ХОЧУ СТАТЬ ЕВРЕЕМ!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с раббаем синагоги «Шаарей Тафила» Ицхаком Абрамовым

В наш просвещенный век с избытком толерантности, свободы и демократии упомянутое выше намерение никому не возброняется. Лишь бы было согласие с самим собой, уверенность в правоте и необходимости подобного личного выбора. Возьмите, к примеру, Иванку Трамп – дочь нынешнего американского президента Дональда Трампа. Ещё семь лет назад, встретившись в одной компании с Джералдом Кушниром – преуспевающим лойером, владеющим многомиллионной недвижимостью, к тому же сыном мультимиллионера Чарлза Кушнира, являющегося одним из лидеров нью-йоркской еврейской ортодоксальной общины, молодые люди, спустя некоторое время, почувствовали, что первое серьёзное увлечение друг другом переросло в любовь и речь, естественно, зашла о браке.

Джералд понимал, что семья Кушниров вряд ли будет в восторге от его выбора, поскольку отец мечтал иметь невестку-еврейку, мать своих будущих внуков.Все разрешилось как нельзя лучше. Иванка с ранней молодости, серьёзно интересуясь иудаизмом, пришла к выводу, что именно эта религия более всего соответствует её внутренним идеалам и ощущениям, поскольку,как она считала, «закладывает серьёзные основы для семейной жизни». Два предшествующих друга, претендовавших на её руку, были евреями. Она и не скрывала, что мечтает связать свою судьбу с евреем, и когда Джералд заметил, что препятствием на их пути может стать религия, Иванка тот час ответила, что готова пройти ортодоксальный гиюр. Так и получилось. Свадьба впоследствии прошла по всем канонам еврейских традиций. Ныне у счастливой пары уже трое детей – внуки президента Д.Трампа, который при каждом удобном случае не прочь подчеркнуть, что является счастливым дедом своих еврейских наследников – детей любимой дочери Иванки, отныне нарекаемой – Яэль. Да и с зятем Джерладом у Трампа установились очень близкие доверительные отношения. К тому же он сыграл одну из ключевых ролей в победе тестя за пьедестал 45-го Президента США.

Дом молодой четы устроен сообразно строгим ортодоксальным устоям евреев: глатт-кошер, суббота, все без исключения религиозные праздники, щедрые вливания на еврейское образование и в США, и в Израиле. Легкость, с которой был организован новый еврейский дом и быт Кушниров, связана с тем, что все участники этого процесса и, в первую очередь, Джералд, и, в особенности, Иванка горячо желали и мечтали не только соединить свои судьбы, но и, что самое важное, гиюр стал для невесты средством достичь давно лелеямой мечты приблизиться к еврейской духовной жизни. «Я всегда интересовалась иудаизмом, – говорит Яэль, – и тот факт, что мой жених оказался евреем, соблюдающим религиозные заповеди, является лишь катализатором моих действий».

Приведенный нами факт относится к числу достаточно распространенных и можно назвать немало имен из круга известных общественных людей, да и из нашей общины, которые, пройдя ортодоксальный гиюр, сумели утешить свои ищущие души, создав в строгом согласии с Торой свои еврейские дома и воспитывая впоследствии детей и внуков сообразно строгим еврейским традициям. Однако имеются и примеры иного характера, когда отдельные люди, не осознавая истинных целей гиюра, склоны допускать серьёзные просчеты, встают на формальный, а порой и ложный путь «приобщения» к еврейским ценностям и традициям. Что порождает явления подобного рода и каковы их последствия в реальной жизни? С этого вопроса началась наша беседа с раббаем Ицхаком Абрамовым, возглавляющим синагогу «Шаарей Тафила», являющегося многолетним членом ортодоксального «Бет Дина», наделенного общепризнанными в еврейском мире полномочиями по проведению гиюра и подготовке к самой процедуре.

И.А.: – Начнем с того, что первые примеры принятия неевреями иудаизма уходят в далекую глубь веков. К ним относятся Итро – тесть Моше и Рут, прошедшие гиюр.

Столь длительный измеряемый веками опыт прихода нееврев в иудаизм позволяет сделать вывод, что далеко не всем и не каждому впоследствии, с течением времени, новая духовная жизнь приходится по душе, по вкусу, по силам и настойчивости. Поэтому, как правило, каждый раббай, причастный к этому серьёзному делу, считает своим долгом, прежде чем откликнуться на пожелание конкретного человека-нееврея рассмотреть его просьбу о подготовке к принятию иудаизма, обязан, не скрывая деталий и тонкостей, просветить его о всех сложностях, подводных течениях, возможных неприятностях и даже бедах, поджидающих евреев на их жизненном пути.

В.К.: – Что Вы имеете в виду, о каких бедах может идти речь в современном демократическом обществе, когда действуют законы о наказании и преследовании, вплоть до уголовного, тех, кто будут уличены в ущемлении национальных или религиозных прав людей?

И.А.: – И тем не менее, согласитесь со мной, что даже в современных демократических странах дают о себе знать подчас факты проявления самых различных форм, если не явного, то скрытого антисемитизма при принятии на работу, в общественных местах и т.д.В некоторых университетах нашей страны порой очень отягощается жизнь еврейских студентов на почве политических конфликтов и противостояния с враждебным окружением из числа сторонников и сочувствующих различным левацким экстримистским движениям и исламским антисемитским радикалам. В Европе же, к примеру, сегодня небезопасно на улице или в общественном месте оказаться в кипе: того и гляди, подвергнешься либо физическому, либо словесному оскорблению. Но этим вопрос не исчерпывается.

Миссия еврея нелегкая, поскольку они исторически принадлежат к «царству священнослужителей и народом святым»: «И сделаю Я тебя светочем для народов, чтобы спасение Моё распространилось до края земли».

Среди кого только не приходилось жить евреям: египтян и вавилонян, персов и греков,в России, Америке. Поныне евреи рассеяны в более чем ста странах, хотя подавляющая их масса проживает в Израиле, но предки которых никогда не ступали на еврейскую землю. Это не могло не приводить порой к их частичной ассимиляции с местными народами, как насильственной, так и добровольной. С возрождением Израиля, с ростом национального самосознания евреев, стали всё более и более активизироваться процессы поиска своих утерянных иудейских корней, следы которых, если и не сохранились документально, то неумолимо подавали духовные сигналы, тягу к изучению утраченного языка, поиску своего прошлого, обращении к гиюру в тех случаях, где отсутствали надёжные доказательства о своём еврейском происхождении. В.К.:-Здесь я не могу с Вами не согласиться. Достаточно напомнить об «эпидемии» среди современных потомков испанских моранов-евреев, обращенных насильственно в ХУ в христианство,не жалеющих ныне ни денег, ни времени для поиска своих еврейских корней. Видимо, голос крови явление не абстрактное, лишающее покоя каждого, кто не имеет ясного ответа на вопрос: «Кто я?» Учитывая, видимо, не в последнюю очередь это обстоятельство, правительство Испании, осознав, спустя более пяти веков,сколько их страна потеряла в результате изгнания своих еврейских граждан, несколько лет назад приняло закон о возвращении испанского подданства потомкам сефардских евреев. На данном фоне у меня возникает вопрос, что более всего может побуждать, мотивировать нееврея обратиться к институту гиюра?

И.А.: – Это в первую очередь глубокое внутреннее осознание причин, побуждающих человека стать евреем, неотъемлемой частью мира Творца, глубокая убежденность в правильности и справедливости его законов, в их бесспорном соответствии истине. Путь к этому осознанию лежит прежде всего через признание всех 613-ти заповедей, которые должен неустанно соблюдать каждый добропорядочный иудей близкий к Торе. Достаточно этого одного факта, чтобы понять, насколько сложна миссия еврея на земле. К тому же, если иметь в виду, что еврейство зиждется на почве функционирования двух взаимообусловленных систем: 1) Создатель – человек; 2)человек – человек.Иными словами, речь идет о характере отношений между Создателем и человеком, с одной стороны, и человека с человеком, с другой стороны. Но и в том и в другом случаях должны неукоснительно соблюдаться законы Святого писания, исполнение которых требует колоссальных усилий, усердия и самоотдачи со стороны человека.

Поэтому здесь не может не возникнуть вопрос, адресованный к каждому новому претенденту на еврейство: «Вы уверены, что Вам это всё нужно, что Вы этого хотите? Ведь Вы должны отойти, забыть свою прошлую жизнь, а это нелегко сделать не только организационно, но и чисто психологически.Одним словом – выгод от этого никаких, а забот и обязанностей у каждого еврея масса».

В.К.: – Каким образом гиюр способен обеспечить решение этой многомерной задачи?

И.А.: – Если иметь в виду, что гиюр – это процесс превращения, движения нееврея к еврейству, согласно канонам, предусмотренным Торой, то это сложное действие необходимо рассматривать как сумму четырёх основных ступеней. 1)Осознание, внутрене обусловленное искренним стремлением нееврея, но никак не сиюминутными соображениями выгоды или корысти, влиться в еврейское содружество и тщательно соблюдать сформулированные Творцом заповеди еврейской жизни.

2)Уверенность уполномоченных лиц от признанных «Бет Динов», обеспечивающих решение этих вопросов, в том, что нееврей искренен в своём стремлении пройти гиюр и намерен впредь скрупулёзно соблюдать законы еврейской жизни, предписанные Творцом.

3)Для мужчин необходимо прохождение процедуры-обряда брит-мила (обрезание).

4)Для мужчин и женщин – предписана процедура-обряд погружения в микву.

В.К.: – Если обратиться к Вашему опыту, какое время требуется для того, чтобы человек был внутрене и психологически готов предстать перед судьями «Бет Дина» и успешно доказать свою готовность стать добропорядочным евреем?

И.А.: – Всё очень индивидуально. Одно дело, если речь идет о человеке, внутрене созревшем для этого ответственного шага. Совершенно иное дело, если к этой цели стремится персона чисто формально, допустим в связи с предстоящим замужеством, женитьбой или по каким-либо иным причинам, не связанным с идеалом еврейства, то любые затраты времени оказываются пустыми и безрезультатными. В случае, когда мне, примеру, удается понять, что человек нацелен на гиюр по каким-либо формальным мотивам, я моментально прерываю занятия и отказываюсь от дальнейшего общения. К тому же не следует упускать из поля зрения факт, что ныне при главном раббануте бухарских евреев США и Канады, возглавляемом главным раббаем этой авторитетной организации Ицхаком Рафаэли, учереждена специальная комиссия, которая обязана рассмотреть степень готовности каждого претендента на гиюр. Такова логика этого важного процесса.

В.К.:- Уважаемый раббай, наша газета Вам искренне признательна за столь содержательный разговор, ибо полученная из Ваших уст очень ценная информация позволяет уберечь многих людей от ошибочных движений в одном из очень важных вопросов современной еврейской жизни.

В.Кандинов