ДОКТОР ЗОЯ МАКСУМОВА: ФИЛОСОФИЯ УСПЕШНОСТИ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

(Окончание. Начало в предшествующем номере газеты, №147)

 В дни, когда готовился к печати данный материал, в журнале «Женский мир» появилась проникновенная статья Зои, посвященная 120-летию рождения мамы и 40-летию её ухода из жизни. Судя по тону и всему тому накалу страсти, которая ощущается как бы между строк, сохранённая на кончике её пера, мама для Зои, для её ощущений, несмотря на то, что воды утекло неимоверно много, это особая неразгаданная тайна её успешности, закодированная в генетической общности матери и дочери.

Зоя убеждена, что она от корней волос и до пят – это поразительная копия матери, тогда как старшая сестра и брат – это повторение отца. Непонятно одно: каким образом и по каким принципам природа так филигранно одаряет родных людей началами, порой абсолютно несопоставимыми между собой.

Пока что заметим, д-р Зоя, оказалась самой младшей в семье, третьим ребёнком и весьма поздним. При этом наделённым удивительными природными способностями и стремлением к знаниям на фоне заметной предрасположенности к естественным дисциплинам, но и без ущерба в части гуманитарных направлений, и владения острым тонким пером с явными творческими наклонностями осмысления окружающих явлений.

Тем не менее мама настояла, чтобы дочь после завершения семилетки, причём исключительно на «отлично» по всем дисциплинам, продолжила образование в медицинском училище. Поскольку была убеждена, что главная миссия бухарской девочки – это замужество, дом, семья, воспитание детей и сохранение в их сердцах еврейского духа.

Пока что Зоя, окончив с круглыми пятёрками училище по специальности «акушерство и гинекология», была зачислена в Душанбинский мединститут по результатам высокой сдачи лишь одного экзамена по физике, навечно связав свою судьбу с серьёзной медициной. Необыкновенно организованная, целенаправленная, с чувством обострённой настойчивости, непоседа, чётко представляющая о чём мечтает и чего хочет добиться в жизни, амбициозная со знаком плюс, Зоя оказалась окружённой, буквально со всех сторон, успешными результатами и последствиями своих деяний. Как-то один из профессоров, листая её Зачётную книжку с удивлением и юмором заметил: «Приятное однообразие!».

Начиная от Красного Диплома по окончанию мединститута, последующей защитой в Москве кандидатской диссертации и чётким видением концепции будущей докторской, которая, словно по мановению волшебной палочки, сама просилась в руки. Именно о подобных уникумах – бесценном капитале человечества, вечно мудрый Франсуа де Ларошфуко с надеждой замечал: «В серьёзных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упустить». И наша героиня их не упускала. При всей занятости и увлечённости любимым делом двадцатилетняя Зоя стала женой любимого человека - Якова Ходжибекова, не мешкая родила двух детей, хотя плотность практической и научно-педагогической деятельности не предполагала никаких послаблений.

Печальные события в Таджикистане 90-х и не только ускоряли процесс исхода евреев из бывшего Союза. Оказавшись с семьёй в штатах, Зоя не только не утратила былых особенностей своего напористого характера, а напротив под давлением осложнившихся обстоятельств в чужой стране, с утроенной энергией добивается блестящих побед, причём с первых попыток. К примеру, подтверждая дееспособность своего советского лайсенса врача, она в течение года успешно справляется с четырьмя нелёгкими тестами, открыв дорогу в резидентуру. В течение долгих шести лет, из которых наша героиня четыре года отдала радиологии, один год - терапии и ещё один год - радиационной медицине, не зная и не мечтая ни о минуте покоя, при наличии двух детей подростков, она сумела влиться и занять достойное место среди ведущих американских врачей, ответственных за первоначало, истоки успеха медицины – диагностирование. Каждое её резюме отличалось глубокой аргументированностью и исключением малейших сомнений у коллег, превращаясь в дальнейший трамплин для успешного лечения пациентов.

Именно на этот период пришлось тяжелейшее испытание, сопряжённое с внезапно обнаруженным неизлечимым недугом мужа, с которым были связаны более чем два счастливых и неимоверно тёплых десятилетия, сыгравшими огромную роль в успешности американского этапа карьеры Зои.

Кто-то из мудрых заметил: «Судьба слепа, но разит без единого промаха». Должны были истечь долгих одиннадцать лет, подняться дети, затянуться душевные раны, связанные с потерей Якова, прежде чем Зоя решилась устроить свою личную жизнь. На пути её появился Борис Кандхоров, великолепно образованный в сфере финансов, импозантный, интеллигентный мужчина, подходящего возраста, с непростой личной судьбой.

Наши читатели старшего поколения наверняка помнят нежную песню в исполнении Вахтанга Кикабидзе, где есть такие проникновенные слова: «Просто встретились два одиночества, Развели у дороги костёр, А костру разгораться не хочется…» Только в отличие от этих слов Зое и Борису, двум разумным людям, совместными стараниями удалось разжечь свой костёр доброжелательных и обоюдно уважительных cемейных отношений, неумолимо подпитываемых общностью интересов и неугасаемым стремлением поддерживать друг друга. Подобные костры, особенно с возрастом, питаются энергией от вечного огня, постоянно насыщаемым источником, замеченным неким явно мудрым мыслителем: «Нельзя найти счастье в браке, если вы не принесёте его с собой». Бернард Шоу на данный счёт выразился более конкретно: «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его». Всё закономерно, ибо вечного в природе ничего не бывает, тем более счастья. Борис и Зоя, усвоив эту истину, видимо, стремятся воспроизводить своё счастье загодя, постоянно удобряя им почву своих прежде всего духовных взаимоотношений.

Тем самым мы вплотную подошли к теме, имеющей прямое отношение ко второй жизни нашей героини, как бы неотрывно развивающейся параллельно с её основной профессиональной деятельностью. Более четверти века назад её вечно неугомонная душа, никогда не ведающая сути покоя в контексте врачевания, задумала основать первый и по сей день единственный американский теперь уже русско-английский журнал «Женский мир», трансформировавшийся с годами в желанного и любимого члена многих сотен семей нашей многотысячной общины не только в США, но и в Израиле и других странах.

Проблема семьи в этом издании – одна из центральных, поскольку при всей успешности американской бухарской эмиграции в целом, вопросы брака и брачных отношений – это одна из наиболее острых тем, из-за которой многие вполне добропорядочные дома не знают покоя по причине неустроенности значительной части взрослых детей.

Работая с Зоей над данным материалом, мы пришли к выводу, что наша община не имеет по сей день чёткой концепции создания еврейской семьи, которая по возможности учитывала бы особенности страны, в которой мы успели пустить корни, а наши дети не только в совершенстве овладели английским языком, многие получили великолепное образование, различные необходимые навыки трудовой деятельности для достойной жизни, но и частично успели воспринять её культурные и ментальные особенности.

Факты свидетельствуют о том, что в религиозной среде тема семьи не сталкивается с теми сложностями, которые имеют распространение в секулярном обществе. Среди религиозных евреев ныне распады семей не превышают 2%, тогда как в США в целом каждый очередной брак повторный, а в Германии – каждый третий. Средняя продолжительность первого брака в нашей стране не превышает восьми лет. К тому же каждый год у нас четверть детей рождаются в неполных семьях.

Ныне на Западе в целом огромное распространение получили т.н. гражданские и гостевые браки, а вместе с ними стремительно растут цифры массовой безотцовщины, усиленно будируются нездоровые темы гендерного характера, что, в конечном итоге, приводит к утрате былого авторитета семьи как важнейшего продукта социального благополучия общества. Статистика свидетельствует: чем выше уровень нестабильности и разложения традиционных семейных ценностей, тем выше поднимается кривая наркозависимости, детской преступности и увлечения алкоголем.

Нельзя не заметить, что д-р Зоя, как издатель и главный редактор журнала, обладая огромным жизненным опытом, как никто иной, чувствует всеми фибрами своей души многие непривычные нюансы американских реалий, подрывающих основы притяжения адекватного человека к семье и ко всем тем благам и, разумеется, трудностям, которые с ней традиционно связаны.

Зоя абсолютно убеждена в том, что создание надёжной семьи по принципу «один раз и на всю жизнь» и последующее рациональное управление ею – это особый бизнес, не сопоставимый ни с чем иным, в основе которого лежит уравнение с бесчисленным множеством неизвестных, решение которого нуждается в усилиях особого рода. Семья, начиная от её создания и последующей совместной жизни, – это неустанная работа симбиоза головы и сердца, т.е. разума и души, пропорции между которыми строго индивидуальны и конкретны. Замеры, которые мы старались многократны проводить по данному поводу, свидетельствуют: чем старше респондент, т.е. потенциальный жених или невеста, тем настойчивей они склоняются к мысли о большей значимости роли головы для пользы дела, иначе говоря, упор делается на рациональный поиск семейного счастья.

Кто из родителей не мечтает, чтобы их девочка, к примеру, оказалась за спиной обеспеченного человека? Ответ очевиден. Но, с другой стороны, излишняя окраска в Америке идеи брака в меркантильные тона вовсе не гарантирует его успешность, ибо давно не секрет: чем выше материальная обеспеченность общества, чем безрассудней порой потребительские запросы, тем ниже опускается планка нравственного здоровья человека. И как результат, институт брака, его былая во многом святость теряет силу со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. Идёт ли речь в части господствующих в обществе общепринятых принципов создания счастливой семьи или об её последующем сохранении в рамках достойных и взаимно уважительных отношений.

Мы намеренно в данном случае не вводим в оборот нежное и во многом святое слово «любовь», поскольку с годами зачастую возникают иные чувства, такие как привязанность, привычка, общность интересов, духовная близость, не менее значимые чем любовь, но с иной физиологической подсветкой.

Очевидно одно: каждая серьёзная связь между мужчиной и женщиной, нацеленная на создание семьи, строго индивидуальна и не имеет аналогов. Учитывая болезненность и острую актуальность этой проблемы в нашей общине, не может не возникнуть вопрос: существует ли в этом процессе какой-то общий знаменатель, способный в какой-то степени упорядочить философию прежде всего создания семьи, ибо условия её успешного сохранения, тем более в нынешней обстановке, это совершенно иная тема.

Публичная позиция д-ра Зои, ставшая, в частности, предметом наших дискуссий в процессе работы над данным материалом, в общих чертах свелась к следующему. Первая встреча, знакомство, случайное оно или намеренное, чаще носит визуальный характер. И если оно произвело позитивное впечатление, да к тому же, где-то вдалеке, что-то слегка «ёкнуло», типа - «а он или она вполне…», да к тому же, едва заметно, напомнила о себе невзначай «химия», то это явный повод для продолжения знакомства, чем-то, как-то подчеркнуть своё внимание и явную расположенность. Способов для этого тысячи.

Не детализируя событий, напомним, что на каждого из нас в общине, условно выражаясь, заведено виртуальное личное досье, которое без труда «снимается» с нужной полки и в руках заинтересованных людей, т.е. семьи претендентов на руку вероятной невесты или жениха, оказывается вся необходимая информация: быть или не быть. И если в этой самой информации, хотя и не всегда, отсутствует что-либо нежелательное, то события должны развиваться по нарастающей, разумеется, при желательной поддержке родителей, семьи. Почему?

Очень важно иметь в виду: незачем переносить вопрос в плоскость его исследования на счётах. Одна костяшка «за» - направо, другая «против» - налево. Баланс очень часто - «0». Поскольку скрупулёзный анализ под микроскопом, когда на поверхность извлекаются факты, кто и что сказал, как посмотрел, сколько каратов камень в преподнесённом кольце, нет ли долгов по учёбе, где и с кем начнётся совместная жизнь и тысячи прочих вопросов не способны ответить на главный: «Быть счастью или нет?» Лишь голова и сердце, душа, тесно прижавшись друг к другу, могут в какой-то мере разрешить вероятные сомнения, если они возникают.

Причём Зоя в силу своего вечного и неувядающего романтического характера пальму первенства старается адресовать душе. Поскольку считает её более мобильной и способной к принятию альтруистических и сравнительно взвешенных решений, так как свободна от тела и, в особенности, его «холодной» головы, вечно озабоченной земными нередко мрачными проблемами. Итальянский философ Джузеппе Марзини, смотрел словно в воду, подчёркивая два века назад: «Муж и жена – это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда».

В любом случае, каждый брак, где бы он не заключался, особенно в наши непростые дни, таит в себе определённый риск. Важно изначально быть настроенным на самое главное: ОДИН РАЗ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Успешность д-ра Зои во многом оказалась предопределённой не только абсолютно удивительным характером, обозначившим её судьбу, ту миссию с которой она оказалась на земле, но и тем родом деятельности, что из мечты превратилась в явь, образ жизни, часы сна и бодрствования, общения с мужем, детьми, коллегами, друзьями, которые, соприкасаясь с ней, непременно ловят себя на мысли: «Хочу опять, хочу ещё!»

Работая над этим материалом, в который раз проникаюсь мыслью, сколь удивителен наш этнос, который, при всей своей малочисленности, за минувшие полвека исхода сумел подняться на столь почётную социальную ступень. Д-р Зоя одна из тех, кто предметно доказывает – «мал золотник да дорог».

 

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ