И ГРУСТЬ, И РАДОСТЬ, И ЛЮБОВЬ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

(О фильме Семёна Аронбаева «Наедине с памятью». Нью-Йорк, 2023)

При всём множестве самых различных явлений, порождённых иммиграцией бухарских евреев в Израиль, США и ряд других стран, их содержательная направленность не может не вызывать интереса в публичном пространстве. Прежде всего в части воздействия на культурную жизнь нашего этноса в принципиально иных социальных координатах. Этнос, который, судя по фактам, серьёзно настроен на сохранение многих былых традиций, обычаев, стереотипов, всего того, что может способствовать не только удобрению живительной влагой памяти, несущей в своих отсеках лучшие страницы прошлого, но и уберечь, особенно молодое поколение, от негативного влияния определённых сторон современной западной цивилизации.

Тот факт, что бухарская иммиграция, будучи весьма и весьма успешной в целом, оказалась недостаточно способной противостоять местным тяготам, связанным с распадом здесь былых надёжных устоев семьи, фактически поверженной и потерявшей свой, казалось незыблемый авторитет, не может не вызывать огромное беспокойство в нашей общине.

С этих позиций фильм Семёна Аронбаева, при всей его многоплановости, является прежде всего гимном здоровой семьи, построенной на привычных нам ценностях, скреплённой взаимной привязанностью и любовью. Эти мотивы, заложенные автором фильма изначально в идею сценария, впоследствии оказались удачно расшифрованными и выпукло продемонстрированными в процессе иллюстрации всех перипетий, через которые с достоинством прошли герои фильма, что не может не увлечь зрителя.

Ознакомившись с фильмом, нельзя не проникнуться любовью к его героям, к той искренности взаимоотношений, что сопровождала по жизни большую семью, несколько поколений на протяжении многих десятилетий, деливших между собой и вкус радостей, и горечь слёз, и притяжение любви.

В центре фильма очень удачно представлено главное действующее лицо – Аркадий Якубов. Человек незаурядный по содержанию, с очень непростой судьбой. Особо подкупает его тепло в отношении минувших многих десятилетий, связанных с родным домом, с родителями, с двумя младшими братьями и сестрой. Никак нельзя не обратить внимание, что, прожив без малого семь десятилетий с супругой, он сохранил с ней свежесть отношений по сей день, привязанность и благодарность за прожитые в любви и согласии годы.

Наблюдая за этими сценами, зритель не может не отметить мысленно, что речь идёт о простом человеческом сугубо личном счастье, которое бесценно по своей сути, но, к великому сожалению, доступно далеко не всем, особенно в наш непростой век, излишне меркантильный.

Было бы очень кстати, тем более, что этот фильм предназначен, в первую очередь, для будущих многих поколений Якубовых и не только, если бы автор попытался поставить, а следом и ответить на вопрос, где таится тайна подобного рода близости между членами семьи большого разветвлённого клана, включая, конечно, Аркадия и Лилю. Вероятный рецепт, озвученный в фильме, пришёлся бы кстати для далёких потомков, да и ныне в наш прагматичный век был бы не лишним.

Когда речь идёт о прошлом, фильм не скрывает, и это справедливо, ностальгические настроения не только о стремительно пробежавшей молодости, о друзьях героев фильма, о тех чистых отношениях, которые многие десятилетия определяли суть этих необычно тёплых связей.

Сама по себе фабула жизни Аркадия безмерно и любопытна, и поучительна, и интересна. Было всё: учёба, человеческие увлечения, испытания афганской войной, родители, дети, семья, иммиграция. Но при всём этом непочатом многообразии он сумел, судя по развивающемуся в фильме сюжету, пронести сквозь десятилетия самое главное: глубоко врождённое приличие и добродетельность, причём всегда и во всём, в большом и малом, что стало для Аркадия Рафаиловича бессрочной визитной карточкой в мир самого достойного, почтенного и всеми признанного, как в рамках нашей общины, так и далеко за её пределами.

Несомненной творческой удачей автора фильма, который никак не может и не должен быть ограничен узкими рамками семейных отношений и интересов, является тот факт, что он недвусмысленно пронизан камертоном современного звучания, яркой связью между прошлым и настоящим, когда в центре оказывается человеческое достоинство и яркая личность с чётко обозначенным социальным обликом – наш добрый друг Аркадий Рафаилович Якубов, для которого преданность и искренность всегда занимали первое место в жизни.

 

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ

Посмотреть фильм «Наедине с памятью» можно на сайте Аркадия Якубова УАKUBOV.NET