ПРАВДА ВСЕГДА НАЧЕКУ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

16 августа, на следующий день после 78-го Дня независимости Индии, по инициативе индийского лидера, состоялся важный телефонный разговор между премьер-министром Индии Нарендрой Моди и премьер-министром Биньямином Нетаниягу. В ходе беседы Нарендра Моди подчеркнул необходимость "немедленного и безоговорочного освобождения всех заложников, удерживаемых ХАМАСом".

Причем, это требование было адресовано не Нетаниягу - как сейчас принято не только в международной дипломатии, но и в левом лагере и обслуживающих этот лагерь СМИ в самом Израиле) - а палестинским убийцам и похитителям израильтян. Не сопровождалось оно и не менее привычными оговорками в духе европейской и американской дипломатии - о "скорейшем прекращении войны в Газе" - как непременном следствии освобождения заложников.

Скорее наоборот: твердая позиция Индии состоит в том, что Израиль может и должен бороться с хамасовским и прочим террором и победить его.

Отметим в этой связи, что сразу после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября, МИД Индии выступил с заявлением, в котором призвал израильтян "оказать террористам и террору всяческое сопротивление".

Что касается лично индийского премьера Моди, то он заявил: "Мы проявляем солидарность с Израилем в этот трудный час".

При этом пропалестинские критики упрекали индийского премьера в том, что он "не проронил ни слова о страданиях, которые пришлось перетерпеть палестинцам в Газе".

Важно отметить, что в самой Индии придают большое значение телефонной беседе Моди и Нетаниягу, состоявшейся на следующий день после главного государственного праздника Индии, и называют ее "поворотным моментом в эволюции внешнеполитической, дипломатической и военной позиции Индии".

Надо признать, что позиция Индии - достаточно необычное явление в современной международной политике, и в особенности, в политике стран, представляющих так называемый "Глобальный Юг", среди которых позиция Индии в израильско-палестинском противостоянии - воистину уникальна.

И всё же, "глобальный поворот" Индии в сторону Израиля явно не произошёл "внезапно". Основы для этого поворота были заложены ещё в 2017 году, во время чрезвычайно успешного визита Нарендры Моди в Израиль, в ходе которого у него сложились тёплые и дружеские отношения с израильским премьер-министром Нетаниягу, в коем Моди (активный сторонник возрождения Индии как сильного национального государства), увидел единомышленника по многим вопросам: экономическим, политическим и, если можно так сказать, мировоззренческим.

Все остальные достижения этого визита, в том числе, договор о поставках Индии израильских вооружений, а также военных и разведывательных технологий на сумму 2 млрд. долларов, включая передовые системы ПВО - можно считать лишь дополнительными плодами главного результата тогдашнего визита: установление глубокого взаимопонимания и ощущения большой взаимной выгоды индийско- израильского союза.

Индийцы, всегда видели в Израиле образец для подражания: идея сильного, умеющего отстаивать свои интересы национального государства, бесстрашно держащегося за свою землю в окружении врагов (именно таков в Индии образ Израиля ещё со времён победоносных войн с арабами в 1948-1973 гг.) им импонирует. В Индии считают, что индусы, как и евреи, нуждаются в собственном государстве (только не еврейском, разумеется, а своем, индуистском).

Следует также помнить, что Индия, в которой проживает довольно значительный мусульманское меньшинство, неоднократно становилась жертвой исламского террора. Так, в 2008 году исламские боевики из соседнего Пакистана проникли в город Мумбаи (бывший Бомбей): вооруженные до зубов террористы приплыли на лодках, вторглись в город со стороны моря и убили 175 индийцев. В индийских СМИ отмечалось, что у многих в Индии при просмотре ужасных кадров резни 7 октября в Израиля перед глазами стояли события 2008г. "На позицию Индии в отношении Израиля сильно влияет ее собственный опыт борьбы с исламизмом и вражда с Пакистаном" — отмечает в этой связи известный индийский политолог.

Тем не менее, совершенный Индией внешнеполитический и дипломатический поворот в сторону Израиля - представляется достаточно удивительным, учитывая, что именно Индия - основатель так называемого Движения неприсоединения. Последнее всегда занимало антиизральскую позицию, которую выдавало за "борьбу с колониализмом" ещё со времён Индиры Ганди и "советско-индийской дружбы". Достаточно вспомнить, что вплоть до распада СССР у Индии не было дипломатических отношений с Израиле: они были установлены лишь в 1992 году. Однако и после этого Индия долго оставалась решительным сторонником "палестинского дела", выступая за решение палестинской проблемы в духе "двух государств для двух народов".

По-настоящему же серьёзные сдвиги в позиции Индии начали происходить в последние годы. Видимой причиной этого стал постоянно укрепляющийся союз Ирана и Китая - традиционного антагониста и конкурента Индии на международной арене. В Индии уже давно считают Китай, наряду с враждебным Пакистаном - едва ли не главной угрозой стране.

А произошедший недавно "демографический переворот", в результате которого Индия стала страной с самым большим количеством населения ( впервые потеснив здесь Китай) - в Индии восприняли как важную победу в противостоянии двух стран.

Наметившийся с недавних пор все более тесный китайско-иранский союз, направленный, не в последнюю очередь, против Израиля - в значительной степени ускорил необходимость чёткого выбора Индии: по какую сторону противостоящих глобальных лагерей она хочет себя видеть.

Часто говорят, что странами в международной политике руководят исключительно соображения выгоды, циничные экономические и геополитические расчёты. До какой-то степени это справедливо.

Однако мир устроен так, что ПРИ ЛЮБОМ выборе существует примерно одинаковое соотношение выгод. Так же, как палестинские убийцы, получающие от исламских "спонсоров" огромные деньги за свои убийства - могли бы сделать качественно иной выбор, и получать столь же большие, а возможно и еще большие деньги за мирную и созидательную жизнь, за создание передовой экономики, предприятий хай-тека и т.д. Но выбирали и выбирают именно близкие их душевным порывам и стремлениям, кровавые деньги, путь убийств, - при этом, разумеется, не отказываясь получать за убийства еще и деньги.

В этом смысле можно сказать, что и нынешний выбор Индии вовсе не исчерпывается чисто материальными и геополитическими выгодами. В нём чувствуется сознательное нежелание быть "по одну сторону фронта" с ХАМАСом, Ираном, Северной Кореей и другими монстрами современной международной политики. И ещё - чувствуется явная симпатия и интерес к еврейскому государству.

Можно сказать, что в сегодняшней ситуации - само желание быть вместе с Израилем в дни серьёзных испытаний - нужно заслужить перед Небесами.

Далеко не все политики и не все страны этого желания удостаиваются.

EVREY.COM