ТЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ! ДА, НО КАК?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

Оглядываясь по сторонам, вдумываясь в суть происходящего, как на уровне имеющих место глобальных явлений, так и частных, сугубо людских, индивидуальных, диву даешься, буквально оторопь берет, насколько всесильным, вездесущим оказался грех, греховность, грешность в сущности человеческой природы.

Можно привести десятки слов синонимов (согласно данным словаря Абрамова, их насчитывается – 66), отражающих теневую сторону природы человеческого бытия, порой тщательно скрываемых от людских глаз, настолько они порочны, низки, оскорбительны, грязные, нерукопожатные, но объединяемые под крышей одного небольшого слова всего лишь из четырёх букв – грех.

В то же время слов антонимов, т.е. противоположных по содержанию, таких как "праведность", "благодеяние" всего лишь несколько. Так и хочется крикнуть, почему и здесь, в науке словообразования, т.е. этимологии, греховность торжествует над праведностью, явно довлеет над ней. Грех по своему могуществу глубоко и, как кажется, бесповоротно, торжествуя победную поступь, проник и окопался в природе человеческих взаимоотношений, приносит неимоверное количество непоправимых бед как вселенского, так и локального характера.

Не случайно в иудаизме, в частности, не затихает интерес по поводу поиска путей в целях, если и не бесповоротного обуздания и истребления греховности человека, то хотя бы какого-то управляемого снижения его активности и вездесущности.

Об этом наш разговор с раббаем Имануэлом Шимоновым.   И.Шимонов: – Проблема эта, скорей всего, носит вечный характер, а потому интерес к ней никогда не ослабевает. Несколько слов о сущности понятия "грех" в иудаизме.

В иврите слово "грех" произошло от корня со значением "промахнуться". Стало быть в основе греха, грешности лежит отклонение от нормы, от правильного движения, действия, предопределенных некими писаными и неписаными законами. Кроме того, согласно еврейской традиции, грешник - это человек, который не исполнил, не совершил те действия, которые должен был неизменно совершить, поскольку они известны как Богоугодные.

Однако в трактовке грешности и грехопадения не всё просто. Существует такое широко распространенное мнение, что к числу грешников относятся те, кто совершил тот или иной запрещенный поступок. В то же время человек, который не предпринял тех или иных необходимых действий, к числу грешников не относится. Иудаизм в данной части имеет отличительное мнение, считая, что уклонение от того или иного предполагаемого действия необходимо относить к числу грешных.

 В.К.: – Имеется ли в иудаизме какой-либо универсальный критерий, позволяющий как бы с математической точностью констатировать, какие действия следует относить к числу грешных, а какие нет?

Рав И. Шимонов: – Конечно, имеются. Это 613 заповедей Святого Писания, из которых 248 обязывающих и 365 запрещающих. Эти цифры являются ярким свидетельством того факта, сколь непроста миссия еврея в нашем мире, ибо малейший отход, нарушение или несоблюдение одной из перечисленных заповедей, как обязывающих, так и запрещающих, в равной степени вводят человека в полосу грешности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

При этом следует не упускать из поля зрения факт, согласно которому грех, как нарушение одной из составляющих вероучения, измеряется несколькими уровнями: хет, авон, пеша, ашем, авера. Каждый из этих уровней несёт на себе определённую нагрузку. Так, авера, обозначает преступление, выход за черту дозволенного, а хет – лишь отклонение, спотыкание.

Тем самым, имеется возможность определить меру, степень вредоносности и пагубности действий грешника, что очень важно для "распечатки его лица", выявления внутренних побуждений, мотивов грехопадения и следующей за этим реакцией с принятием адекватных ответных мер. Ведь грех греху – рознь.

Но как бы то ни было, самым тяжким грехом, согласно еврейскому миропониманию, является злословие, которое по своей вредоносности равноценно трём преступлениям: идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию.

В.Кандинов: – При всей очевидности Ваших рассуждений, на кончике языка всё более ощутимым становится вопрос о причинах, побуждающих человека к грехопадению, о фактическом отсутствии или слабости как внутренних, так и внешних сил способных удержать его от опрометчивого, не говоря уже, от преступного шага. Вы согласны?

Рав И.Шимонов: – Вопрос Ваш естественен. Разгадка и объяснение грешности человека кроется в самом "механизме" его социальной сущности, в том, как он изначально был задуман и сконструирован Творцом.

Великий наш пророк и учитель Моше Рабейну так расшифровывает суть Божественного проекта человека: "Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю – жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё".

Тем самым Создатель ставит нас перед дилеммой: какую избрать тропинку, в каком направлении двигаться. Встать ли на путь добродетели, избрав тем самым дорогу, освещённую Творцом, или занять дорогу, отрицающую мораль и добродетель. Возникает закономерный вопрос: почему одни выбирают дорогу праведников, а другие – преступников и негодяев?

Порой приходится удивляться, что и среди верующих, и атеистов можно встретить и тех и других. Любому действию человека предшествует задумка, мысль, в результате чего еврейские традиции исходят из того, что тёмные мысли предосудительней, опасней темных действий, поскольку с первых начинается движение в сторону грехопадения. Мысль – вещь коварная, тем более, если она развивается в направлении порока.

Благо, что человек создал бесчисленное количество самых разнообразных приборов, способных видеть, считывать и расшифровывать функционирование практически каждого органа человеческого организма. И определять тем самым малейшие отклонения от нормы с последующим воздействием на них хирургическим или медикаментозным путём для исцеления.

Сомнений в пользе этих открытий нет и быть не может. Но не меньшим благом является тот факт, что человек, при всех неимоверных возможностях современной науки и техники, не имеет по сей день надёжных средств, способных вторгаться в мыслительные процессы людей и распечатывать их так, как, к примеру, считывается кардиограмма сердца. Таков мудрый замысел Создателя!

Представьте себе на мгновение ситуацию, что вы, общаясь, допустим, с компаньоном, конкурентом или недоброжелателем, имеете в руках прибор, на дисплее которого отражаются потаённые мысли вашего собеседника. Упаси Б-г раскрыть наизнанку всю подчас нелицеприятную сущность человека, его порой недобрые думы, представить их во всей нравственной наготе!

В.Кандинов: – Где же выход для грешного человека?

Рав И.Шимонов: – Тора в данной связи задает вопрос: имеется ли у человека возможность избегать грехопадения, сконцентрировать себя на "производстве" добра и получать взамен благоденствие, понимание и согласие от окружающих?

 "Есть", – однозначно утверждает Святое Писание. Единственный безошибочный путь к этому благоденствию – оберегать свой язык от злословия, от непотребных речей, избегать злых действий с тем, чтобы не получать в ответ многократно возросшую неприязнь. Рецепт по убеждению Торы один единственный, но безошибочный: "Стремись к миру и добивайся его".

В.Кандинов: – К сожалению, далеко не каждый готов принять к действию этот мудрый совет Святого Писания. Есть ли волшебный ключик к душе каждого человека, способный безошибочно ввести его во врата праведности и наглухо закрыть врата злости и непотребных усилий?

Рав И.Шимонов: – Вне всяких сомнений. Это способность, стремление и желание человека познать науку трепета перед Всевышним, которая начинается с манеры поведения, переходящей в устойчивую привычку избегать невоздержанности в словах и речах, от чего прямой путь к контролю над мыслями и эмоциями.

Ведь трепет - это фундамент мудрости, без которой опять-таки нет места трепету. Иными словами, это два сообщающихся сосуда, питающие друг друга живительной влагой и силой. Нет в природе более усложненного живого творения Создателя, чем человек. Вся история его развития насыщена переплетениями множества различных систем и подсистем физиологического и социального характера, определяющих существо одного из главнейших творений Всевышнего.

Но есть в этой цепи одно очень важное звено.  Давайте вспомним историю создания человека. Среди ангелов, окружающих Творца, не было единства по поводу самого вопроса о необходимости создания человека. Часть из них была "за", а другая – "против". Среди противников значился один из ангелов по имени Истина. Создателю эта независимость в суждениях, видимо, пришлась не по вкусу, поскольку оппозиция в те времена на небесах была, очевидно, не в моде.

Творец комиссует Истину на землю, что не понравилось большинству других ангелов, которые начали роптать из-за унижения Истины. Мудрый Создатель решает восстановить ангела Истины в былых высоких правах и вернуть на прежнее почетное место. Именно в этом действии Создателя в отношении ангела Истины таится извечное присутствие греха в человеческом обществе. Поясняю.

Истину Создателя, благодаря бесконечности во времени и в пространстве Его творений, познать до конца невозможно, она чаще носит относительный характер. На пути этого познания, естественно, возникает масса заблуждений, включая искушения, питающие и формирующие социальные потребности. Способность человека выбрать из их числа наиболее важные и необходимые возникает лишь в связи с стремлением части людей отделить истину от лжи, от заблуждений, от ненужных и вредоносных действий.

Воспитание в себе внутренних чувств удовлетворенности тем, что ниспослано Творцом во владение конкретному человеку, есть гарантированное средство спасения от цепких рук грешности, подстерегающей каждого из нас на каждом шагу. И всё потому, что богатство – это великий соблазн, на почве которого грех нередко становится вездесущим.

В еврейском моральном кодексе "Пиркей Авот" дается четкий единственно правильный выход из лабиринта грешности. Почти 2000 лет назад в Талмуде появился сакраментальный вопрос: "Кто богат?" И единственный верный ответ: "Тот, кто счастлив тем, что имеет". Для тех, кто сумел сделать этот принцип основой своей жизни, маловероятен соблазн оказаться в плену грешности.

В.Кандинов: – Позвольте сердечно поблагодарить Вас, уважаемый раббай, за столь обстоятельную и полезную беседу.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ