь тем, чтобы "дармовые деньги" не испортили жизнь наследникам, что нередко случается в реальности.
Именно здесь логика нашего рассуждения подводит к главному вопросу, к задумке нашего повествования: почему часть людей, выбирая свой жизненный путь, отдают предпочтение разумному, четко сбалансированному варианту расходов и доходов, без излишеств, избегая порочных, не говоря уже об аморальных и преступных способах неуёмного обогащения?
Другие же, ничем не брезгуя, встают на путь подвоха, в ходу браки по расчету, клевета, убийства во имя мелкой цели: подмять всё возможное и невозможное под себя, взять многократно больше, чем отдать, если удастся.
В разговор вступает, как и планировалось изначально, рав Имануэл Шимунов, поскольку еврейское мировоззрение может стать лучшим и наиболее рациональным способом ответа на этот вечный вопрос, будоражащий умы людей о смысле жизни, в лоне которого лежит проблема щедрости и жадности.
И.Ш.: - Жадность в еврейской традиции признается одним из наиболее ущербных пороков, помимо всего потому, что противоречит самому фундаментальному положению иудаизма – мицве, внутреннему стремлению человека делиться частью своих доходов с теми, кто нуждается в поддержке, а также для решения общественных проектов.
Также как искренняя щедрость в форме цдаки служит проявлением наиболее зрелой части благотворительности, также жадность означает один из самых ущербных пороков как на личном, так и общественном уровнях. Ведь щедрость – это не только желание дать, поделиться своим благополучием, но и свидетельство своего доверия, близости к Создателю, убежденности в том, что лежащие в сейфе или на счету в банке ценности принадлежат не нам, а Ему.
Не жадничая, щедро, согласно Его Законам, делясь заработанным с теми, кто по разным причинам оказались менее успешными, Он благословляет нас, дает карт-бланш для последующих успехов в бизнесе, учебе, семье. Цдка в переводе с иврита означает не милостыню, а праведность, т.е. правду, истину достойной жизни, когда человек склонен делиться своим благополучием с теми, кто испытывает трудности. Щедрость – это одна из неотъемлемых черт еврейского народа. Та его часть, которая не стремится проявлять свою добродетель на деле, не может признаваться потомками Авраама. Поэтому цдка считается одним из наиболее эффективных способов преодоления судеб изгнанников, ниспосланных иудеям, и предотвращения многих иных наказаний. Именно цдка служит самым верным рецептом избежать гнева со стороны Создателя. Не случайно в этой связи, что даже те, кто вынуждены жить на пожертвования, не освобождаются от обязанностей давать цдку.
В.К.: - Почему жадность признается иудаизмом как одна из наиболее низких и непотребных черт человека?
И.Ш.: - Секрет в том, что жадность помимо собственной внутренней ущербности препятствует реализации ряда очень важных еврейских заповедей, таких как добродетель, благотворительность, правильное ведение бизнеса, предоставления займов, разумное соблюдение личных интересов и т.д.
В.К.: Можно ли избавиться от этого порока, преодолеть его излишнее влияние?
И.Ш.: - Конечно, можно, хотя не все просто. Порой жадность вызывается не патологическим стремлением не дать, утаить, сэкономить, а боязнью потерять деньги. Но это опасение зиждется на более фундаментальном страхе – утрате независимости, который со временем может перейти в фобию, а там недалеко до неврозов, депрессии и т.д. Однако, человек, воспитывающий в себе чувство упования и надежды на Всевышнего, уверенности в том, что Он не оставит без средств существования, обладает более высоким иммунитетом от жадности. Разумеется, это не означает, что, уповая на волю Создателя, человек имеет право отдаться лишь воле случая и пустить свою жизнь на самотек. Здесь очень важен правильный баланс чувств по принципу "на Б-га надейся, а сам не плошай".
Жадность зачастую связана с думами о "черном дне", ущемлении своих потребностей даже в элементарных запросах, что коверкает собственную жизнь и окружающих близких людей. Вместе с тем, мот, транжир, бездумный повеса, швыряющий деньгами направо и налево, особенно незаработанные, вряд ли может восприниматься как позитивный человек.
Возможно эти люди из категории тех, кто обладают глубоким чувством упования на Него? Ни в коем случае! Транжирство испокон веку противоречит еврейской традиции, но и по своей порочности, только с иной стороны, мало чем отличается от жадности. Как говорится, хрен редьки не слаще.
Скромный, разумный образ жизни, без излишеств и афиширования своих неуёмных возможностей – эталон еврейского мировоззрения.
В.К.: - Но, видимо, "черный день" не может быть исключен из жизни, всякое бывает?
И.Ш.: - Конечно, также как не следует забывать и о "солнечных днях". Если человек прилично зарабатывает, ведёт достойный образ жизни, согласно устоявшимся в его среде традициям, почему не откладывать определённые средства на учебу детей, на их свадьбы, да мало ли что и как. Самое главное не ударяться в крайности, когда жизнь начинает отравлять либо излишняя скупость, либо абсолютное непонимание цены денег.
В.К.: - Где же тайна "золотой серединки", как не упустить её?
И.Ш.: - Хороший вопрос. Человек соткан из противоречий: добра и зла, щедрости и жадности и т.д. Согласно иудаизму, приверженность человека к добру и справедливости происходит из той частицы Создателя, которая изначально заложена Им в каждом индивидууме.
Не случайно каждая персона создана по образу и подобия Творца. Откуда же берется подлость, жадность, идущие по жизни рядом с нами? Человек не есть бездушная кукла, действующая исключительно по воле Творца. Напротив, Он наделил нас правом выбора, которое развивается на почве определённых Им внешней социальной среды и её неотъемлемой части – воспитания и, конечно, наследственности.
Помня это, бухарские, прежде чем сделать какой-то решительный шаг (создание семьи, cовместный бизнес), наводят справки "кто есть кто" во имя избежания ошибок. Действия человека, согласно Торе, выливаются в две формы: Кидуш а-Шем (это те поступки, которые свидетельствуют об их Богоугодности) и Хилул а-Шем (те, что как бы "несанкционированы" Создателем).
Щедрость, к примеру, в части общественных проектов таких, как строительство нового центра и миквы "Бет Гавриэль", есть одно из подобных проявлений, свойственных прихожанам нашей общины, что подтверждает присутствие в этом деле воли Создателя. Какие бы сложности не возникали в процессе стройки, а их масса, включая непредвиденные, дело идет вперед, поскольку его "курирует" Творец.
Напротив, каждый факт жадности, подлости, злобы есть свидетельство отдаления от Творца, игнорирования его воли, давления Хилул а-Шем, а значит и укрепления позиций Безбожия и свойственных им аморальности. В то же время, проявляя мудрость, щедрость, подавляя в себе приступы жадности и скаредности, человек демонстрирует уверенность в присутствии Создателя в своей жизни, благодаря чему его выбор всегда окрашен в цвета праведности, за которыми следом торопится успех и достижение поставленных благих целей.
В.К.: Сердечная Вам признательность, г-н раббай, за обстоятельный разговор, который позволяет более четко представлять мотивы и последствия принимаемых человеком решений. Здесь есть над чем задуматься.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
УСОМНИСЬ!: ЖАДНОСТЬ – ЭТО ПОРОК ИЛИ...?
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode