МНОГОЛИКАЯ ПРАВДА: ОБМАН: ГРЕХ ИЛИ ДАННОСТЬ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

Беседа с гл.раббаем Центра “Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

Кто-то из мудрых заметил: "Все люди рождаются искренними, а умирают лжецами". Усомниться в определённой справедливости этого афоризма сложно, хотя он излишне сгущает краски, слишком прямолинеен, ибо, опираясь даже на собственный опыт, пусть и недостаточно широкий, мы понимаем, что причислить всё человечество к сонму лжецов и обманщиков несправедливо.

На деле, жизнь каждого из нас полна неожиданностей, когда по факту нет мгновений, которые бы в той или иной мере не сталкивали или не соприкасались с проявлениями обмана, лжи и их последствиями. Важно знать, как они функционируют, что вызывает их к жизни, а что способно погасить или нейтрализовать, обезопасить, а если необходимо возбудить, воспользоваться ими во имя блага и добрых деяний, чьего-то утешения.           Ведь такое тоже нередко бытует в реальности: настолько разносторонни и противоречивы обман и ложь, обладающие способностью, словно хамелеон, мимикрировать, принимать самую разнообразную окраску в зависимости от конкретных нужд и обстоятельств, когда во вред, а когда, как известно, и во благо. Однако это не меняет сути того факта, что понятия "обман", "ложь", "обманщик", "лжец" по форме, особенно на слух, имеют негативный смысл и звучание, несут в себе отрицательные ощущения, непочтительное содержание.

Обманщик и лжец – это, как правило, ярлыки неприятные, а люди, прославившиеся подобного рода клеймом, в приличном обществе, как правило, нерукопожатные. Да и само определение этих понятий говорит само за себя. "Ложь, – читаем в электронной энциклопедии "Википедия", – утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.

 В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу  фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержки в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине".

Вот так, нелицеприятно, по сути, ибо ложь, как не крути, всегда остаётся ложью. А потому самый подходящий момент обратиться с просьбой к раббаю Имануэлу Шимонову внести ясность с позиций еврейских традиций в существо и понятий, и реальных действий, и их последствий, приносимыми столь широко распространенными явлениями как обман и ложь, обманщиками и лжецами, являющимися неотъемлемой частью социальной жизни человека.

Проще говоря, что это такое, обман и ложь: грех или одна из разновидностей искусства, как порой некоторые склонны утверждать?       

И.Ш.: - Незачем таить, умалчивать или приукрашивать вездесущность и вечность обмана и лжи, которыми пропитаны и пронизаны людские отношения и вне которых, как многие убеждены, вряд ли можно добиться успехов в жизни.

Разве многовековая библейская история, познавшая уникальность великих праведников и пророков, не имеет одновременно предостаточно персонажей, сквозь жизнь которых проходит цепь коварных прегрешений в форме обмана, лжи, лжесвидетельств, ставших причиной немалого количества бед, выпавших на долю еврейского народа, в том числе и таких эпохальных катастроф, как разрушение Первого и Второго Храмов?      Поэтому нет ничего удивительного в том, что обман и ложь предстают в Святом Писании как одно из самых опасных и низких грехопадений, заслуживающих беспощадного осуждения.

Откройте, к примеру, главу Торы "Вайикра", где вы без труда найдете Законы запрета обманывать и воровать, передачи на хранение имущества, возвращения кем-то потерянных вещей и своевременной оплаты труда нанятого работника.

Здесь также имеется масса полезных рекомендаций и обязательств в части купли-продажи и прочих деловых отношений. В книге "Исход" в разделе "Мишпатим" даже имеется стих-предостережение под названием "Неправды сторонись..."

Однако, также как и в те далекие библейские времена, так и сегодня ложь по-прежнему является одним из наиболее распространенных и тяжких грехопадений. Проникая в тайны этого явления, один из самых ранних агадических сборников Устной Торы – раздел Мидраш "Брейшит раба" так поясняет историю возникновения этого пагубного явления: "Когда Пресвятой, благословен Он, собрался сотворить человека, ангелы-служители разделились на две группы. Милость говорила: "Сотвори его!" А Истина говорила: "Не сотвори его, поскольку он преисполнен лжи!"

Вот так, категорично, без малейших уверток и иносказаний. Тора пронизана доказательствами вреда и неприемлемости обмана и лжи в отношениях между людьми. Талмуд на данный счет выражается не менее однозначно: "Удаляйся от непристойных дел, от дел похожих на непристойные или отдаленно их напоминающих". И тут же проходит мысль, что под словом "обман" следует понимать всё, что не соответствует пути мудрости.

Не менее категоричен в этой части и Теилим: "Обман ненавижу и гнушаюсь им. Тору Твою люблю я". Слово правды, согласно Святому Писанию, бесценно, судя по словам одного из сподвижников Авраама: "Теперь поклянись мне здесь Б-гом, что ты не обманешь ни меня, ни сына моего, ни внука моего". Мало того, здесь многократно встречается назидание, согласно которому не следует отвечать на обман обманом, быть выше "око за око", предпочитая добро и любовь, способные одолеть и обезоружить зло и ложь.

Вместе с тем, требование следовать истине отступает на задний план, когда речь заходит о чем-либо более существенном, важном, чем просто правда. Иными словами, еврейская традиция не отрицает возможности и даже необходимости пожертвовать правдой, к примеру, во имя сохранения мира, душевного покоя близкого человека, его здоровья, семьи.

Одним словом, тысячи возможных вариантов, когда в угол проблемы не истина, не правда, а целесообразность и оправданность её озвучивания или разглашения каким-либо иным способом, принятия на этой почве тех или иных конкретных действий.

В.К.: - Что же получается? Выходит, что дважды два всегда и везде, в любом варианте только четыре. Стало быть, каждое природное явление, его суть могут быть только одномерными в плане своей объективности и, познав механизм его функционирования, мы вооружаемся истинными знаниями.

К примеру, теория относительности в определенных координатах – это истина, которая сегодня вряд ли может у кого-либо вызвать сомнения. Это объективная истина, правда, которую сегодня никто не может поставить под вопрос или оспорить.

В то же время, всё что касается истины в социальной жизни, то она всегда относительна, ибо, как говорится, у каждого своя правда. Как быть в подобной ситуации, есть ли какой-либо надёжный критерий, способный взвесить слово, информацию, сведения, касающиеся социальной жизни, отношения между людьми, на весах нравственности и оценить, которые из них относятся к истине, правде, а какие к лжи и обману?

Какие из них заслуживают озвучивания и принятия необходимых мер, поддержки, даже при условии печальных последствий, а какие следует отнести к категории "молчание – золото"?

И.Ш. - Конечно, есть. Напомню, что слово "человек" на иврите означает "адам". Ивритское слово "басар" это "плоть". Его аббревиатура составлена из начальных букв слов "стыд", "грех", "обман". "Адам" это алеф (Б-жественная душа), а "дам" животная. Нефеш тнуа (животная душа или иначе двигательная) связана с кровью. Б-жественная – с мозгом человека.

Если она управляет поступками человека, отступают грех, злость, обман. Мы уже подчёркивали в одной из наших бесед одну известную истину: чем глубже и шире человек познает Законы еврейской жизни, тем больше в его поступках доминирует Б-жественная душа. Что касается границ размежевания между социальной правдой и ложью, то они всегда должны  иметь конкретный характер.

С чем только не сталкивает жизнь: клевета, "святая" ложь, полуправда, полуложь. Не желая кого-либо обидеть или разочаровать, человек выбирает уклончивую форму разговора, старается промолчать, уйти от ответа или ввести собеседника в заблуждение, а порой без обиняков выдать "горькую" правду.

Обратите внимание, что поддержать кого-либо намного проще и легче, чем начать объяснять, что это не так, а так, по-другому, тем более, что большинство людей без особого желания воспринимают критику в свой адрес или противоположную точку зрения.

В.К.: При такой пестрой картине, когда человека со всех сторон обволакивает множество разновидностей правды и лжи типа манипулирования информацией, умолчания, передергивания, искажения, лицемерия, вероломства, наглая ложь, лесть, компромат, шантаж, использование различных психологических приемов, а также благородных мотивов для обмана, как ориентироваться в этом бесконечном бешеном словесном и печатном потоке, с тем, чтобы не потеряться, не утратить ориентиры приличия, не оказаться в положении обманутого и обведенного вокруг пальца простака?

И.Ш.: - Законный вопрос, он вытекает из всего характера нашего разговора, и я готов на него ответить. Итак, как легче и достойней жить: в роли правдолюбца или где-то посередине между правдой, ложью и полуложью?

Возьмем в качестве примера следующую часто возникающую ситуацию. Тяжелей всего порой сказать правду, тем более, если она не очень приятная, родному человеку. Допустим сын (дочь) привел в дом свою избранницу и объявил о намерении связать с ней судьбу. Глаза у обоих светятся счастьем, любовью, и они надеются услышать слова радости и искреннего одобрения со стороны старших.

Но вам по самым разным причинам это решение сына (дочери) не по душе. Как поступить? Первое: отрезать тут же, тот час, и, без всяких обиняков, объявить своё решение? Второе: деликатно, но, сохраняя  приличие, отложить разговор с сыном (дочерью) на потом? Третье: несмотря ни на что, одобрить выбор сына (дочери), исходя из того, что речь идет о решении взрослого уже самостоятельного "ребёнка", о его жизни, будущем, потому встать на его пути родители не имеют никакого права.

Признаюсь откровенно: однозначного ответа не имею. Но думаю, что главным критерием должен стать принцип: не навредить, не потерять в результате отношений с сыном (дочерью), конечно, при условии, если их выбор сопряжен с какой-либо непоправимой опасностью, способной изначально изуродовать жизнь родного человека. В этом случае вещи придется называть своими именами и не о какой дипломатии речи быть не может.

В.К. – Не кажется ли Вам, что словосочетания "святая ложь" или "благородный обман", часто имеющие место с целью выбора меньшего зла, не звучат, не вяжутся между собой?

И.Ш.: - Над этим следует подумать, ибо в подобных случаях речь идет о поиске дороги к праведности, добру, спасению, который очень часто в жизни не бывает гладким, без мук и противоречий.

В.К.: - Сердечно благодарю Вас за интересную беседу, ибо она оставляет широкое поле для раздумий.

 

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ