Беседа с раббаем Имануэлом Шимоновым
В еврейском мире более 3300 лет с момента получения на горе Синай Священного Писания бытует убеждение, что Йом Кипур представляет собой один из наиболее значимых и ответственных в жизни каждого иудея день.
Почему? Потому что именно в этот день, один единственный раз в году, в Израиле и в диаспорах на сутки каждый еврей как бы отходит, выключается из обыденной жизни, предаваясь самоанализу своих деяний за минувшие 365 дней.
Что же в этом такого необычного, неординарного, накладывающего неизгладимый отпечаток на каждого из нас. Об этом наш разговор с раббаем И.Шимоновым.
Рав И.Шимонов: - Эта тема не перестает быть актуальной, хотя, казалось бы, в ней нет непрочитанных страниц. И тем не менее, она продолжает будоражить умы людей. Судите сами.
Вокруг масса фактов, живых примеров, с которыми сталкиваемся и мы, и наше окружение. Представьте себе человека, аккуратно и осознанно, с желанием выполняющего предписания Торы, но жизнь его течет без изменений, в том же русле.
Либо тот же человек нарушает предписания Торы – опять то же самое, никаких ни ухудшений, ни улучшений не наблюдается, жизнь течет по-прежнему, без видимых зигзагов. Между тем, секрет этого "несоответствия" связан с тем, что, согласно замыслу Творца, жизнедеятельность человека основана на свободе выбора, а потому его деяния опосредованно, косвенно вызывают к жизни адекватные последствия, которые обнаруживают себя не по принципу "сделал – получи", а более сложными, подчас не всегда понятными и осмысленными путями как во времени, так и в пространстве.
Возьмите, к примеру, добродетель и зло. Раз запущенные они обладают свойством бумеранга и непременно возвращаются к тем, кто когда-то дал им жизнь, только с одной очевидной поправкой, но опять-таки как во времени, так и пространстве и, разумеется, в самых различных ипостасях, формах, видах.
Не будь этого не стало бы свободы выбора, господствующей в социальной жизни, благодаря замыслу Создателя. Сложность вопроса связана с тем, что Всевышний, уважая выбор человека, не стремится и не желает препятствовать его волеизъявлению, независимо от того, по какой колее он намерен или продолжает двигаться: в сторону добродетели или лжи, наветов, обмана и злобы. При этом не следует забывать, что в Небесной бухгалтерии ведется тщательный учёт и классификация всех деяний человека: на одной стороне, условно говоря, слева, фиксируются его позитив, со знаком плюс, всё то, что способно поднять имидж, лицо и относится тем самым к числу дебита персоны.
На правой стороне условной бухгалтерской книги сосредотачиваются все промахи, негативные стороны деяний человека, относящиеся к числу кредита, который выдается Творцом провинившейся персоне в надежде на то, что этот кредит будет возвращен в результате раскаяния и осознания своих ошибок и заблуждений.
В день Йом Кипура подводится окончательный баланс, на основе которого Создатель выносит своё нелицеприятное объективное суждение. Естественно, что ни один из нас не может оставаться равнодушным к деятельности этой Небесной бухгалтерии, ибо в зависимости от предполагаемого остатка (сальдо) – положительного или отрицательного, определяется вся наша последующая жизнь: окажемся ли мы на коне, в благополучии, здоровыми до следующего года, обласканные жизнью или погрязнем в проблемах, пересудах, склоках, нездоровье. Да мало ли как: бесчисленное множество самых непредсказуемых вариантов.
В.Кандинов: – Следуя логике Ваших суждений, нельзя не задать вопрос. Выходит, достаточно человеку в течение всего года заниматься непотребными делами, безобразничать и лишь, раскаявшись в День Йом Кипура, получить прощение с тем, чтобы в Новом году вновь взяться за старое.
Может быть в этом недостатке механизма раскаяния таится общеизвестный факт, когда огромное число людей постоянно грешат и каются в надежде на понимание Творца, который без труда и лишних хлопот примет просьбу о прощении?
Не будь столь "либерального" подхода к этому вопросу на Небесах, если бы человек был уверен, что за проступки следует неминуемое, своевременное и неотвратимое наказание, может быть на земле было бы гораздо меньше грешников, да и жизнь у людей складывалась более светлой?
Рав И.Шимонов: – Подобного рода вопросы одолевают очень многих людей, которые по разным причинам оказались далеки от Торы. Вы не найдете ни в одной книге по иудаистике даже намека, что Йом Кипур автоматически может пройти мимо, не заметить или списать без достаточных оснований даже самое безобидное прегрешение, совершенное человеком в течение года.
Каждый наш шаг получает незамедлительную оценку на Небесах. Но... В жизнедеятельности каждого человека проблема его взаимоотношений с окружающим миром имеет две тесно переплетённые между собой стороны. Первая – это отношения в системе "Создатель – человек". Вторая – "человек – человек".
При этом в еврейской религиозной литературе, не говоря уже о её первоисточнике – Торе, невозможно обнаружить ни одной мысли, ни одной строчки, даже намека на то, что Йом Кипур в случае соблюдения его законов, автоматически может аннулировать любое прегрешение, даже малоприметное. Неблаговидные поступки в отношении кого-либо (обман, воровство, подлог, словесное оскорбление, измена) возможно как-то уладить и добиться реабилитации у Творца лишь при одном условии: если наладить отношения с обиженным человеком, добиться от него прощения, помириться с ним, снять с его сердца тяжесть нанесенного оскорбления.
В случае, если этого не удалось добиться с трёх серьёзных и искренних попыток, Творец считает дело закрытым, покаяние принятым к сведению, а грех признается прощенным. Нанесенный материальный ущерб может быть также прощен на Небесах в случае, если пострадавшему возмещен причиненный убыток. Никаких иных вариантов нет и быть не может.
Всё, что касается взаимоотношений между Создателем и человеком, то неправедное поведение и поступки могут быть списаны и забыты в день Йом Кипура, если они касались лишь тех или иных ритуальных действий: несоблюдение кашрута, субботы и т.д. Причем, лишь в том случае, когда человек, допустивший ошибку, твердо обещает, что впредь ничего подобного быть не может.
Таковы законы Йом Кипура, который не допускает никаких лазеек или двусмысленных толкований его положений.
В.Кандинов: – Естественно, что каждому человеку свойственно стремление быть уверенным, что и следующий год в его жизни, жизни его близких станет благополучным. Имеются ли какие-либо надёжные рычаги, способные воздействовать на положительное решение Создателя при оценке поведения и поступков конкретного человека в день Йом Кипура и вынесения соответствующего приговора?
Рав И.Шимонов: – Конечно имеются. Я уже подчеркивал в нашей беседе, что итоговый характер решения Творца в части дальнейшей судьбы каждого конкретного человека в день Йом Кипура, выносится на основе баланса его позитивных и негативных деяний.
Наиболее эффективными действиями, благодаря которым человек способен получить, согласно инструкциям, существующим в Небесной бухгалтерии, наибольшее количество положительных баллов по результатам его деятельности от одного Йом Кипура до следующего.
В данной части положительные результаты могут принести усилия, прилагаемые индивидуумом с тем, чтобы окружающие его люди, включая друзей и близких, совершенствовались прежде всего духовно, более осознанно изучали Тору и соблюдали её законы. Инициаторы подобной работы заслуженно приобретают на Небесах особо благосклонное отношение, получая в результате высокое имя мезаке рабим, что символизирует высокое призвание человека, способствующего духовному возвышению общества. Ныне, в связи со строительством нового здания Центра "Бет Гавриэль", резко возрастают возможности приобщения к мезаке рабим широкого круга людей как из числа членов нашей общины, так и со стороны. Эти люди, а таких десятки, по зову своего еврейского сердца, используя различные способы, принимают самое активное участие в реализации этого престижного проекта, получая тем самым шансы стать мезаке рабим, поскольку каждая новая синагога – это частица третьего Храма, это священная дорога к Нему, это еще один дополнительный путь для духовного совершенствования каждого из нас.
Не могу в данной связи не подчеркнуть, что те, кто удостаиваются высокого призвания мезаке рабим, получают как бы дополнительную защиту, которая отгораживает их от вероятности свершения какого-либо неблаговидного поступка, сводя тем самым на нет возможность его осуждения на Небесах в священный день Йом Кипура.
Согласитесь со мной, что Йом Кипур открывает широчайшие возможности для самосовершенствования человека, для приведения в действие всего заложенного в недрах его души потенциала духовных сил. Поэтому мы с такой ответственностью, ожиданием и душевным трепетом готовимся и проводим этот необычный день.
В.Кандинов: – Позвольте, уважаемый раббай, выразить Вам сердечную признательность за столь глубокую оценку поставленной проблемы и возможность её представления на суд широкой читательской аудитории.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
РАСКАЯНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: В ЧЁМ СИЛА И НЕПОВТОРИМОСТЬ ЙОМ КИПУРА
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode