СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ НОВЫХ АМЕРИКАНЦЕВ БУХАРСКОЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Стезя врачевания имеет особое неповторимое нравственное покрытие. Это прежде всего внутреннее осознанное состояние души претендента, мечтающего о докторской миссии, без явного преобладания меркантильных соображений, но с чёткой доминантой высокого стремления к добродетели и неограниченному упорству во имя блага человека, его здоровья и качества жизни.

Хотя соотношение этих убеждений далеко не всегда оптимально в реальной практике, тем не менее теоретически для большей пользы и комфорта человека в нашем бренном мире именно подобная постановка вопроса гарантирует общественный прогресс и персональный успех. При сорока тысячах зарегистрированных профессий в современном высокоиндустриальном обществе, есть три вечные, уверенно перетекающие из одной эпохи в другую и, вне всякого сомнения, способные сохранить эту свою неизменную особенность в далёкой перспективе. Речь идёт о тех, кто лечат, учат и кормят, т.е. о врачах, учителях и поварах.

Нет сомнений, что самый высокий подиум занимают эскулапы, как по степени чрезвычайной сложности получения статуса лицензированного врача, последующем успешном исполнении профессиональных обязанностей и, не исключено, возможном разочаровании в избранной земной миссии, что, к сожалению, имеет место на практике.

Идеальный вариант вхождения в особый титулованный сонм врачей реален в большей степени там, где претендент имел возможность с пелёнок, юности, ненароком, походя впитывать в себя особую и неповторимую специфику семейной атмосферы врачевания в кругу близких людей, заражённых, «вечноболеющих» своей занятостью, для которых она, эта занятость, скорей всего, ассоциируется не с обязанностями, унылым исполнением надоевших до чёртиков повседневных привычных действий. Когда эта самая деятельность с годами буквально трансформируется в культ, в главную цель жизни, мечту, удовольствие, а каждый успех, связанный с конкретными людьми-пациентами, становится неотъемлемой частью личного бытия, в результате чего рабочее время и время отдыха превращаются в два сообщающихся сосуда, трудно различимые между собой.

Доктор Рита Голдвук именно из этой категории американских врачей, заслуженно добившаяся самых высоких профессиональных регалий и великое почтение своих многочисленных пациентов за более чем тридцатилетнюю практическую деятельность в Квинсе. Автор этих строк – один из них. У меня создалось впечатление, что у доктора Риты очень незначительное число новых пациентов, что в основном это люди, доверяющие ей своё здоровье десятилетиями. Мой стаж исчисляется 30-ю годами, с первого дня пребывания на американской земле.

Юная коренная москвичка, внучка и дочь врачей, из потомственного клана высоких профессионалов, для начала осознанно связала свою судьбу с престижным 3-им Московским медицинским институтом им. Н.А. Семашко, путь к которому, как догадывается наш читатель, в силу известных объективных причин, не мог быть усыпан розами. После успешного окончания института, вкупе с последующей практикой в столичных медицинских учреждениях и врождённая семейная преданность врачеванию позволили доктору Рите быстро адаптироваться в американской специфике и, успешно преодолев высокие барьеры местных обязательных тестов, включая трёхгодичную резидентуру, получить соответствующий лайсенс на самостоятельную деятельность. Сколько это потребовало труда, таланта, бессонных ночей, безотказной бескорыстной поддержки семьи напоминать излишне. Поскольку высокий статус американских врачей, их особое место в табелях о рангах просто так, за здорово живешь, без самоотдачи любимому делу и бесконечных усилий ещё никому не выпадали как манна небесная.

Хочу сразу же оговориться, что данный материал не преследует рекламных целей, поскольку доктор Рита в этом не нуждается. Разговор с ней давно зрел в моей голове, ибо гипотетически давал надежду высветить ряд волнующих меня острых проблем.

В числе многочисленных пациентов доктора имеется большое количество представителей бухарской общины. Если при этом иметь в виду, что взаимоотношения между врачом и пациентом, тем более, когда они углубляются многими годами общения, как правило, выходят далеко за рамки чисто медицинских контактов. Известный российский писатель и врач Викентий Вересаев, высвечивая важность духовной близости и взаимопонимания между пациентом и лечащим доктором, замечал, что «врач может обладать громадным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, и всё останется бесплодным, если у него нет способностей покорять и подчинять себе душу больного».

Забегая несколько вперёд, не могу не подчеркнуть, что абсолютное доверие и уверенность многочисленных пациентов доктора Риты в её бесспорной и высокой профессиональной состоятельности покоится помимо всего на той длительной личной симпатии и привязанностях, которые с годами возникали и крепли между ними. Доктор великолепно осведомлена не только о строго необходимых деталях и тонкостях болезни каждого пациента, но и сопутствующих обстоятельствах, нити которых связаны с семьёй, с характером тех отношений, которые в ней установились и многим иным. Корень этого ценного обстоятельства от года к году подпитывается очевидной компетентностью доктора, теми позитивными результатами лечения, которые давали пациентам надежды на устранение недуга и объективное улучшение самочувствия.

Личность пациента, его внутренний мир, интересы, привязанности, переживания, беспокойства, тревоги, надежды и сомнения, - весь этот бесконечный ряд эмоций, судя по всему, не может не учитываться доктором при выработке стратегии борьбы с людскими недугами. Не случайно немецкий врач, философ и писатель (первая половина ХХ века) Альберт Швейцер с уверенностью и без обиняков утверждал, что «только профессия врача приносит действенную помощь людям».

При всей социальной успешности американской бухарской иммиграции, причём уже в первом поколении, в её гуще достаточно широко распространена одна проблема, не дающая покоя многим семьям, изо дня в день накладывающая негативный отпечаток на будни значительного числа добрых трудолюбивых людей, имеющих полную чашу, но не испытывающих при этом должного удовлетворения.

Речь идёт о сложностях вокруг семейной тематики, которую в течение уже многих лет, несмотря на все усилия, не удаётся обуздать и перенаправить в более продуктивное русло. Где, в чём таится корень этого вопроса, почему он оброс множеством острых шипов, не позволяющих теми или иными рациональными способами снизить накал страстей, которые до эмиграции в основном обходили наш этнос стороной?

Доктор Рита, и это приятный факт, в силу своей многолетней профессиональной близости к бухарской общине сумела приоткрыть завесу над рядом очень важных срезов этой весьма болезненной проблемы.

Послушаем нашего доктора. «Мне думается, что главная причина той высокой социальной обеспокоенности Вашей общины состоянием развития семьи в Америке, связана с тем, что традиционно данный вопрос всегда занимал доминирующие позиции в гуще бухарского этноса. Семья всегда была для Вас основой стабильности национального, религиозного и домашнего очага. Судя по фактам, несмотря на достаточную закрытость бухарской общины, она не смогла уберечь свои традиционные устои от воздействия местных веяний».

В.Кандинов (В.К.): - Вы абсолютно справедливы. Семья в современном западном обществе утратила свой былой авторитет. Один лишь факт. Ныне продолжительность первого брака в США не превышает восьми лет. За последние годы треть детей рождаются здесь в неполных семьях.

Широко распространены такие раннее неизвестные формы «семейных» отношений как «гражданские», «гостевые», которые никого ни к чему не обязывают с их массовой безотцовщиной и иными разбитыми судьбами.

Д-р Рита Голдвук: - Насколько мне известно, ныне значительное число Ваших молодых людей в возрасте от 23-х лет и значительно старше, вплоть до 40 – 45-ти, годами не торопятся сделать решительный шаг и пойти под хупу, хотя имеют на это все основания, что естественно беспокоит родителей и вызывает нервозную атмосферу в доме.

Причины тому самые различные и каждая из них создаёт свою неповторимую окраску. К примеру, дочь одних моих добрых знакомых, когда в очередной раз возникает разговор с отцом по данному поводу, дипломатично старается утешить раздосадованного родителя: «Что же Вы хотите, папа, чтобы я пошла под хупу с человеком, который мне безразличен?»

Конечно, папа этого не хочет, но его любимой девочке пошёл 31-й год. Она добилась великолепных карьерных успехов, приобрела прекрасный двухбедрумный кондоминимум, успела вложить массу сил для будущей счастливой семейной жизни. Но выбрать свою судьбу никак не торопится, хотя вокруг немало молодых людей, с радостью разделивших бы с ней своё будущее.

В.К.: - Судя по моим до эмигрантским представлениям, явления подобного рода особо не наблюдались. Приходил день и молодые люди, 23 – 25 лет, чаще с одобрения родителей, как правило, обретали семью, благополучие и устроенность, которые всячески поощрялись общественным мнением, что повышало имидж фамилии, тогда как трения и разлады, не говоря уже о разводе, воспринимались как ЧП, о котором стыдно говорить на людях.

Сегодня же выйти замуж – проблема, жениться – опять проблема, тогда как развалить семью не представляет никаких сложностей.

Доктор Р.Г.: - Мне думается истоки это малоприятного явления заключаются в том, что мы оказались в социуме с очень различными материальными возможностями, но с неисчерпаемыми соблазнами, неумолимо мельтечащими перед глазами. Многие молодые люди и не только оказываются далеко не всегда подготовленными к трезвому восприятию этой данности, к осмысленному пониманию, что между возможностями и желаниями человека существуют объективные противоречия, приносящие извечные, порой тяжкие проблемы, не только на уровне социального развития, но и частного характера, включая те, которые расшатывают семейные устои.

Здесь очень многое зависит от семьи, от старшего поколения, что видят и слышат, в частности, молодожены, вступая на самостоятельный семейный путь жизни, от своих родителей, родных и близких.

Мне, к примеру, очень импонирует широко распространенная среди бухарских устойчивая традиция, сообразно которой дети каждую субботу приходят на ланч к родителям, где обсуждаются очень многие задушевные вопросы с их сомнениями, доводами «за» и «против». Велика в этом роль синагоги, авторитет которой, насколько мне известно, в среде бухарских весьма почтительный и уважительный.

В.К.: - Без сомнений, ибо лишь за последние 30-35 лет число бухарских синагог в одном Нью-Йорке возросло с одной до более сорока, что свидетельствует о справедливости Вашего замечания.

Позвольте мне задать Вам ещё один очень важный вопрос: как Вы оцениваете состояние здоровья своих бухарских пациентов и перспективы качества их жизни по мере всё большего приближения к почтенному возрасту?

Д-р Р.Г.: - Мои наблюдения дают серьёзные основания заметить, что Америка дала своим новым американским гражданам бухарскоеврейского происхождения, как минимум, 10-15 дополнительных лет жизни. Даже мимолётный эмпирический взгляд свидетельствует, что среди моих пациентов значительно возросло число тех, кто пересёк в здравом уме и достаточно уверенной физической форме черту почтенного королевского возраста, продолжая радоваться жизни, полные оптимизма и надежд на солнечное будущее.

Сегодня обыденным явлением стали золотые и бриллиантовые свадьбы, счастье рождения не только правнуков, но и праправнуков, а вместе с тем возможности всяческого бытового содействия, не говоря уже о детях, но и внукам и правнукам в воспитании нового поколения, притяжение к которым с годами лишь возрастает.

В основе всей этой ежесекундной потребности находится семья. Мне навечно врезались в память слова некого умудрённого опытом мыслителя: «Семья – это не главное. Это всё».

Семья требует огромных духовных и физических усилий, умения видеть и идти на компромиссы, не делать резких движений, особенно в отношениях с взрослыми детьми, не навязывать им своих решений и, конечно, терпения. Это к слову, ибо я убеждена, что моим пациентам эти истины давно известны, а потому они с уверенностью идут по жизни, радуясь каждому очередному дню.

Здоровья Вам и благополучия, мои добрые друзья!

В.К.: - Огромная Вам благодарность, моя дорогая доктор Рита. Будьте всегда успешны, ибо Вы очень нужны людям.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ