СЕМЬЯ: КОГО ВЫБИРАЕТ ЖЕНЩИНА?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Более десяти лет назад мне представился случай познакомиться на одном общественном мероприятии в Манхеттене с некой дамой средних лет, мамой одного известного в Нью-Йорке религиозного деятеля, владелицей популярного брачного агентства. Узнав, что я из Квинса, бухарский еврей по происхождению, она заинтересовалась, нет ли у меня возможностей помочь ей наладить отношения с нашей общиной, так как у неё очень много желающих среди американских евреев связать свою судьбу с девушками из числа бухарских евреек.

При этом она подчеркнула, что её клиенты, имея подобные намерения, убеждены в высоких моральных достоинствах основной массы наших девушек, воспитанных на религиозных иудейских традициях, а потому изначально способных принести в свой дом надёжность и преданность в семейных отношениях, дефицит которых в американском обществе последнее время ощущается всё более и более острей.

Поэтому, когда Авром Бангиев, много лет сотрудничающий с нашей общиной, рассказал о своём последнем проекте в ракурсе социальной этнической психологии семейных отношений и полученных результатах, мне показались они весьма любопытными и поучительными для широкой читательской аудитории.

Действительно, одно дело, когда речь заходит о высоком нравственном имидже бухарско-еврейской женщины в глазах, к примеру, американских евреев, число которых, становящихся счастливыми мужьями наших девушек, из года в год возрастает. Небезынтересно на данном фоне выяснить, о каких мужьях мечтают, в свою очередь, наши девушки, много ли среди них тех, кто хотят в обязательном порядке связать свою судьбу лишь с соплеменником, или тех, кто намерен найти себе спутника жизни за пределами своей общины, или таких, для кого этот вопрос не имеет принципиального значения. Причём, по замыслу автора исследования, он предполагал, что его респонденты не только дадут односложный ответ "да", "нет", "безразлично" на вопрос "Имеет ли для Вас принципиальное значение национальное и этническое происхождение Вашего нынешнего или будущего мужа?", но и постараются объяснить свою ту или иную избранную позицию.

В.К.: Насколько оправдался Ваш замысел, и не смогли бы Вы рассказать нашим читателям о содержании полученных результатов?

А.Б.: С целью сбора необходимой информации мною была открыта специальная страница на Facebook, где разместился основной вопрос исследования, предназначенный для респондентов, с тремя вариантами ответов (см. выше) и просьбой объяснить суть своей точки зрения. Причём, в конструкцию исследования была заложена возможность ответить на поставленный вопрос анонимно или подписав, но адресовать его лишь автору проекта, либо разместить его на нашей соответствующей странице, доступной для всеобщего обозрения с подписью или же без таковой. Столь широкий выбор вызвал живой и, что самое важное, откровенный интерес среди молодых людей самого различного социального, возрастного (от 18 до 40 лет) и образовательного диапазона.

Мною получены пространные ответы от 111 респондентов-бухарских евреев, в том числе – и четверых мужчин, хотя опрос был адресован женской аудитории. 56 (50,5%) опрошенных заявили, что они уже связали или предполагают связать свою судьбу в будущем лишь с партнёром из числа бухарских евреев, 31 (27,9%) считают, что для них не имеет принципиальное значение этническое происхождение (ашкенази, бухарский, грузинский, иранский) будущего мужа. Главное, чтобы он был евреем. 17 (15,3%) девушек оказались из числа тех, кто не хотят искать счастье рядом с соплеменником, либо сожалеют, что совершили когда-то ошибку подобного рода, хотя опять-таки желают связать свою судьбу только с евреем. 3 (2,7%) девушки написали, что для них не имеет принципиальное значение национальность будущего мужа, поскольку они выросли в смешанных семьях.

Что касается четверых мужчин (3,6%), то суть их позиции свелась к тому, что ныне проблема женитьбы в Америке в нашей общине очень усложнилась, так как всё в основном упирается в материю, особенно в представлениях родителей невест. Кто якобы посостоятельней, у того и шансов больше на успех. Думаю, что столь категоричное суждение не всегда имеет место в реальной жизни.

В.К.:–Прежде всего, отраден факт, согласно которому подавляющая часть девушек (93,7%), ответивших на Ваш вопрос, видят своё будущее лишь рядом с еврейскими мужьями, что даёт основание прогнозировать перспективу развития нашей общины на американской земле как достаточно надёжную в плане сохранения её национального лица. Поскольку в рамках этого общего единодушия имеются различные точки зрения, сопряжённые, в частности, с этническим происхождением избранников, какими аргументами они обосновываются?

А.Б.:–Начну с того, что лейтмотивом мнений того большинства (50,5%), которое уверено в необходимости искать своё семейное счастье только с евреем бухарского происхождения основано на убеждённости, что особенно с годами дают себя знать различия в этнических традициях и ментальности, нередко осложняющие брачный союз. Кто одерживает верх в этом противостоянии привычек, культурных и нравственных стереотипов и ценностей сказать трудно. Да и возможна ли победа одной из сторон в данном соревновании без непомерной моральной и психологической платы? Думаю, что вряд ли!

Судя по полученным письмам, у определённой части наших женщин сложилось предубеждение, что якобы среди мужей бухарских евреев нередко доминирует стремление поставить женщину под свой полный контроль, воспитав её безропотным, зависимым от "супруга-хозяина" существо. А так как для Америки, для её демократических устоев подобный вариант абсолютно неприемлем, то и брак с соплеменниками может рассматриваться как безнадёжный анахронизм, "не модный" и т.д.

Продолжая эту мысль, некоторые респонденты пытаются оправдать свою уверенность в "бесперспективности" брака с соплеменниками тем, что якобы они в силу своих внешних особенностей не вызывают интереса у мужчин бухарских евреев. Чаще об этом говорят те девушки, которые, стремясь как можно быстрей "американизироваться", выбирают излишне распущенные, фривольные и даже непотребные формы одежды, причёсок, манеру поведения, что не может не коробить и даже раздражать взгляд мужчины, занятого поиском жены и друга, а не броской вульгарно-напомаженной фигуры.

В.К.: Не затруднит ли Вас привести в данной связи какие-либо конкретные примеры?

А.Б.: Сколько угодно. (Демонстрирует объёмную папку распечатанных документов). Читаю: "Я была убеждена до определённой поры, что не должна связать свою судьбу с бухарским евреем, ибо печальный опыт моей мамы не позволял в данном случае сомневаться. Но вот я встретила свою любовь – молодого образованного воспитанного человека из моей родной общины и мнение моё изменилось на 180 градусов. Очень важно соединить свою судьбу с тем, с кем будешь не только смотреть друг на друга влюблёнными глазами, но и смотреть в одном направлении".

Далее. "Представьте себе такую ситуацию, – пишет одна из наших респондентов, – перед вами выбор: три молодых великолепно образованных человека из приличных семей, внешне симпатичных, самостоятельных. Первый – бухарский еврей, второй – ашкенази, третий – итальянец, которые, как известно, и внешне похожи на наших, и семейные ценности у нас во многом схожи. Кого выбрать?

Конечно, я отдам предпочтение своему, поскольку его взгляды, привычки мне более близкие и понятные, да и родители наши быстрей найдут общий язык, что для меня очень важно, да и вероятность споров, начиная со свадьбы, можно ли мешать мясные блюда с молочными, отпадёт. И при подобном выборе у меня гораздо больше шансов раствориться к старости в своём муже, также как у него, в свою очередь, стать единым целым со мной.

Что касается утверждений отдельных наших девочек, с которыми мне удалось познакомиться на Вашей странице Интернета, о том, что якобы бухарско-еврейские молодые люди "примитивные", но "властные" и стремятся всеми правдами и неправдами "подчинить" себе жену, то это полный абсурд".

Ещё один пример. "Я была замужем за бухарским евреем, родила ребёнка. Но жизнь не сложилась. Разошлись. Надеюсь найти своё счастье заново, но только с бухарским евреем. По-другому не получится".

А вот прямо противоположное мнение: "Вышла замуж за бухарского еврея и скоро поняла, что это не моё. Недавно нашла свою судьбу с ашкенази и счастлива".

Как видите, сколько писем, столько судеб.

В.К.:–Это бесспорно. Неслучайно мудрый граф Л.Н.Толстой подчёркивал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастные проявляют свою неустроенность тысячами непохожих друг на друга способов. Кстати, в семейных отношениях Лев Николаевич был весьма деспотичен, и мог проявлять свой суровый нрав в части супруги Софьи Николаевны, несмотря на правила приличного тона. Напоминаю об этом в связи с тем, что некоторые наши девушки серьёзно заблуждаются, пытаясь обобщать негативные черты характера, якобы в целом присущие мужьям из среды бухарских евреев.

И хотя каждый народ или этнос имеет в определённой мере специфическую ментальность, тем не менее не следует её излишне преувеличивать, вознося в ранг всеобщей и неизменной черты. Как можно всерьёз сегодня думать, что в условиях Америки бухарско-еврейский муж – это "анахронизм", "вчерашний день", что это уже "не модно". А что модно: массовые разводы, гражданские, гостевые и повторные браки, массовая безотцовщина? Каждый сам выбирает свою судьбу.

Но в данном случае речь идёт о слишком важном выборе, а потому делать его следует, руководствуясь не голыми эмоциями, а разумом, сердцем, доверяясь опыту старших, родителей, тех, для кого твоё будущее не безразлично.

ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ