МОЖЕТ ЛИ ИЗРАИЛЬ ПОБЕДИТЬ, НЕ «СНИМАЯ ПЕРЧАТОК»?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Буквально за неделю до нападения ХАМАСа на еврейские поселки 7 октября Дэниел Пайпс, давний и уважаемый эксперт по внешней политике, бывший член правления Института мира США и президент Ближневосточного форума, сдал рукопись своей новой книги.

Книга "Победа Израиля: как сионисты добиваются признания, а палестинские арабы освобождаются" увидела свет в конце 2023 года.

Основополагающий тезис новой работы Пайпса: Израиль потратил слишком много времени, понапрасну пытаясь умиротворить исламские террористические группировки, доминирующие в секторе Газа и в Иудее-Самарии, предложениями мира и процветания. И этот тезис, пожалуй, еще никогда не звучал столь актуально, как теперь.

"Израильские лидеры стремятся улучшать экономическое благосостояние палестинской автономии: я называю это политикой обогащения", — пишет Пайпс, критикуя Израиль за то, что тот, вместо применения "универсальной тактики лишения экономических ресурсов, напротив, помогал палестинским арабам развиваться экономически".

Квинтэссенция либерального заблуждения, лежащая и в основе неудач Америки в войнах с террором, состоит в том, что войны ведутся против режимов, а не против людей. Даже когда Израиль одерживал победы на поле боя, он наивно верил, что, мол, мир придет через взаимное процветание и дружбу с врагами. Однако такая концепция чужда региону, и вместо того, чтобы принести мир, она лишь увековечивала войны из поколения в поколение.

В преддверии 7 октября все большему количеству арабов из Газы разрешалось работать в Израиле. А в месяцы после 7 октября Израиль под политическим давлением администрации Байдена пропускал в Газу массу гумпомощи.

Умиротворение до 7 октября не смогло предотвратить резню, изнасилования и похищения, благосклонность же после 7 октября лишь убедила мусульман в Газе, что они победят.

В книге "Победа Израиля" утверждается, что Израиль не сможет победить путем примирения, он сможет победить, лишь действительно победив. И более того, что эта победа в итоге станет наилучшим возможным результатом для обеих сторон.                Нежелание Израиля достигать окончательной и решительной победы, а затем действовать как победитель вселило в поколения арабских мусульман, живущих в Иудее, Самарии и Газе, убеждение, что они способны уничтожить Израиль, если превратят свои общества в машину для убийств и передадут политическую власть террористам.

Это как если бы вместо того, чтобы победить нацистскую Германию или императорскую Японию, союзники оставили бы основной режим и население нетронутыми и дали им возможность замышлять войну еще 50 лет. Увы, но именно это и произошло в Израиле.

Динамика, в которой мы пытаемся завоевать симпатии мусульманского мира в то время, как он нас отвергает, на что мы отвечаем еще большими усилиями добиться симпатий, слишком знакома большинству из нас. И именно эту динамику книга "Победа Израиля" ставит в основу конфликта. Сочетание неустанного международного давления и убежденности в том, что мира можно достичь только путем завоевания симпатий в сердцах и умах, а не путем победы в войнах, создало гибельную спираль "неприятия" и "примирения".

"Отрицание, разумеется, не рухнет само по себе. Его необходимо сломать. Только одна сторона, Израиль, может добиться этого. Это потребует серьезных изменений, действительно, смены парадигмы, — пишет Пайпс. — Это означает отказ от примирения и возвращение к вечным истинам войны. Я называю это победой Израиля. В негативном, но более точном смысле, она состоит в поражении палестинских арабов".

По сути для победы Израилю необходимо победить вражескую сторону, не только добившись победы на поле боя, но и наглядно убедив ее в том, что дальнейшие боевые действия будут бесполезны и даже вредны.

В эпоху, когда все, от Обамы и Байдена до некоторых их оппонентов справа, жалуются на "бесконечные войны", идея положить им конец, одержав победу, кажется радикальной. Но бесконечные войны продолжаются, как и многие другие проблемы, потому что мы отказались от решений здравого смысла. Мы приучили себя к решениям на основе "новых" моделей, которые не работают, да и никогда не работали в реальном мире.

В книге "Победа Израиля" Пайпс кратко и умело прослеживает историю столкновения израильского оптимизма и мусульманской ненависти, убедительно доказывая, что, вопреки левому мифу, израильские правительства и ведущие деятели, вроде Моше Даяна, прикладывали колоссальные и вредные усилия, пытаясь умиротворить арабское мусульманское население.

Пайпс описывает показательный случай после победы в Шестидневной войне. Целью израильской операции стала помощь арабским мусульманам, оккупирующим часть Иудеи и Самарии, в сборе урожая. "Я был среди тех, кто захватывал это место, — вспоминал один из водителей. — Мы не способны быть завоевателями. Месяц назад я рисковал жизнью, а теперь вот помогаю им собирать урожай".

Это чувство сродни тесту Роршаха. Многим западным людям оно кажется благородным, однако в обществах, где место человека определяется иерархиями, построенными на силе, оно транслирует дестабилизирующую слабость.

Западные люди думают, что они освобождают народы, а на самом деле они отнимают у тех истины и заменяют их двусмысленностями. И эти народы, будь то в Газе или Ираке и Афганистане, быстро возвращаются к своим более традиционным элементам, предлагающим культурную стабильность и то, что они всегда считали истинным.

На Ближнем Востоке развитые страны одержали военные победы, но не культурные. Если мы хотим прекратить постоянные военные кампании, нам придется выиграть и в культурных войнах.

И это может потребовать от Израиля, Америки, Великобритании и других современных обществ совершать поступки, которые им будут неприятны, которые, по-видимому, будут нарушать их ценности и их чувство морального порядка.

Многие неблагополучные дети выросли в семьях, где родители пытались быть "друзьями", поскольку родителям было некомфортно доминировать или выступать в роли авторитетных фигур.

Чтобы положить конец циклу умиротворения и насилия, израильтянам и всем нам, возможно, придется научиться перестать пытаться "дружить" со своими врагами и привыкнуть к роли завоевателей и победителей.

ДАНИЭЛ ГРИНФЕЛД