ДВОЙНИК ЛЕНИНА: КАК ПРОЙДОХА СЛАВКИН РАЗБОГАТЕЛ, ИЗОБРАЖАЯ ВОЖДЯ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Когда в январе 1924 года вождь революции ушел в мир иной, культура СССР столкнулась с проблемой - как рисовать Ленина на картинах и изображать в кино? Ведь в годы его жизни хороших фотографий было совсем не много.

Ибо большую часть жизни Ленин прятался от полиции, организовывал революцию и бил различную контру, Ильичу было не до позирования в фотосалонах. И совершенно случайно на помощь грустящей стране пришел простой человек. Иосиф Ариевич Славкин из Чернигова.

Начинал Иосиф жизнь свою неприметно, звезд с неба не хватал. Как и многие евреи, он стал юристом и в начале 1920-х годов перебрался в Москву. В пыльной конторе дела вел маленькие и по вечерам играл в районном любительском театре. Там - то и заметил сходство Славкина с покойным Лениным художник Амшей Нюренберг, у которого творчество не заладилось, и картины никто не покупал.

“Эврика!” - крикнул радостный Амшей, на этом точно можно заработать! И юрист Славкин, похожий на Ильича как молочный братик, стал главным элементом бизнеса, под названием “Лениниана”, то есть искусство изображения Ильича.

В 1931-1933 году художник нарисовал 3 картины про Ленина в Европе, где виднелся Иосиф Ариевич. А потом нетрезвым проговорился про близнеца Ленина на одной из культурных попоек. Славкин стал нарасхват и через месяц стал зарабатывать по 15 рублей в час, изображая Ленина.

Юркий Ариевич быстро смекнул, что на Ленине можно сколотить целое состояние и к концу 1930-х годов поднял расценки в 4 раза, и спрос не падал. Слепить или срисовать “живого Ленина” мечтали все интеллигенты, ведь государство за вождя платило весьма исправно.

И жадность Славкина росла. Иосиф стал не просто брать часовую ставку, а потребовал от художников и скульпторов отдавать часть своего гонорара. А потом даже стал собственным продюсером, торгуясь с заказчиками ленинских картин и памятников. Более того, пытался продать картины себя в виде Ленина, Центральному музею Ленина.

На пике расцвета и молодецких сил Иосиф стал зарабатывать по 3 тысячи рублей в месяц - столько получали ударники-стахановцы, звезды советского кино и конструкторы самолетов. А кроме денег в товарище Славкине развился актерский талант. Он стал диктовать художникам, какую позу и какой мечтательный взгляд надо принять Ленину на картине в лице себя.

Все удалому Славкину сходило с рук, даже когда вокруг домохозяйки ловили врагов народа. Но весной 1941 года директор ленинского музея наконец пожаловался на него в ЦК, товарищу Жданову: “ Иосиф Славкин извращает вождя не только на картине, но и в жизни, выдает себя за его старого друга. Славкин сшил китель как у Ленина и ходит в метро его походкой, подражает жестами и голосом. Говорит, что помогал вождю в эмиграции, работал в Кремле и получает персональную пенсию соратника Ильича. Жену называет Наденькой.

Жданов приказал разобраться, что за ерунда, а потом схватился за голову. Оказывается на всех картинах Ленина после 1930 года, изображен Иосиф Ариевич Славкин в качестве вождя. В том числе на тех, где он обнимается или учит жизни великого Сталина. И всю эту аферу недоглядели все, включая самого Жданова.

Прорисовывался явный трындец, и члену ЦК ничего не оставалось, как лишь замять скандал по-тихому. Художникам запретили рисовать Славкина вместо Ленина, а самого “соратника Ленина” устроили в “Мясосбыт” на хорошее место. Сделали ему парик и запретили изображать вождя. Иосиф Славкин мирно скончался в 1974 году, проживая по-тихому накопленные богатства от своей удалой смелости.