КОШЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

Кошер, кошерный, кошрут, кошеровать, кошерование...

Эти слова-понятия приобрели сегодня фактически интернациональный характер, они постоянно наслуху, поскольку стали достаточно часто употребляться не только в еврейской среде. Стоит в данной связи напомнить, что лишь в США ежегодный оборот кошерных продуктов превышает многие миллиарды долларов, привлекая к себе в массовом порядке и неевреев, и ненабожных людей.

Где причина этой стремительно растущей популярности явления, которое до недавнего времени ассоциировалось, как правило, в основном с образом жизни религиозной части еврейской генерации? – адресую свой первый вопрос раббаю.

Раббай И. Шимонов: - Скажу больше, сегодня наряду с перечисленными Вами понятиями в оборот все больше и больше входят и такие, как кошерный внешний вид, кошерная девушка или парень, одежда, поведение, поступки, деятельность, т.е. принципы кошерности всё более и более распространяются на самые различные явления материальной и духовной жизни.

В Израиле, к примеру, широкое хождение в среде ортодоксальной части религиозного населения приобретают кошерные сотовые телефоны, которые не могут ни принимать, ни отправлять СМС сообщения и подключаться к Интернету. Согласно этому новшеству, все основные телефонные компании страны имеют “кошерные пакеты”, сервис которых несколько дешевле традиционных.

В.Кандинов: – Какой смысл вкладывается в понятие “кошерности”, в силу каких причин оно сегодня выходит далеко за пределы еврейского мира, привлекая к себе не только представителей самых различных конфессий, но и людей с атеистическими воззрениями?

Раббай И.Шимонов: – Это есть убедительное свидетельство того факта, что миссия народа Израиля в планетарном масштабе, предопределённая Создателем, связана с распространением по всему миру морали и нравственности Торы, что находит с течением времени свое подтверждение в реальной практике.

Если иметь в виду, что вместе с Торой еврейский народ получил изложенные в ней Законы кошрута, во всей их полноте, то станет более понятным, что идеи и практика кошрута служат одним из краеугольных и важнейших постулатов иудейского мировоззрения. Ничего удивительного в этом нет, поскольку кошрут ассоциируется не только с продуктами питания, пищей, едой, порядок приготовления и использования которых строго подчиняются определённым правилам и законам и контролируются целой системой внешнего надзора, но и распространяется на духовный мир еврейского общества.

Что касается сути понятия кошрута, того смысла который в нем заложен, то под этим подразумевается только подходящий, приемлемый, чистый продукт, включая его производство и потребление. Но когда мы говорим о чистоте продуктов и чистоте помыслов, объединяя тем самым под сенью кошрута материальное и духовное, даём тем самым понять, что по замыслу Создателя не может быть разграничений между кошерным столом и поведением человека, что и первое, и второе могут и должны выступать как единое цело, но никак порознь.

В.Кандинов: – Жизнь даёт порой примеры, когда, наблюдая за тем или иным человеком, не можешь не обратить внимание на его подчеркнутую религиозность, проявляющуюся в основном в аккуратном и даже скрупулёзном следовании её ритуальным требованиям: суббота, синагога, кошерный стол, праздники и т.д.

В то же самое время этот человек известен своими неблаговидными поступками в семье, в бизнесе и т.д., которые никак не совместимы с набожностью. Или, человек безупречен в своем приличии, интеллигентности, достоинстве поступков, воспитании детей, отношениях в семье и т.д. Но в синагоге его можно встретить лишь по большим праздникам, к кошруту в питании он относится скептически, т.е. наблюдается некое фактическое раздвоение личности. При этом люди подобных убеждений не прочь оправдывать свои действия тем, что якобы главное в человеке – это его поступки в системе “человек – человек”, т.е. между персоной и обществом. Что касается его линии поведения в системе “Создатель – человек” – это его личное дело, дело его совести и здесь он волен себя вести так, как считает нужным, поскольку Создатель дал ему право выбора.

При этом люди подобных воззрений в качестве аргументов избирают доводы типа, что якобы кошрут в питании – это чисто физическое явление, дело привычки, которую без особых трудов может выработать в себе без особого труда каждый желающий. Что же касается кошерного поведения, тем более в наше непростое время, то это несравнимо более сложная задача, чем объясняется стремительное падение и обесценивание нравственных достоинств человека. Насколько правомерна подобная точка зрения?

Раббай И.Шимонов: – Я думаю, что это глубокое заблуждение, поскольку ни у одного из нас нет права искусственно, без всяких на то оснований разделять чистоту материальной и духовной жизнедеятельности набожного человека, утверждая при этом верховенство, первичность одной над другой, умаляя роль той или иной стороны. Кошрут в питании – это акт не просто чисто физического характера, но и в неменьшей, если даже не в большей мере, духовного предзнаменования. Почему?

Законы кошрута даны евреям Создателем не только для того, чтобы обезопасить их от негативного воздействия нечистых продуктов питания, как в процессе их производства, так и потребления. Определённую гарантию в этой части может представлять и органическая продукция, получающая ныне все более широкое распространение в мире. Главная миссия, значимость кошерного пищевого продукта заключается в том, что евреи, употребляя его, обязаны придавать первостепенное значение тому факту, что тем самым исполняют Законы Всевышнего, проявляя почтение к Нему.

Иными словами, кошрут имеет прямое непосредственное отношение к претворению в реальность первой из десяти главных заповедей Торы: “Я – Господь Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской”. Стало быть, потребление кошерной пищи никак не может признаваться евреем лишь как чисто физиологический акт, обычным животным потреблением белков и углеводов, ибо представляет собой прежде всего духовный процесс, обеспечивающий не только чистоту, полезность и продуктивность восстановления и воспроизводства энергетического потенциала человеческого организма, но и его единения с Создателем.

В.Кандинов: – Какой смысл Вы вкладываете в понятие кошерное поведение, поступки, деятельность?

Раббай И.Шимонов: – Быть евреем – миссия не из легких, поскольку речь идёт не только о галахической и этнической стороне вопроса, т.е. о непременном рождении от матери-еврейки, но и последующем принятии на себя всех без исключения обязанностей, регламентирующих повседневную жизнь истинного иудея. Именно вторая сторона – облик, содержание “повседневной жизни истинного иудея” есть наиболее проблематичная сторона еврейских будней, именно будней, поскольку они в обязательном порядке должны подпадать под действие Его законов.

Кошерное поведение – это результат строгих, порожденных внутренней уверенностью и необходимостью практических действий человека, основанных на 613 заповедях, изложенных в Торе в качестве свода правовых и нравственных норм, предписывающих иудею процесс неизменного следования и исполнения их содержательных сторон. Если иметь в виду, что в числе этих 613 заповедей – 248 обязывающих и 365 – запретительных, то станет более очевидным, насколько в сознании иудея должна быть мощной внутренняя мотивация, призывающая к обязательному исполнению и следованию этим нормам.

Помимо этого, евреи не могут упускать из поля своего зрения 10 заповедей, данных им на горе Синай, включающих в себя в концентрированном виде всю Тору, её суть. Не случайно все 613 мицвот Торы содержатся в 613 буквах, которыми изложены Десять заповедей. Таким образом, когда речь заходит о кошерном поведении и образе жизни конкретного человека, подпадающего под подобного рода высокую характеристику, то имеется в виду прежде всего его абсолютная безусловная нравственная чистота как по содержанию, так и по форме.

К счастью, вся многовековая многострадальная история нашего народа пестрит именами огромного числа подобных людей, истинных Цадиким, жизнь и действия которых служат наглядным примером для подражания.

В.Кандинов: – Однако, к великому сожалению, вокруг немало евреев, образ жизни, деятельность и поступки которых не только несовместимы с интересами своего народа, противоречат им, но и являются открыто враждебными. Чаще всего явления подобного рода связаны сегодня с именами известных евреев-политиков, занимающих серьёзные государственные посты в различных странах.

Показательна в данной связи судьба Лорана Фабиуса, ашкеназского еврея, родившегося во Франции в семье богатого артдилера, получившего великолепное образование и достигшего высочайших успехов в политической деятельности. В 37 лет (1984-1986 г.) он занял пост премьер-министра Франции, а в 2012 – министра иностранных дел, который был вынужден покинуть в феврале 2016 г. В последние годы Лоран стал проявлять совершенно необъяснимую агрессивную активность против Израиля, угрожая ему всеми карами, включая тяжкие экономические и политические санкции, если он не пойдёт на уступки М.Аббасу. И всё же указующий перст Создателя действует. “Подвел” Лорана его старший сын Том, обвиненный в США в мошенничестве и привлеченный к уголовной ответственности. Лоран вынужден был подать в отставку. Что касается президента Ф.Олланда, то он рвение своего бывшего министра спустил на тормозах. Судя по всему, некошерная деятельность Лорана Фабиуса была оценена по достоинству.

Аналогична судьба и другого еврея Берни Сандерса, который не скрывает своей неприязни к Израилю в стремлении получить номинацию в борьбе за Белый дом. Тщетные усилия, судя по всему. Берни явно просчитался в своих некошерных деяниях.

В заключение хочу выразить Вам сердечную признательность, господин раббай, за наш, надеюсь, содержательный обмен мнениями.

В.КАНДИНОВ