Беседа с гл. раббаем Центра «Бет Гавриэль Имануэлом Шимоновым
Поди отгадай, пойми, влезь в эту самую загадочную душу, даже свою, не говоря уже о чужой, иными словами в психический мир, изначально в значительной мере контролирующий людскую сущность. Кто из нас не испытывал мук раздумий, сомнений в части тех или иных уже предпринятых действий или предполагаемых?
А мысли, шквалом набегающие друг на друга, особенно в моменты ночных бдений, когда одна, подмяв другую, уступает третьей, десятой, так и не найдя нужную, способную примирить разбушевавшиеся эмоции, страсти и утихомирить встревоженное сердце, сладить с самим собой. Не говоря уже о чужой душе, тем более, когда она "застёгнута" на все пуговицы или глухая змейка под горлышко – не рассмотреть, что под ней, за семью печатями, куда "вход посторонним строго воспрещён".
Бесчисленное множество вариантов, а какой из них лучший, оптимальный, соответствующий в тех или иных конкретных условиях истине, известно лишь Творцу. Даже реальные действия, поступки, якобы служащие наиболее объективным критерием качества души персоны, её сути, подчас обманчивы, поскольку человек настолько многослоен, противоречив и непостоянен в своих решениях, что сегодня он предстает как эталон приличия, последовательности, очарования, а на завтра полной противоположностью.
Попробуй заглянуть ему в душу, вникнуть, понять, откуда такие шарахания из стороны в сторону. Да и своя, родная душа, не проще. Порой каждого из нас буквально охватывает оторопь: откуда у меня в голове такие гадкие и непотребные мысли, толкающие, мягко выражаясь, на непочтенные действия, за которые впоследствии приходится краснеть перед самим собой или, что не менее печально, перед близкими людьми, окружающими и т.д. Пытаясь найти себе оправдания, ссылаемся на "черта", который невзначай попутал, или стараемся стыдливо утешить задним числом растревоженное сердце мыслью, что "то был не я, я на такое не способен", хотя все подобные увертки гроша ломанного не стоят. А разве редко нас охватывает гордыня от собственных "эпохальных" успехов, хотя, если разобраться, ничего особенного в них нет, так обычная рутина и суета.
Человек по своей изначальной конструкции – скрытен, загадочен, хотя не мало и таких, у кого душа казалась нараспашку. Тем не менее, в голову к нему не влезешь, не распечатаешь, не сосканируешь, не прочтешь ход его суждений. Даже в случае, если он по собственной воле поделится их содержанием, не известна степень их достоверности. "Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока её мера", – сетует в данной связи мудрец древности.
А как насчет "камня за пазухой"? Где гарантия, что вы вне опасности от внезапного выпада скрытого недруга, упорно и небезуспешно рядящегося в саму наивность, добропорядочность, бескорыстие и чистоту? А как в части сомнительных связей и неумения распознать их, что подчас приводит к пагубным последствиям, ломающим жизнь человека? Но вокруг немало и других фактов, когда неспособность заглянуть в душу визави приводит к потере, казалось, само идущего в руки счастья, одного единственного и неповторимого, когда неумение распознать за неприметной внешностью, ненавязчивостью и сдержанностью на слово, мы не смогли разглядеть глубоко нежную одухотворенную натуру, преданность долгу и врожденную непоказную интеллигентность.
Неужто всё так мрачно, непредсказуемо и даже фатально в части закрытости человеческой души, заполненной всякой всячиной, начиная от великого и низменного, и кончая полной неразберихой, мешаниной, из-за чего "души прекрасные порывы" (А.С. Пушкин) способны тут же, рядом соседствовать и перекликаться со своекорыстием, подмеченным прозорливым Франсуа де Ларошфуко, как душой нашего сознания? Стоит его этого своекорыстия лишить, убежден великий француз, как оно, сознание, теряет смысл жизни.
Вот так сложно, загадочно, фатально, созидательно, разрушительно и непредсказуемо, в бесчисленном множестве ипостасей проявляет себя характер души, делающий порой нас баловнями судьбы, а порой больно бросающий оземь. А где выход, есть ли у нас возможность рационального вмешательства в дела душевные, управляя ими, извлекая тем самым пользу и предотвращая, когда необходимо, извержение вулкана, способного под духовной лавой погрести светлые намерения, мечты и свершения?
С этим вопросом мы обратились к раббаю Имануэлу Шимонову.
Рав И.Шимонов: - Прежде всего следует уточнить, что подразумевается под понятием душа с позиций иудаизма. Евреи, как известно, обладают двумя душами: животной и Божественной. Первая располагается в сердце, в его левой части, наполненной кровью. Все людские страсти, включая зависть, злословие и им подобные, находятся в сердце, откуда они растекаются по всему телу, проникая также в мозг, где получают ту или иную оценку, в результате чего побуждают человека к определённым конкретным действиям, либо остаются в силу разных причин невостребованными, образно говоря, в тени, не проявляя своей особой активности.
Здесь очень важно подчеркнуть, что животная душа человека, согласно замыслу Создателя, питает все то, что впоследствии связано со злобой, всем тем, что в той или иной степени отравляет социальную жизнь людей, привнося в неё самые различные беды, недопонимание, большие и малые конфликты и входит тем самым в ивритское понятие йецерара (дурное начало).
В.Кандинов: - В силу каких причин и обстоятельств у людей свойства их животной души, проникая в мозг, подвергаясь там осмыслению, трансформируются в конкретные негативные деяния, облеченные помимо всего в адекватную нравственную оболочку типа самомнения, зазнайства, недоброжелательства и многие другие теневые и малоприятные моменты? Именно в этих действиях и поступках, судя по Вашим словам, обнаруживают себя свойства негативная нравственная составляющая. Я Вас правильно понимаю?
Рав И.Шимонов: - Так оно и есть. Именно в специфике возникновения и взаимодействия животной и Божественной души таится её загадочность, а порой и непостижимость, что создает массу тяжких вопросов, зачастую неразрешимых, в отношениях между людьми.
Еврейские мудрецы вложили и продолжают вкладывать поныне массу труда с целью поиска и использования как универсального, так и строго индивидуального ключа для того, чтобы научиться хотя бы приоткрывать завесу таинства собственной души человека как лестницы для последующего понимания мотивов действий чужой души. Это далеко не праздный вопрос, поскольку душевная боль, её дискомфорт – основной источник очень многих тяжких проблем, которые извечно одолевают человечество как на уровне персональном, так и социальном.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
(Окончание в следующем номере)
ЧУЖАЯ ДУША ПОТЁМКИ! А СВОЯ?
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode