Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым
(Окончание. Начало в № 182)
В.Кандинов: - Действительно, разве малочисленны факты, когда человек в силу разных обстоятельств стремится "уйти в себя", отгородиться от внешнего мира, спрятаться "в своей скорлупе", уберечь свою израненную душу от чьего-то бестактного слова, недопонимания или резкого движения.
Сегодня можно лишь догадываться, какую нестерпимую душевную и физическую боль испытали, к примеру, небезызвестный Шелдон Эдельсон – самый богатый еврей в мире (к сожалению, в 2021 г. ушедший в иной мир, но продолжающий при помощи здравствующей супруги Мириам щедро спонсировать Дональда Трампа в его нынешних президентских битвах) и Роберт Шапиро – один из наиболее успешных и востребованных адвокатов Америки, которые потеряли сыновей из-за передозировки наркотиков.
Только потому, что не распознали своевременно трагедию, кризис семьи, ворвавшийся в их богатые дома, где, к великому сожалению, при всем материальном благополучии, видимо, не было главного и самого дорогого – душевной близости и взаимопонимания между родителями и детьми.
Рав И.Шимонов: - Нельзя не подчеркнуть с болью, что факты подобного рода, особенно в последнее время, имеют достаточно широкое распространение в западном мире, не чужды они также и нашей общине. Заметим в данной связи, что животная душа, противостоящая Божественной и являющаяся органической частью человеческого организма, его родовой данностью, служит неотъемлемым источником, постоянно воспроизводящим негативные, аморальные и опасные побуждения в мыслях, а затем и в действиях, и поступках людей.
В то же время Божественная душа питает и неустанно воспроизводит позитивные стремления человека, всё то, что способствует украшению нашей жизни и означает на иврите "йецер-атов" (доброе начало).
В.Кандинов: Интересное распределение обязанностей между единством этих двух противоположностей. Судя по Вашим словам, одна из них, выступая носителем негатива, злого начала (йецер-ара), чего с избытком заложено в природе человека, развивается параллельно с позитивом Божественной души (йецер-атов), облагораживающей жизнь человека. Означает ли это, что йецер-ара, будучи проявлением животной души людей, сопоставимо с врожденным инстинктом животных, как главным и единственным источником, определяющим причины их поведения?
Рав И.Шимонов: - Думаю, что это сопоставление некорректно. С одной стороны, йецер-ара – это врожденные изначальные негативные наклонности человека, данные ему по замыслу Творца на уровне инстинкта. От того они и получили в иудаизме название животная душа. Но, с другой стороны, это не означает, что поведение человека, влекомое его животной душой, идентично механизму неосознанных действий на почве врожденного инстинкта животных.
Животная душа человека обнаруживает свой характер не только на уровне бессознательного инстинкта (злость, зависть, нечестность), но и функционирует осмысленно, проходя контроль и обработку многомиллионными клетками и извилинами обоих полушарий головного мозга человека. Оттого и сложно, а зачастую и невозможно заглянуть в душу человека, не только чужую, но даже свою, поскольку негативные стороны его характера, наклонностей (йецер-ара) настолько многолики и подвержены бесчисленным изменениям, что спустя мгновение порой трудно предугадать, какой гранью своей души он способен обернуться. Ведь подлость, бесчестность, завидущность не имеют границ: человека в этом плане никто не способен превзойти, даже самый коварный зверь.
В то же время повадки животных настолько всесторонне изучены и описаны наукой, что, как правило, не могут вызывать у людей каких-либо серьёзных разночтений, удивление или непонимание: все заведомо укладывается в определённую неотступную схему.
В.Кандинов: - Где же выход, есть ли у нас какое-либо надёжное средство, чтобы вывести эту самую таинственную чужую душу, да и свою также на белый свет, заглянуть в её утаенные лабиринты? Ведь без этого невозможно обезопасить и себя, и своих близких от непредвиденных посылов души, причем не только непродуманных, опасных, но и добрых, оттенки которых ох как разнолики и непредсказуемы своими последствиями.
Рав И.Шимонов: - Для этого следует знать, как соотносятся между собой йецер-ара (зло) и йецер-атов (добродетель). Если первое, согласно учению наших мудрецов, ориентировано на удовлетворение личных запросов людей, то второе – на удовлетворение общественно значимых интересов. Секрет таится в следующем. Йецер-атов как осознанная потребность к добродетели возникает в жизнедеятельности человека на 13 лет позже, чем йецер-ара. Иными словами, йецер-атов, как душа добра и высокой нравственности, возникает на этапе вступления еврейского мальчика в пору его перехода в разряд мужчин, т.е. на этапе бармицвы, одновременно с соприкосновением со Словом Божьим.
Всё закономерно, ибо закрытость животной души связана с тем, что ни один нормальный человек не может иметь намерений афишировать теневые стороны своих неправедных мыслей, раскрывать их перед кем-либо. Да и Божественная душа, имея добрые намерения, связанная обетом поклонения и чувством трепета перед Творцом, чаще, тем более, если это без надобности, старается уйти от публичности, не желает заниматься бахвальством или саморекламой о делах своих, считая, что им лишь Б-г судья.
Такие люди, близкие к Создателю, никогда не забывают один из очень важных советов, имеющихся в "Теилим 4": "Постоянно натравливай своё доброе начало (йецер-атов) на своё дурное начало (йецер-ара), как написано: "Трепещите и не согрешите". Если одолеешь его – хорошо, если нет – займись Торой, как написано: "Обдумывайте это".
Стало быть, близость к Торе – это единственный и самый надёжный способ для чистоты помыслов и достойных деяний, а значит и ключ для познания души добродетельных людей, чья искренность и отношения с Творцом не могут вызывать сомнений.
В.Кандинов: Позвольте, уважаемый раббай, выразить Вам сердечную благодарность за обстоятельный разговор, тема которого интересует многих наших читателей.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
ЧУЖАЯ ДУША ПОТЁМКИ! А СВОЯ?
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode