![]()
![]()
Беседа с гл.раббаем Центра «Бет Гавриэль» И.Шимоновым
Стоит даже невооружённым непритязательным глазом окинуть только видимое ближайшее окружение, как взгляд и ощущения моментально фиксируют наличие самых различных явлений, подпадающих под понятия «добра и зла», вызывающих диаметрально противоположные ассоциации.
Что же кроется за этими понятиями, какова их суть? В электронной энциклопедии «Википедии» мы находим следующее определение: «… добро и зло, согласно различным воззрениям, включая … иудейские, представляют собой т.н. нормативно-оценочные категории, означающие в обобщённой форме, с одной стороны, должное, желательное, нравственно-положительное, а с другой стороны – нравственно-негативное и порицаемое, осуждаемые явления».
Стало быть, с точки зрения, в частности, авраамических представлений в добре и зле следует прежде всего усматривать их объективную нерасторжимую двойственность в качестве антагонизма двух противоположностей, несоответствий, в которых по идее зло должно быть повержено добром.
В.К.: – Отсюда, уважаемый раббай, мои первые вопросы. Если иметь в виду общепризнанную бесспорную и очевидную всесильность Творца, для чего Он столь резко и сполна «усложнил» мирскую жизнь, присовокупив к её светлым обнадёживающим краскам в виде добра мрачные тона зла с его бедами, разрушениями и болью? Разве не в Его силах было избежать этих трагических сторон бытия, обрекая человека на страдания, переживания, а порой невыносимые муки? Почему Он не ограничился лишь добром, создавая мирскую жизнь, и не оградил человека от выпадающих на его долю жестоких испытаний?
Рав И.Ш.: – Страна, в которой мы с вами родились и прожили значительную часть своей жизни, столь бесславно исчезла с политической карты мира в силу того, что её лидеры в течение длительного отрезка времени ошибочно или сознательно пренебрегали учётом реальных Б-жьих законов, определяющих направленность развития и социальной жизни.
Логика Вашего вопроса вполне оправданная, поскольку, с одной стороны, Творец, как автор и зачинатель всего сущего, является воплощением добра, его источником. Тем более зло никак, ни при каких условиях не может быть свойственно Его сути. И если Он зло присовокупил к добру, то лишь с одной единственной неизбежной целью, единственно возможным и необходимым умыслом. Другого варианта просто-напросто нет и быть не может.
В.К.: – Если с первой частью Вашего рассуждения я не могу не согласиться, то в части второй у меня возникает некое недопонимание и неясность. Давайте по порядку.
Союз, к примеру, действительно, развалился 30 лет назад по той неизбежной причине, что в основе его зарождения лежала изначально порочная идея о возможности материализации добра как всеобщей ценности для подавляющего большинства людей. При этом не учитывалась психологическая особенность человека, заложенная в его социальную сущность, когда чувство «моё» и «хочу ещё, больше» по замыслу Творца являются, во всяком случае, в обозримом будущем, неистребимыми, доминирующими, судя по пятитысячнолетней минувшей истории.
Конечно, более чем семидесятилетний социалистический эксперимент, охвативший значительную часть нашей планеты и унёсший жизни многих миллионов людей, не мог по определению не окончиться социальным бедствием, отголоски которого слышны по сей день. Человека, действительно, невозможно даже цепями приковать к ничейной т.н. общественной собственности, блажь о которой, нелепая причуда, превратили ХХ век в кровавое столетие.
Рав И.Ш.: – Именно так, поскольку, если мы подчёркиваем, что Создатель наряду с добром внедрил в земную жизнь и зло, как бы это сопутствующее новшество не было тяжким для человека, иного варианта у Него просто-напросто не существовало. Такова логика одной из неизбежных сторон задуманного и реализованного Им гигантского проекта развития мироздания. Что же это за логика, что за нею кроется?
Некий восточный мудрец, пытаясь расшифровать смысл этой загадки, предположил, что «когда в Поднебесной узнали, что красота – это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро – это добро, появилось и зло». И это закономерно и даже неизбежно, ибо, согласно Его замыслу, в мироздании нет и не может быть по определению ни одного одномерного явления (только день и ночь, любовь и ненависть, вежливость и хамство) и т.д. Причём, как видим, не сотканного из взаимоисключающих друг друга процессов, находящихся в состоянии непрекращающегося противостояния, что служит единственным условием движения и развития, включая переходы от добра к злу и наоборот. Не будь этого мир, в частности, социальный, задохнулся бы в своем затхлом однообразии, самоедстве и самоуничтожении, что опять-таки очевидно на примере исчезнувшего Союза.
В.К.: – Как же, в таком случае, добро и зло, будучи в одной упряжке, но находясь, образно выражаясь, в положении объективной хронической несовместимости, неприязни и ненависти, готовые в любой момент нанести друг другу удар на поражение, тем не менее ухитряются продолжать эту непрекращающуюся ни на мгновение открытую и закулисную непримиримую войну между собой? Что вечно удерживает их наплаву?
Рав И.Ш.: – Дело в том, что Он как, Творец всего сущего, является абсолютным воплощением лишь добра, его создателем и зачинателем. Зло никак, ни при каких условиях не может связываться с Его именем. И если оно когда-то и где-то становится видимым и ощущаемым, то лишь потому, что среда и условия, породившие его и создавшие почву для активного продвижения, оказались по тем или иным причинам вне поля зрения Создателя. Другими словами, упоминая зло вместе с именем Создателя, мы делаем это условно, с тем, чтобы не утратить в поле нашего зрения объективную логику становления и развития проекта мироздания, реализованного Творцом.
Ведь добро никак не способно ни существовать, ни развиваться, ни перетекать из одного состояния в противоположное, иную форму и содержание, не окажись с ним рядом зла. Иными словами, всё хорошее, добродетель, её избрание человеком как образа жизни, есть прямое свидетельство его близости к Творцу. Как только эта близость начинает по тем или иным причинам ослабевать, на горизонте, следом и вблизи возникают симптомы, свидетельствующие о том, что зло поднимает голову, становится более ощутимым и агрессивным.
В.К.: – Это абсолютный факт, ибо вокруг масса примеров, когда вчерашнее зло трансформируется сегодня в добро и наоборот. Вспомним фигуру Нельсона Рокфеллера, 41 вице-президента США, который был в годы Второй мировой войны разносчиком патентованного зла, ибо занимался нелегальными поставками стратегических материалов для Гитлера, на чём «сделал» баснословный капитал. Но прижатый к стенке в 1947 г. еврейскими агентами он способствовал положительному голосованию многих стран Латинской Америки на ГА ООН по разделу Палестины и возрождению Израиля, сыграв тем самым на руку добру.
Рав И.Ш.: – И не только это. Зло по замыслу Творца, встало рядом с добром не только в целях развития жизни, её совершенствования, движения по восходящей, но и испытания человека, для большего выявления его сущности, нравственной стойкости и преданности заповедям Создателя. И если Он по своему характеру выступает в качестве основного условия проявления добра, то возникновение зла со всей очевидностью свидетельствует о Его неограниченных возможностях.
Всё предельно логично, поскольку Он поставил своё детище – Человека в положение свободы выбора и полной независимости от собственных предпочтений, т.е. Творца: вот перед вами простирается бесчисленное множество вероятных движений, поступков, предметов – выбирайте и действуйте сообразно своим интересам, включая и между добром и злом, помня при этом, что Мои возможности неограниченные.
В.К.: – Судя по Вашим рассуждениям явления добра и зла не статичные, поскольку постоянно находятся в состоянии перманентного развития и движения и, приобретая новые количественно-качественные характеристики, неуклонно обмениваются местами. Порой же бедствия и необратимые катаклизмы представляются настолько очевидными и разрушительными, что воспринимаются словно конец света. Есть ли какие-либо средства, позволяющие сглаживать эти катастрофические настроения и смотреть на мир более оптимистическими глазами?
Рав И.Ш.: – Конечно, есть. Люди близкие к Б-гу воспринимают эти мрачные стороны жизни как временные явления, согласно которым, облик бедствий, спустя какое-то время, непременно обернётся своей иной стороной, воспринимаемой как очевидное благодеяние и добро.
В.К.: – А почему?
Рав И.Ш. – Если учесть, что, согласно Его заповедям, в мирской жизни всё познаётся в сравнении, а добро, встав вровень рядом со злом, дало возможность Создателю награждать праведников земными благами. Ведь достаточно просто окинуть взором окружающую нас действительность, как невозможно отделаться от ощущений, насколько рационален и сбалансирован именно в единстве противоположностей предстающий перед нами созданный Им своеобразный необъятный пазл. Каждая частица которого, включая добро и зло, точь в точь беспрекословно вписывается в прилегающие, образуя мироздание, где Человек, опираясь на заповеди Святого писания, пользуется свободой выбора, дарованной ему Создателем, с тем, чтобы не допустить промаха при выявлении праведного пути.
В.К.: – Как это работает на практике, в жизни?
Рав И.Ш.: – Добро и зло, как явление, есть единственное надёжное средство для исправления и устранения человеческих пороков, если хотите, своеобразный компас для служения Создателю, одно из самых надёжных средств развития и совершенствования отношений между людьми. Пророк Йешаягу говорил в данной связи: «Образующий свет… и сотворивший зло. Я – Б-г, делающий всё это».
Однако не всё так просто и однозначно. Зло возникло не только как элемент разнообразия жизни, но и как средство для его самоуничтожения. Исчезновение зла есть предметное награждение праведников, деяния которых послужили развенчанию и уничтожению зла. Перманентный процесс противостояния добра и зла есть один из самых надёжных магистральных путей развития мира в направлении прогресса.
Да, Он сотворил добро и предопределил, если можно так выразиться, своим невмешательством возникновение зла. Но Творец не управляет ни тем, ни другим, а представляет эту возможность человеку, ибо за ним, согласно Его замыслу, закреплена свобода выбора. И там, где отсутствует Его глаз, где ослабло или потеряно Его влияние, тот час возникает зло. «Делающий мир и создающий зло»,–констатирует Йешаягу. Недаром принято считать, что любое зло – это отсутствие добра. И никакого лучшего объяснения по сей день никто придумать не сумел.
В.К.: – Если при этом учесть, что от меры и соотношения добра и зла в обществе зависит образ и качество жизни каждого из нас, то станет более очевидным весь гигантский смысл нашего нынешнего разговора, уважаемый раббай. Сердечная Вам, благодарность, ибо добродетель, судя по всему, не только не оставляет места для зла, но и является единственным разумным средством для личной и социальной умиротворённости каждого из нас в нынешнем неспокойном мире.
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
ЕВРЕЙСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОБРА И ЗЛА
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode