«ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ»: ОСОБЕННО ЕВРЕЙСКИЕ!

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Для начала внесу ясность в название этого материала, поскольку далеко не всех богатых людей устраивает безмолвие, сдержанность, скромная, малоприметная и даже робкая, неслышная поступь вокруг принадлежащих им капиталов. Напротив, независимо от праведности или сомнительности приобретённых состояний, немало тех, у кого их несметное или более скромное наличие вызывают потребность покуражиться своим добытым богатством, блеснуть непочатыми возможностями, пустить пыль в глаза близкому и не очень окружению («они бой фель» - «бедняк с замашками богача» - меткая бухарская присказка), дать понять, «кто мы есть отныне» и сколь далеко «вам достопочтенным до нашего брата, а потому и не пытайтесь с нами везунами-удальцами тягаться».

А потому одни воспринимают своё ежегодное появление на страницах респектабельного журнала «Форбс» в числе почти 2700 богатейших людей планеты (не менее одного миллиарда долларов) как величайшее почётное признание своей высочайшей миссии в мировой истории, тогда как немало и тех, кто предпочли бы оставаться в тени, ибо убеждены по разным причинам в излишности подобного рода рекламы.

Бытует убеждение, что в природе не существуют понятия «много» или «достаточно» денег, ибо всё относительно и находится в прямой зависимости от жизненной философии той или иной конкретной персоны, характера, убеждений, что такое «хорошо и что такое плохо» и «что такое много или мало, а может быть – просто банально, так сказать, не вполне достаточно». Неплохо было бы ещё прикопить для пущей уверенности.

Это наша осторожная пристрелка к теме «почему деньги любят тишину» связана с тем, что сама по себе проблема денюшек осень деликатная, противоречивая, ибо без них плохо, невыносимо, но и с ними порой немало проблем. Начиная с того, как их заработать и сколько, куда направить и, естественно, приумножить и как впоследствии не потерять. Они способны вознести до небес, но и больно ударить, опрокинуть оземь, довести до состояния паранойи, пагубной мании величия, но и преследования – тысячи вариантов.

Да, но почему сегодня стала столь модной приставка, употребляемая то ли ради дани моде, причём порой аргументировано, а порой ради красного словца: соскочило невзначай с языка, ну и ладно, проехали! Расхожее мнение, что якобы идея денег, любящих тишину, принадлежит родоначальнику клана успешных финансистов с мировым именем - Дэвиду Рокфеллеру, первому долларовому миллиардеру США, наверняка знающему не понаслышке о нравах денег и их строптивом, зачастую непредсказуемом характере.

Интересная деталь: Дэвид особенно не тянулся к серьёзному образованию. Его хватило лишь на трёхмесячные бухгалтерские курсы, хотя прожил он 98 лет (1839 – 1937), сполна испытав последствия тяжелейшей разрушительной депрессии 1930-х годов. То есть опыта ему не занимать, тем более, что он, судя по всему, был явно меченый Богом в плане врождённого таланта финансиста.

Будучи величайшим психологом, читающим мысли тет-а-тет буквально на ходу, он был убеждён, что «умение общаться с людьми – это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете». Поскольку считал секретную финансовую информацию, заполонившую рынок деловых отношений и возможности её добычи, либо серьёзной преградой для коммерческого успеха в случае промаха, либо великолепным подспорьем, если фортуна улыбается.

Урождённый достаточно общительным и открытым в бытовых и нейтральных вопросах, с явным чувством юмора Дэвид моментально преображался, когда разговор или дискуссия, особенно невзначай, ненароком перетекала в область деловых коммерческих отношений. «Чем похвалишься, без того и останешься», - эта присказка частенько блуждала у него на устах. И в подтверждение своего мнения с ударением и нажимом завершал: «Если хочешь, чтобы твои планы не исполнились, расскажи о них всем». Ну как здесь не вспомнить: «Молчание – золото!»

Может быть в этой уверенности больше фигурирует самовнушение или суеверия, выдаваемые за действительность, либо огромный жизненный опыт, чувство остро развитого наития, которым одарены от природы талантливые люди, в частности, в сфере бизнеса и финансов, действующие очень часто на грани фола, огромного риска и выходящие, как правило, победителями. Как бы не было, принцип «деньги любят тишину» у них не вызывает по большому счёту сомнений. Почему?

Секрет в том, что наше мироздание и его законы, определённые Творцом, сконструированы на основе бесчисленного количества взаимоисключающих друг друга явлений и тенденций, находящихся в состоянии постоянного противостояния между собой, которое служит единственно возможным средством и способом развития и жизнедеятельности, включая её неотъемлемую часть – социальную. Доброта и жадность, склочность и покладистость, приличие и наглость и так до бесконечности.

Но когда речь заходит о хрустящих бумажках, именуемых деньгами, в виде долларов или фунтов стерлингов, обладающих вечным свойством непрекращающегося притяжения и внимания людских эмоций, вызывающих чувства зависти, одно из самых непреклонных, подпитываемых ощущениями и убеждённостью, что кому-то лучше, богаче и вольготней живётся, с вечным и неудовлетворённым желанием «хочу ещё, больше и красивее».

Зависть – одна из наиболее гнусных и подлых черт людской природы, которая волей-неволей озадачивает человека, сожалеющего порой вслух: «Неужели Творец, при всей Его силе, не мог оградить своих подопечных от этой неприглядной черты характера, отравляющей не только их собственную жизнь, но и тех, на кого она направлена, впрочем и многих прочих». Однако при всей абсолютной пагубности зависти, провоцирующей немало социальных бед, в её кулуарах прижилась и активно функционирует некое её подобие, представляющее собой катализатор общественного прогресса, без которого немыслимо движение по восходящей, а вместе с тем и удовлетворение неминуемо возрастающих запросов человека. Обычно эта сторона зависти деликатно камуфлируется под состязания, соревнования, конкуренцию, породившую промышленный шпионаж и т.д.

Проект мироздания, созданный Творцом, - единственно возможный в своём роде, неповторимый, уникальный, поскольку заложенная в его основу борьба противоположностей, являющаяся источником развития, обеспечивает динамичность движения всего сущего в форме количественно-качественных изменений от просто к сложному, отрицания отрицания и т.д.

Творец при этом однозначно подчёркивает, что изначально не навязывает свою точку зрения при выборе человеком той или иной позиции для определения тех или иных шагов, что последнее слово в конечном итоге за персоной, ибо только её желание решает вопрос о направлении индивидуального жизненного пути. Да, но при выборе можно совершить непростительную ошибку, в результате которой придётся всю последующую жизнь кусать локти. «Как же быть?» - задаются вопросом страждущие.

Выход один: воспользоваться универсальным навигатором по жизни в лице Торы, которая надёжно обезопасит от неверных шагов и поможет достичь желанных целей, включая очень непростые отношения, складывающиеся, в частности, между человеком и деньгами. Ведь нельзя не обратить внимание, что доминирующая часть социальных проблем, даже если она скрыта и не заметна для опытного глаза, при более внимательном рассмотрении таится именно в деньгах, в материальных отношениях, в неустроенности человека, в его мнимом или обоснованном недовольстве своим финансовым положением, но большей частью в непродуманном построении связей в системе «человек – деньги», что требует специального анализа.

Очевидно одно: согласно еврейской традиции, задавая вопрос, кто богат и, предвосхищая возможные разноликие ответы, мудрецы убеждены, что богат лишь тот, кто удовлетворён своим достатком, снимая тем самым с повестки вероятные разночтения, а вместе с тем подрывает вечные неблагодарные побуждения типа «хочу ещё, дай больше, как у него, этого мало».

Нетрудно догадаться, что основным аргументом тишины вокруг денег является всепоглощающая зависть, хотя и с противоречивой сущностью, но при всём при этом с ярко выраженной негативной и разрушительной силой, способной подорвать и растоптать даже самые добрые посылы в отношениях между людьми. «Нет ни одного порока, - настаивает Рене Декарт, французский мыслитель ХУI века, - который так вредил бы благополучию людей как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других». А потому нет ничего удивительного в том, что тишину предпочитают не только деньги, но и всё то, что с ними тем или иным образом связано: удача, успех, семейные отношения и очень много другого. Ведь завистник на дух не переносит чей-либо успех, готов костьми лечь, чтобы ему помешать, скомпрометировать, оболгать. Жизнь кишит фактами подобного рода. И если мы утверждаем, что еврейские деньги с двойной энергией должны быть окружены тишиной, то это имеет весьма серьёзные основания, ибо антисемитизм, помноженный на зависть, иного варианта не дают.

Явление антисемитизма старо как мир, ибо оно возникло вместе с появлением наследников Авраама. Стоило Творцу остановить свой выбор на евреях, выразивших согласие принять Тору в качестве моральной основы всей своей последующей жизни, как это вызвало море негодования в среде многих соседствующих племён. «Вы что лучше нас?» - и пошло, и поехало. С тех далёких времён юдофобия меняла лишь формы проявления, сохраняя, совершенствуя и расширяя своё преступное содержание.

Будем предельно откровенны: еврейские недруги, открытые и скрытые, ныне не могут нам простить единственный главный «порок» - каким образом и в силу каких обстоятельств, несмотря на многовековые гонения, геноцид, массовое физическое истребление, этому капелюсенькому народу (всего 15 млн., по сей день, разбросанных по более чем ста странам) удалось не только сохраниться, но и многократно доказать свою вечность и непоколебимую успешность.

Между тем успешность, действительно, «возмутительная»: куда не бросишь взор, «они» везде впереди, хотя всего их с ничего, с гулькин нос и того меньше. Лауреатов Нобелевской премии (каждый пятый), миллиардеров, учёных, врачей, даже Герои Советского Союза по удельному весу на пятом месте, после русских, украинцев, белорусов и татар, хотя имелся негласный приказ, евреев к этому высокому званию не представлять.

Покойный Михаил Жванецкий этот феномен объяснял по-своему: «Они в любой стране в меньшинстве, но в каждой отрасли в большинстве. Взять физику – в большинстве. Взять шахматы – в большинстве. Взять науку – в большинстве. А среди населения в меньшинстве. Многие не могут понять, как это происходит, и начинают бить». Смешно? Смешно, если бы не было так грустно!

В последнее время в СМИ мелькает ещё одна антисемитская байка, что якобы в Холокосте повинны сами евреи, разумеется, без соответствующих доказательств. Повинны и всё, точка. Мы сказали, а вы теперь все вместе разбирайтесь: доказывайте, что «да», а если не подходит, то доказывайте, что «нет». Обычный приём лжеписак из различных юдофобских источников. Но нас всё же больше интересуют серьёзные материалы, связанные с самыми различными оценками проблем современной еврейской жизни.

20 лет назад был снят в Израиле при участии Канады режиссёром Александром Гентелевым великолепный документальный фильм «Олигархи», который я с интересом смотрел и не единожды. Всё не мог понять, как израильтяне вкупе с канадцами могли отснять столь тенденциозный фильм с явным антисемитским душком. Меня более всего покоробил отталкивающий облик некоторых главных героев фильма, евреев-олигархов. Ведь этот фильм не мог не вызывать у каждого зрителя-еврея чувства обиды и неприятия за своих соплеменников: откуда они взялись такие заточенные на власть и деньги. Неужели других ценностей на белом свете не существует и почему Александр Гентелев и те, кто спонсировали этот фильм упорно убеждают широкую зрительскую аудиторию, что то есть чисто еврейское явление, помешенное на алчности и властолюбии.

Но позже меня осенила мысль, что работа Гентелева – это стремление не бросить камень в сторону евреев, а совсем наоборот: фильм-предупреждение, чего не следует делать, тем более, живя в диаспоре, в чужой стране; будучи иудеем, не нагнетать атмосферу неприязни, а напротив найти своё место в нашем сложном, всё более и более глобализирующемся мире, напичканном массой самых жёстких противоречий.

Фильм открывается некой «замысловатой» сентенцией, произнесённой простой россиянкой, как говорится, с улицы, скорей всего из среды т.н. среднестатистических граждан, мнение и чувства которых, должно быть, и откровенны, и поучительны, а потому небезынтересны.

«Вы знаете, - вещает она, - я к евреям отношусь положительно, между прочим. Они умные люди, надо учиться хитрости ихней. Они же не работают фактически, но богато живут, я это с детства знаю». Столь безапелляционное суждение человека с улицы, из «народной» гущи, как бы в момент расставивший все точки над i, пытается убедить зрителей, что их немногочисленные соседи, сограждане еврейского происхождения, по сути тунеядцы-хитрицы при деньгах, неизвестными способами пользующиеся всеми благами жизни. Ничего нового или необычного в этих словах нет – обычный юдофобский штамп, затёртый и перетёртый временем. Кто только им не бравировал и сто лет назад и ныне.

Следующий любопытный сюжет фильма заполнен Григорием Лучанским, кстати, нашим земляком, родившимся в Ташкенте в 1945 году. Высокообразованный, он прошёл огни и воды, испытал «прелести» советского заключения, доктор наук, необычно деятельный, энергичный, познавший жизнь во всей её неприглядной красе и вкусивший все её крутые повороты, остро реагирующий на взлёты и падения российских олигархов-евреев в 90-е годы. «Когда мишпух, - с чувством подчёркивает Лучанский, - которых мы называем еврейскими олигархами, получили возможность бывать в Кремле, они решили следующую Хануку справить там. Чувства меры нет, политической культуры нет, амбиции есть, деньги есть.

Желание поймать Бога за бороду и сильно её отрепать, а потом ещё поменяться с Ним местами и приклеить к себе эту бороду. Это национальная черта. Беда это наша».

Трудно сказать точнее, более эмоционально, с болью. Это мог прочувствовать лишь человек, познавший ситуацию изнутри, великолепно представляющий характерные ментальные особенности своих соплеменников. Действительно, откуда эта зашкаливающаяся амбициозность и самоуверенность, вызывающие чувства оторопи и удивления у людей, не склонных к самолюбованию.

Достаточно вспомнить наш крохотный Израиль с его несколькими десятками политических партий, насчитывающими порой 40 и более, чего нет ни в одной стране современного мира, и убеждённостью многих её лидеров, что только он способен подобающим образом возглавить кабинет министров, либо стать президентом, а в крайнем случае сесть в кресло министра причём наиболее ответственного по значимости.

Между тем ничего случайного в этом нет. Представьте себе на мгновение народ, который тысячелетиями пытались пригнуть к земле, лишали прав, притесняли и гноили бесчисленным множеством возможных и невозможных способов, изгоняли с насиженных мест, обирали до нитки, запрещая силой меча почитать свои духовные ценности, безнаказанно истребляя поколениями его генетический фонд. Народ, который, пытаясь подняться с колен, выпрямиться, расправить плечи, словно упрямая сжатая до предела пружина, тянулся к знаниям, наукам, к своему Б-гу, не мог в определённый момент не осознать, что этой вселенской несправедливости должен прийти конец. Именно здоровая еврейская амбициозность в лучшем смысле данного слова, что «я», «мы» не хуже, а даже, не исключено, лучше многих других, стала первым очень важным духовным сигналом к возрождению еврейского народа и прежде всего его государства, исконной еврейской земли. Достаточно вспомнить, сколько нечеловеческих трудностей и препятствий было преодолено на этом многовековом пути, сколько жизней отдано.

Не менее любопытен факт особых отношений евреев с деньгами. Согласно имеющимся доступным фактам, ныне более половины миллиардеров земного шара являются евреями при соотношении 8,7 миллиардов землян в целом, в числе которых всего 15 миллионов евреев, что составляет лишь двухтысячную долю процента и даже того меньше.

История этого парадокса, его, на первый взгляд, иррациональность уходит вглубь далёких веков. Средневековая Европа отличалась особым разгулом антисемитизма, в результате чего евреям было предписано полное отстранение от всех видов трудовой деятельности за исключением двух «богохульных», т.е. «непотребных»: торговли и ростовщичества. А здесь без грамоты и соответствующей подготовки никак не обойтись, тем более в условиях возникновения и стремительного развития товарно-денежных отношений, появления банковского капитала и прогрессирующего натиска на социальную арену капитализма. Так что вынужденный еврейский опыт в данной части пришёлся как раз ко двору.

Если суммировать многовековой опыт Святого Писания в части существа взаимоотношений между евреями и деньгами, то он исходит из необходимости максимальной осторожности и осмотрительности, поскольку обращение с деньгами требует особой аккуратности и уважения, глубокого понимания существа их природы. Стоит хоть раз проявить в отношении денег непрофессиональный подход и неуважительность, как они тотчас показывают свой капризный нрав и начинают исчезать там, где ещё вчера свили для себя уютное, правильное и вполне надёжное место. Особенно это касается степени тишины и конфиденциальности, которые подчёркнуто предпочитают еврейские деньги.

Взять, к примеру, печальную судьбу многих богатых евреев ельцинской и путинской России, которые, утратив чувство самосохранения, направо и налево афишируя свои баснословные по цене приобретения, в открытую претендуя на высокую власть в условиях диаспоры, не только потеряли свои состояния, но и преждевременно ушли из жизни.

Честь и хвала в данной связи нашим соплеменникам, которых в этом деликатном вопросе отличает глубокая осознанная скромность, стремление никогда, нигде, ни при каких условиях не бравировать своими возможностями и в меру сил способствовать продвижению общественных проектов.

Разве можно сегодня, спустя многие десятилетия, забыть, как мудрая бабуля Рена наставляла меня: «Пожалуйста, когда идёшь по тротуару постарайся не стучать каблуками». Мол не привлекай к себе внимание окружающих, будь скромней, посдержанней, попроще. Мой многолетний сосед по синагоге – Абрам Меиров, познавший сполна жизнь во всех её проявлениях, рассказывает, как отец невзначай давал уроки мудрости сыновьям: «Если вы приехали в незнакомый город и вдруг обнаружили, что все мужчины лысые, первым делом уберите свои волосы, чтобы не отличаться от местных».

История недавнего фондрезинга для сбора денег в целях окончания строительства нового здания синагоги «Бет Гавриэль», завершившаяся появлением счёта свыше 9-ти миллионов долларов - наглядное тому свидетельство.

Более 1250 человек откликнулись на эту Богоугодную инициативу, выделив из личных накоплений от 100 тысяч до 1 доллара, подчеркнув тем самым, что для каждого из нас слово Творца столь же важно и существенно как хлеб насущный.

Причём всё было организованно в атмосфере полного взаимосогласия, уважения и тишины.

Каков ожидаемый результат? В будущем году в новой синагоге! Это дорогого стоит.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ