«НА ДРУЖБУ НАДЕЙСЯ, НО…» ЕВРЕИ В ПОИСКАХ ДРУЗЕЙ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

Необычна история возникновения евреев как народа. Зачаты мы были в неволе, в Египте. Родились по выходе из рабства, при рассечении Красного миря. Но всегда помнили о Земле Обетованной, об усыпальнице праотцов в Хевроне. Младенчество наше было безмятежным: кормил ман, поила вода из скалы. Однако за свою страну пришлось всерьёз воевать, как описано в Книгах Йеошуа и Судей.Наконец мы повзрослели. Разрозненные колена объединились в царство. При втором, величайшем нашем царе Давиде у евреев появился друг. Когда Давид перенёс столицу царства в Иерусалим, «прислал Хирам, царь Цорский, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом «. (Шмуэль II, 5:11).

Цор – это Тир, наряду с Сидоном главный город Финикии. А мудрый царь её Хирам – друг наших царей Давида и сына его Шломо, партнёр Шломо в построении Иерусалимского храма. «Прикажи нарубить для меня кедров с Леванона… у нас нет никого, кто бы умел рубить деревья так, как сидоняне « (Книга царей II, 5:20), просил Хирама Шломо. Хирам сделал много больше. Он прислал выдающегося мастера всех ремёсел, тоже Хирама, и тот дважды отмечен в ТАНАХе как главный строитель Храма. Оба Хирама – основные фигуры сакральных практик масонов.

Финикийцы обучили евреев своим главным занятиям – коммерции и путешествиям. Не от финикийцев ли прослышал маран Колумб о земле на той стороне Атлантики? Откуда-то он знал, сколько дней должно занять плаванье. Загадочно мнение величайшего из нееврейских мыслителей древности Аристотеля: он утверждал, что финикийцы и евреи – это один народ. Объяснить его догадку может версия, вычитанная мной у американского историка, что финикийцы в ходе совместных с евреями предприятий приняли иудаизм. Могу предположить, что так как это произошло до появления христианства, финикийцы, в отличие от прочих народов, приняли аутентичную версию иудаизма. Поэтому могли раствориться среди евреев.

Впрочем, полагают, что сохранившимися потомками древних финикийцев являются жители острова Мальты. Один из них сыграл важную роль в жизни моей семьи. В апреле-мае 1986 года – кончался седьмой год нашего «отказа «, и мы с женой Аней проводили месяц в ежедневных демонстрациях у памятника Гоголю на Арбатской площади, с перерывами на шаббаты, требуя, чтобы нас наконец отпустили из СССР. Ежедневно нас арестовывали и после нескольких часов сидения в отделении милиции отпускали.

Но 5 мая нас единственный раз за кампанию не арестовали. Когда мы развернули наш плакат, к нам подошли посол Республики Мальта в СССР Джузеппе с супругой, с которыми я был знаком, и мы провели недолгую дипломатическую беседу. Мальтиец, прибывший заранее, отбыл, а мы, помыкавшись какое-то время, тоже поехали домой. Делать на демонстрации, если тебя не скручивают и не волокут в милицейскую машину, нечего.

Через три дня, когда к нашей демонстрации присоединился ещё один отказник – учёный-биолог Володя Апекин, нас снова арестовали, но вскоре сообщили о разрешении уехать от них. В том же году посла Джузеппе выслали из СССР. Через несколько лет я встретил его в Милане. Он был грустен. Высылка дипломата означает конец его карьере. «Ни одно доброе дело не остаётся без наказания «, – попробовал я утешить его.

Было время, когда на дружбу с евреями претендовали греки. Очарованные гениальностью Александра Македонского, евреи в год завоевания им Ближнего Востока всех родившихся мальчиков называли Александрами. Это имя осталось среди еврейских имён. Македонский основанную им Александрию Египетскую (были и другие Александрии) на треть заселил евреями. После разрушения Иудеи римлянами Александрия осталась местом самой успешной еврейской общины того времени. В ней произошло решающее событие для Западной цивилизации – был переведён на греческий язык ТАНАХ – знаменитая Септуагинта.

Впрочем, крупнейший еврейский мыслитель Александрии Филон посвятил целую книгу антисемитизму своих греческих сограждан. Борьбе против греческой культурной экспансии была посвящена война Хасмонеев, победу в которой мы отмечаем на Хануку. И отношения с греческой Византией были для евреев травматичными.

Куда успешнее были наши отношения с историческим соперником греков, персами. Ни с кем не жилось нам столь долго и безоблачно, как с ними. Не считая, правда, драматичных событий, которым посвящён праздник Пурим.

В 539 год до н. э. персидский царь Кореш (в России его зовут неприличным для персидского уха именем Кир) захватил Вавилонию вместе с жившими там в изгнании евреями. Нас воодушевило это событие, поскольку было предсказано пророком Йешайя, в книге которого Кореш назван Машиахом. Кореш подтвердил эту честь, позволив евреям вернуться домой и возвестив в Иерусалиме Второй Храм.

С того времени и до победы Исламской революции в 1979 году – 2528 лет мы с персами дружили. Последние 44 года – не дружим.

Остался у нас последний друг – Америка. Как и с прочими друзьями, поначалу всё шло замечательно. Отцы-основатели США были американскими сионистами. Идеология, ими созданная, позже стала зваться иудео-христианской. Ещё президент Линкольн в своей знаменитой инаугурационной речи 1864 года назвал американцев «почти избранным народом», оставив избранность нам.

В 1933 году президентом США стал социалист Ф.Д.Рузвельт (ФДР). Личность президента определяет лицо США. Американские евреи, тоже в большинстве социалисты, были без ума от ФДР. Он же евреев недолюбливал, и в годы шоа пальцем не пошевелил, чтобы спасти обречённых.

Нескольких евреев спасла жена ФДР Элеонор: Марка Шагала, Лиона Фейхтвангера. А могла выхлопотать визы для тысяч и десятков тысяч…

В начале своего 4-го срока президентства – в апреле 1945 года ФДР умер, и его сменил более дружественный евреям Гарри Трумэн. Это оказалось решающим событием для рождения Израиля. Когда подошёл момент голосования в ООН о разделе Палестины, Трумэн против решительного мнения всей своей администрации настоял на голосовании за раздел. Это позволило евреям провозгласить создание Израиля. Спустя полчаса после этого Трумэн заявил о признании правительством США государства Израиль де-факто.

Впрочем, Трумэн поддержал эмбарго на поставку оружия на Ближний Восток, что было почти летально для евреев. Но им удалось на деньги американских евреев купить оружие в Чехословакии и победить хорошо вооружённые семь регулярных арабских армий и несколько иррегулярных формирований.

Яростным врагом Израиля оказалась администрация президента Эйзенхауэра. Сначала генерал спас египетскую армию от капитуляции в войне 1956 года с Англией и Францией, до которой оставались, пишут историки, часы, а затем вынудил Израиль, преодолев яростное сопротивление Бен-Гуриона, вернуть Египту завоёванный евреями Синай.

Не была другом Израилю и администрация Линдона Джонсона. На 4-й день Шестидневной войны израильтяне атаковали находящееся близко к полю сражения американское судно электронной разведки USS Liberty, убили 34 и ранили 173 моряка. Полагают, что Джонсон считал нежелательной для США безоговорочную победу Израиля, и для победы в Сирии евреям необходимо было лишить сирийцев источника информации с американского корабля-шпиона. Израиль принёс извинения за «ошибку « и выплатил США компенсацию.

Президентом Америки был в ту пору Ричард Никсон. Премьер-министр Израиля Голда Меир решила следовать настоятельным рекомендациям, которые она получала ранее от де Голля и незадолго до войны от госсекретаря США Киссинджера – отказаться от упреждающего удара – стратегии, принесшей Израилю оглушительный успех в предыдущей войне.

Это было тяжёлой ошибкой, и Израиль оказался близок к поражению. Голда передала Никсону, что Израиль готов к ядерной бомбардировке Каира.

Никсон осознал, что мир приблизился к ядерной войне. Он приказал «поднять в воздух всё, что летает». Воздушный мост обеспечил Израиль необходимым для победы оружием. А США поняли, что у них в противостоянии с СССР и его клиентами есть сильный союзник.

В начале 90-х годов прошлого века долгое противостояние США и СССР завершилось, как завершился и СССР. Перед США встала задача избавиться от ненужного уже союзника. Президенты Билл Клинтон (с 1992 по 2000 год) и Барак Обама (с 2008 по 2016 годы) пытались решить эту задачу созданием на территории Израиля враждебного ему арабского государства. Этот план находил поддержку у левых лидеров Израиля – Рабина, Переса, Барака. Может быть, поэтому в 2012 году Киссинджер заявил, что через десять лет Израиля может не оказаться на карте мира. В те годы 16 американских спецслужб представили правительству аналитический доклад, носящий название «Готовясь к Ближнему Востоку без Израиля». В нём предлагалось Америке для нормализации отношений с исламскими странами махнуть рукой на Израиль.

Нынешняя администрация Байдена без какой-либо фантазии повторяет заклинания Клинтона и Обамы о государстве для террористов на территории Израиля.

«Альтернативные» лидеры Израиля Ганс и Лапид, как показало их руководство во второй половине 2022 года, например, абсурдная отдача ими части морской территории Израиля вместе с богатым газовым месторождением, разведанным евреями, враждебному к нам северному соседу, готовы выполнять любые приказы из Вашингтона.

Мы, как все в этом мире, хотели бы иметь друзей, сильных и надёжных. Такие могут появиться, если в ноябре этого года американцы проголосуют за республиканскую партию.

А если нет?

Тогда нам придётся рассчитывать только на себя. Если не найдётся у нас друзей – а сейчас мир «съезжает с катушек» и избегает дружбы с евреями должны по крайней мере становиться врагами сами себе. И не вручать свою судьбу кому попало.

БОРИС ГУЛЬКО