ЕВРЕЙСКАЯ “ТАБЛЕТКА” ОТ ЗАВИСТИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

Зависть – один из наиболее тяжких человеческих пороков, способный отравить жизнь и самому завистнику, и объекту его зависти. “Завистники умрут, но зависть – никогда”, – писал Мольер, подчеркивая тем самым, что этот порок является вечным и, скорей всего, неиссякаемым ущербным свойством людской природы.

Будучи чувством досады, переживаний, обиды и даже злобы, нетерпимости из-за чьей-то успешности, благополучия, зависть способна трансформироваться из потаенных внутренних ощущений в недружественные, а подчас и преступные действия в отношении объекта своей нелюбви и неприязни. Однако было бы ошибочным усматривать в зависти сплошь негативные стороны, поскольку не будь этой тяжкой людской объективной зависимости, мир моментально опустится в состояние застоя, регресса, лишив его даже малейших стимулов и мотивов к росту, совершенству и движению по восходящей спирали.

Ведь именно следствием зависти, по большому счету, становится и состязательность, и соревнование, и конкуренция, являющиеся основным источником прогресса рыночной экономической модели. А потому, не отрицая пагубных сторон завистливой человеческой натуры, следует также отнестись к её особенностям с подчеркнутой корректностью, не умаляя при этом её очень важных позитивных аспектов. Автор намеренно не употребляет здесь понятий “белой” и “черной” зависти. Мне представляется, что зависть может быть условно обозначена прямой линией, градуированной от нуля, идущей вправо со знаком плюс, где концентрируются результаты её позитивных воздействий, связанных с социальным прогрессом, и распространяющейся от нуля влево со знаком минус, означающим беды и теневые стороны этой негативной черты сознательной деятельности человека.

Можно ли ограничить проявление этого негатива, снизить его накал, как-то обуздать, поставить под контроль личности, освободив её от тягостных, а то и преступных мыслей, лишающих покоя, возможности радоваться жизни, провоцирующих состояние постоянной психической напряженности, неудовлетворенности собой и окружающими?

Именно об этом наш разговор с равом И.Шимоновым.

“К счастью, – на мгновенье задумавшись, рассуждает раббай, – иудаизм располагает могучим арсеналом экономических и морально-психических предписаний, определяющих и регламентирующих всю повседневную жизнь евреев. И есть в их числе одно, которое, по моему глубокому убеждению, в случае разумного и сбалансированного обращения с ним, вполне может играть роль не только эффективного морально-психологического средства противостояния вспышкам зависти, но и стать как бы специфическим “медикаментозным препаратом”, подавляющим подобного рода негативные ощущения человека.”

В.Кандинов: – Вы меня, буквально, заинтриговали. Уж, не “таблетку” ли от зависти Вы намерены нам предложить?

И.Шимонов: – Можете условно считать именно так. Судите сами. Нас окружают бесчисленное множество самых различных соблазнов, особенно в богатой и обустроенной Америке. Кто-то живет в шикарных особняках, а кто-то в однобедрумной квартире, кто-то разъезжает в авто стоимостью в несколько сот тысяч долларов, а кому-то досталась поддержанная машина за пару тысяч. И т.д. и т.п., до бесконечности.

И так было всегда и будет продолжаться во всем. Так задуман наш мир. Еврейские мудрецы, осознавая на данном фоне естественность зависти, видя те беды, которые с ней связаны, но, понимая вместе с тем, что в этом Б-гом данном пороке, заложена неисчерпаемая мощь.

Желая сохранить и усилить её, они одновременно стремились исключить пагубные стороны людской завидущности. Но как, каким образом можно отвратить любопытный и, видимо, ненасытный человеческий глаз от всех необъятных соблазнов, которые его окружают? У бухарских евреев по этому поводу имеется великолепный афоризм: “Чашми одамро хок сер мекунат” – “Глаза людей насыщает лишь песок”. Тем более, когда эти соблазны крутятся совсем рядом и принадлежат брату, соседу, другу, родственнику, вызывая обычный в подобных случаях потаенный вопрос: “Хочу тоже, такое же, почему у него есть, а у меня нет, чем я хуже?”

И пошло, и поехало. Хорошо, если эти и тому подобные ощущения ограничиваются косыми взглядами исподлобья и проявлениями внешней неприязни, а если в ход идут анонимки, да мало ли что и как...

Исходя из этого, более двух тысячелетий назад наши Учителя в поисках “снадобья” от зависти задавались вопросом: “Кого мы считаем богатыми?” Рабби Тарфон, живший в те времена, считал, что богат лишь тот, кто имеет сто виноградников, сто полей и сто рабов, их обрабатывающих. Однако эта мысль, нашедшая отражение в Вавилонском Талмуде, не могла устранить почву для зависти, поскольку нет предела человеческим желаниям, а вместе с ними и для порочных мыслей и стремлений. Примерно той же позиции придерживался и великий рав Акива, творивший в тот же период, предполагая, что богат лишь тот, у кого жена красива своими поступками... Раби Меир (один из крупных знатоков Мишны, ученик великого раби Акивы; 2-ой век) сделал в этом вопросе существенный шаг вперед.

Он признавал по-настоящему богатыми лишь тех, кто получает удовольствие от своего богатства. Они довольны своим уделом и не стремятся иметь больше, чем у них уже есть. Примерно аналогичных позиций придерживался и рабби Бен Зома, современник упомянутых мудрецов, пришедший к выводу, не теряющему своей актуальности и силы воздействия на умы людей по сей день. По его мнению, богат лишь тот, кто счастлив и вполне удовлетворен своим уделом, тем чем располагает (Пиркей Авот, 4:1). Благодаря этим суждениям, человек, принявший их в качестве руководства в жизни, как бы оказывается под воздействием той самой “таблетки”, которая вырабатывает иммунитет, внутреннюю устойчивость против пагубной ненасытности материальными благами, когда стереотипы типа “мало, хочу ещё, почему ему, а не мне, почему у него, а не у меня” превращаются в основные стимулы существования, провоцируя нетерпимость и завидущность к окружающим.

В то же время, стоит человеку ощутить состояние удовлетворенности своим материальным положением, как автоматически, в основном, устраняются причины для недовольства самим собой, для постоянного выискивания среди окружающих объекта для зависти со всеми вытекающими отсюда негативными мучительными последствиями. Это не означает, что персона прекращает стремиться к росту, прогрессу. Только под воздействием нашей “таблетки”, она делает это взвешенно, не оглядываясь по сторонам ненасытными глазами, не выискивая и не создавая себе надуманных врагов, у которых, как ей кажется, более радужные результаты по жизни, в карьере, материальном благополучии и т.д.

Подобные люди, стремясь двигаться по восходящей, ставят перед собой прежде всего реальные цели и выбирают правильные инструменты и способы их достижения.

В.Кандинов: - Насколько я понимаю, богатство, согласно еврейским традициям, измеряется не только счётом в банке, различными материальными ценностями, но и массой других сторон жизни, таких как здоровье, семья, дети, авторитет в обществе, имя, которое чаще, не имея денежного эквивалента, тем не менее очень дорого стоят. Как согласуются между собой эти две стороны богатства? Насколько обоснована зависть к таким чисто внешним проявлениям богатства как дома, машины, дорогая одежда и т.д.?

И. Шимонов: – Богатство и деньги евреями никогда не воспринимались аналогичными явлениями, а потому между ними не только не следует, но и опасно проводить знак равенства. Вокруг немало очень состоятельных материально людей, но которые никак не воспринимаются богатыми, поскольку они зачастую оказываются неудачниками в личной жизни, за ними вечно тянется шлейф различных семейных скандалов, дрязг, неурядиц с детьми, родственниками, разговорами о нечистоплотных аферах с партнерами и т.д.

Поэтому, когда некому Мудрецу задали вопрос об известном человеке, насколько он богат, ответ прозвучал так: “Не знаю, мне известно лишь, что у него много денег”. “Значит, он богат?” “Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, – отвечал Мудрец. – По-настоящему богат лишь тот, кто удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается постоянно иметь всё больше и больше, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен”.

Точнее не скажешь и жизнь это многократно подтверждает, поскольку деньги нередко приносят беды, проблемы, болезни, тюрьмы. Поэтому, счастлив лишь тот, кто, к примеру, с радостью отделяя десятую часть дохода на благотворительные цели, ощущает себя богатым, ибо самоощущение человека дороже любого капитала. Здоровье – самая важная и бесценная часть богатства. Когда одного известного Цадика в момент серьёзного заболевания спросили о самочувствии, он не только не стал подробно рассказывать о своём недуге, что принято делать некоторыми людьми, а напротив, улыбнувшись, ответил, что у него, хвала Создателю, в целом организм вполне здоров и он надеяться, что нынешняя хворь также быстро отступит.

Недаром медики утверждают, что уверенность больного в благополучном излечении – это уже треть успеха. Не ропщи или, как говорят бухарцы, ношогури не кун, будь доволен тем, что имеешь, что дал тебе Создатель, и ты убедишься, что успех и удача окажутся на твоей стороне, что Он не оставит тебя один на один с твоими проблемами. И самая главное – наша “таблетка” беспроигрышна, она не имеет никаких “побочных” действий, кроме одного: освобождает от мучительного изнуряющего недуга постоянно оглядываться по сторонам в поисках тех, кому якобы живется лучше, отравляя тем самым себе и окружающим жизнь.

В.Кандинов: – Образно и очень убедительно, уважаемый раббай. Убежден, что читатели нашей газеты с интересом познакомятся с этим материалом. Сердечная Вам признательность.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ