НАСЛЕДСТВО – ДЕЛО ТОНКОЕ!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Лет 30 - 40 назад эта тема для нашей общины не была столь актуальной, как сегодня, поскольку ныне в её среде появилось немало достаточно состоятельных и богатых людей, для которых вопрос передачи наследникам нажитого в Америке добра нередко превращается в очень непростую задачу со многими неизвестными. Непростую в силу того, что механически, в рамках действующего в стране законодательства, эту задачу решить несложно, если исходить из известного принципа – "каждой сестре по серьге".

В еврейском праве на этот счёт имеются вполне определённые ориентиры, которых мы подробно касались в статье "Наследство: добрая память или яблоко раздора". Раздоры же возникают между наследниками в силу того, что конкретная жизнь намного сложней любых, даже самых предусмотрительных законов. В результате на почве родительских ценностей, перешедших согласно оставленному завещанию или какого-либо иного действия в руки близких людей, подчас возникают многолетние тяжбы, превращающие ещё вчера тесно связанных между собой братьев, сестёр, да мало ли кого, в непримиримых недругов.

Дело доходит до того, что родные люди проводят подчас даже поминки по усопшим родителям в положенный день, но в разных местах, ставя тем самым в неловкое положение пришедших родственников, друзей, сослуживцев и т.д.

Недавно по первому российскому каналу ТВ в программе Андрея Малахова "Пусть говорят" прошёл абсолютно шокирующий сюжет. Суть в двух словах такова. Старик без одной ноги, имеющий четверых детей и десять взрослых внуков, живёт один в элитном доме в центре Москвы, забытый родственниками, предоставленный сам себе и на милость судьбы.

Он знакомится со сравнительно молодой женщиной, которая начинает ухаживать за ним, а в итоге становится его законной женой. Вскоре мужчина умирает, предварительно переписав всё своё имущество, включая квартиру стоимостью в 150 тыс. долларов, на имя своей новоиспечённой супруги. И вот здесь то и начинают развёртываться отвратительные главные события, транслируемые на весь мир: публичная война между детьми и родственниками усопшего и женщиной, унаследовавшей его состояние.

Создалось впечатление, что и старик, и его дети были обоюдно людьми далеко не примерных нравственных убеждений, что между отцом и его чадами никогда не было тёплых отношений. Тем не менее, когда дело коснулось материи, денег, отцовской недвижимости в ход пошли самые низкопробные приёмы и средства с тем, чтобы опорочить противоположную сторону. Кроме отвращения, досады и удивления подобный сюжет у зрителей никаких иных чувств вызвать не мог, хотя задуматься заставил. Проблема наследства сложна тем, что помимо чисто юридических и финансовых аспектов она оставляет людям, вступающим в новые права наследования, независимо от его величины, идёт ли речь о миллионах или ничего не значащих и малостоящих безделушках, либо чувства глубокой признательности к дарителю, либо досады и неудовлетворённости несправедливостью свершившейся акции.

Учитывая это, определяя круг наследников, даритель обязан не только тщательно взвесить своё решение, прежде чем кого-то облагодетельствовать либо напротив – дать понять, что конкретный дар есть не манна небесная, а следствие определённых отношений позитивных или негативных между двумя сторонами. Даже лишая кого-либо полностью своей благосклонности, даритель не может оставить свой вердикт необъяснимым.

Иными словами, речь идёт о том, что наследство не должно вносить в семью повод для разрыва отношений между родственниками, порождать между ними чувства отчуждённости и взаимной неприязни. Помнить об этом – святая обязанность каждого, кто подошёл к черте, когда необходимо принять мудрое решение, прежде чем окончательно распорядиться плодами своего труда, определив при этом, кому и по каким мотивам они должны принадлежать.

Интересен и поучителен в данной связи опыт наследования, сложившийся в Англии. Оказывается, здесь богачи чаще других лишают своих родственников, включая детей, наследства. 5% британцев, имеющих состояние в 1-2 млн. фунтов стерлингов, ничего не завещают своим родственникам. Те, чей капитал составляет более 10 млн. фунтов, лишают своих детей наследства ещё чаще – в 13% случаев. Исследование установило, что деньги становятся причиной конфликтов в 37% состоятельных семей.    Однако следует учесть, что дети часто лишаются родительской благосклонности из-за сомнений старшего поколения в способности своих наследников сохранить с огромным трудом нажитое состояние. 6% британцев убеждены, что детям следует преподносить не рыбку на тарелочке с золотой каёмочкой, а удочку, научив их умело пользоваться ею для ловли этой самой рыбки.

Билл Гейтс на этот счёт высказался однозначно: имея капитал в 50 млрд. долл., он обязался оставить своим двум дочерям по 10 млн. как стартовый. По его глубокому убеждению, каждый доллар свыше этой суммы, способен лишь развратить детей, ибо незаработанные деньги ничего хорошего в себе не таят, а ведут лишь к распутству, наркотикам и безделью.

Российский миллиардер – глава "Норникеля" Владимир Потанин придерживается аналогичной точки зрения. Он обязался дать своим детям хорошее образование и небольшой первоначальный капитал, отпустив их затем в свободное плавание. Мудрое решение, с которым трудно не согласиться.

Стало быть, наследство – это сложное оружие и пользоваться им следует вдумчиво с тем, чтобы оно служило созиданию, добру, а не стало источником бед, выяснения отношений и тяжб между близкими людьми. Заработать деньги, сделать состояние – не просто, но не менее важно уметь правильно им распорядиться.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ