ОСОБЕННОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ХАРАКТЕРА

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Беседа с гл. раббаем Центра «Бет Гавриэль» Имануэлом Шимоновым

«Характер человека создаёт его судьбу»

Гераскинит

Если характер человека определяет его жизненные тропы, успех или прозябание, удачу или невзгоды, что вряд ли может у кого-либо вызывать сомнения, то неминуемо возникает сакраментальный вопрос: какой характер способен возвысить личность, сделать её успешной и счастливой, а какой напротив–ударить оземь. Намеренно не упоминаю возможные средние, промежуточные варианты с тем, чтобы не вносить в ход наших рассуждений элементы путаницы.

Воспользуемся, как принято, услугами электронной энциклопедии «Википедии» для выяснения сущности понятия «характер», встречающееся в обыденной жизни в бесчисленном множестве своих ипостасей. «Ну и характерец!»–порой слышим уничтожительное многозначащее восклицание в адрес кого-либо, далеко не всегда справедливое, но многими услышанное и принятое к сведению. «С этим можно смело идти в разведку»,–замечает другой, кивая в чью-то сторону. Одним словом, тысячи и тысячи самых различных констатаций, справедливых и не очень, не выдерживающих никакой критики со стороны истины, случается и намеренно лживых, но в той или иной степени способных украсить чью-то жизнь, но порой и омрачить. Что же представляет собой характер человека? Это врождённая или приобретённая данность, можно ли оказывать на его формирование осознанное и целенаправленное воздействие с целью совершенствования в позитивном направлении?

«Характер,–читаем в упомянутой «Википедии»,–структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности… Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни». Согласимся, что «характер» как неотъемлемый компонент социализации личности играет ведущую роль в её реакции, оценке и последующих ответных действиях, принимаемых решениях на внешние вызовы и испытания.

В социальной жизни сложились достаточно стабильные представления о различных чертах и особенностях национальных характеров, точкой отсчёта которых зачастую выступают как индивидуальные убеждения их носителей, так и устоявшийся уровень общественного сознания. Сегодня на данный счёт имеется достаточное количество как научной литературы, так и широких обыденных воззрений о чертах характера как больших титульных наций, так и малых народов, этносов, включая еврейский народ в целом и ныне ставшую доминантной его часть – израильтян.

Можно без особого труда обнаружить тысячи томов литературы по еврейской тематике, написанной учёными и писателями разных эпох и народов, дающих самую высокую оценку роли иудеев в становлении и прогрессивном развитии мировой цивилизации. Порой эти же авторы не прочь разбавить бочку мёда ложкой дёгтя. Конечно, исключительно во имя «объективности», скатывающейся подчас на колею хулы и даже антисемитизма в его самых неприглядных формах. Бичуя, кляня, а чаще приписывая надуманные лживые и даже «преступные» черты характера, якобы свойственные евреям.

Думаю, что в современном мире нет другого народа, помимо евреев, который бы вызывал столь повышенный интерес, начиная от его древней национальной истории и кончая реалиями сегодняшнего дня. В чём секрет, уважаемый раббай, этого неиссякаемого необозримого интереса к еврейской теме в мировом масштабе, какие новые пласты намерена поднять общественная мысль, пытаясь всё глубже и глубже проникнуть в тайны иудейского национального характера.

Рав И.Ш.:–Ничего ни удивительного, ни противоестественного в этом закономерном интересе нет, поскольку особенности еврейского национального характера, получившие впервые доскональный анализ и отражение в Библии, сыграли и продолжают играть определяющую роль в развитии современной цивилизации, выйдя далеко за рамки её естественных христианско-иудейских границ.

В.К.:–Здесь уж точно не поспоришь. Достаточно напомнить, что ныне в учебных заведениях Южной Кореи, народ которой славится высоким прагматизмом и завидными темпами своего социально-экономического развития, изучение Талмуда введено в программы национальной высшей школы. Причины? Стремление глубже понять и осмыслить истоки становления и совершенствования еврейского национального характера, сумевшего веками противостоять тяжелейшим испытаниям, систематически выпадавшим на его долю, и словно возродиться из пепла. Подобного рода факт далеко не единичный.

Рав И.Ш.: – Безусловно. Если первый еврей – Авраам – отличался непочатым интеллектом, проложившим впоследствии человечеству в лице таких корифеев как Альберт Эйнштейн и Сигизмунд Фрейд путь к научным высотам, раскрывшим тайны материального мира. Что касается клана Ротшильдов, Милтона Фридмана, Карла Маркса и Фердинанда Лассаля, раскрывших свет и тени рыночной и социалистической экономики, вокруг которых не утихают споры по сей день, в обязательном порядке упоминающие в определённых целях национальное происхождение этих незаурядных лиц.

Далее в Библии перед взором проходит череда наших великих праотцов – Ицхака, Якова, Моше, жизнь которых оставила глубочайший позитивный след на национальном характере иудеев. Особая место отведено женщине, Саре и Ривке, и той великой роли, которую они играли в преумножении еврейства и сохранении его национальных черт. Внимание Творца оказалось также прикованным к таким персонажам как Эйсав, Лаван, Ишмаэль, влияние которых по сей день сказывается на судьбах еврейского народа. Особенно в части не умолкающего арабо-еврейского конфликта, усугубления ассимиляционных процессов и, к великому сожалению, тенденциях непрекращающегося противостояния между евреями в пределах тех или иных родственных социумов.

В.К.:–Евреи, несмотря на свою критическую малочисленность: за последние послевоенные десятилетия – более 80-ти лет – их число в мире по-прежнему ниже довоенного уровня, составлявшего к 1 сентября 1939 г. более 16 млн. человек. Ныне оно достигло лишь 14,2 млн. Будучи разбросанными по более чем 100 странам, из которых немногим более 7-ми млн. проживают в Израиле, а 5,5 – в США, они на виду и в политике, и в экономике, и в искусстве. Достаточно заметить, что в кабинете министров президента Байдена ныне занимают самые высокие позиции порядка 15-ти этнических евреев. Часто в СМИ звучат возгласы, что якобы евреи управляют миром, что от них все невзгоды на земле и тому подобный бред. С чего такой двойственный имидж, широко гуляющий по планете?

Рав И.Ш.: – Причин тому много и самых разных. Хочу напомнить, что евреи народ весьма разношёрстный и по этническому составу (бухарские, горские, грузинские, ашкеназы и др.) значительно отличаются друг от друга. Они столетиями в силу различных исторических причин были вынуждены устраивать свою жизнь в диаспоре, нередко меняя места очередного пристанища. Тем не менее, вошедшее в данной связи в привычку ощущение временности всего сущего, Тора, будучи цельным связующим духовным началом, сохранила и пронесла сквозь века многие органические черты, ментально свойственные национальному характеру еврейского народа. В Талмуде по этому поводу говорится однозначно: «Если в характере еврея нет трёх черт – совестливости, сострадания к слабому, стремление делать добро, возникает подозрение – еврей ли он?»

В.К.: – Согласитесь со мной, уважаемый раббай, что приведённая Вами характеристика, является идеальной моделью еврейского характера, которая никак не даёт нам права распространять её на всех без исключения евреев. Среди нашего народа немало тех, кому чужды и совестливость, и сострадание, и потребность делать добро. Но при этом ни у кого не возникает мысль усомниться, что мы имеем дело с человеком, рождённым еврейской матерью, а потому не решимся закрыть перед ним дверь синагоги и не позволим лишить его многих иных ритуальных возможностей, представляемых исключительно народу Книги.

Не кажется ли Вам, что между конкретными действиями, поступками человека, степенью их соответствия упомянутым выше в Талмуде трём основным чертам еврейского характера и ритуальной стороной иудаизма, его заповедями и их исполнением, существует определённый зазор несоответствия? Иными словами, на лицо очевидное противоречие между словом и делом. Если Вы не возражаете против подобного суждения, то что порождает данное несоответствие и противоречие, являющееся одной из наиболее болезненных сторон еврейского характера?

Рав И.Ш.: – Нет и не может быть никаких сомнений в обоснованности данного суждения. Причины обозначенного противоречия между словом и делом заключаются в том, что Творец никогда не преследовал цели лишать человека свободы выражения персональной позиции, взгляда, поставив его в полную и непререкаемую зависимость от Собственного мнения, отняв тем самым у личности малейшую возможность на индивидуальное волеизъявление. Напротив, генеральная концепция Творца открывает перед человеком безбрежный океан возможностей и свободу их выбора, реализуемого в виде поступков, освещённых самыми различными чертами характера. В частности, щедростью или скупостью, благородством или низостью, сочувствием или холодом и так до бесконечности, ибо характер – это явление не только строго индивидуальное, но и до бесконечности многогранное, таинственное, под стать уравнению с массой неизвестных.

Механизм функционирования этой концепции Творца уникален по своему содержанию. Она дала Ему возможность сконструировать цельную модель системы мироздания, где диалектика развития движется от простого к сложному, проходя через взаимозависимость качественных и количественных изменений методом отрицания отрицания и преодоления противоречий между различными объектами и сторонами этой системы.

В.К.: – Не могли бы Вы подробней коснуться этой темы, обратившись в качестве иллюстрации к особенностям проявления еврейского характера, который способен порой представляться самыми неожиданными и даже непредсказуемыми, подчас неведомыми гранями своих нередко потаённых возможностей, как со знаком «плюс», так и «минус»? Начиная от таких как, к примеру, вежливость, добропорядочность, приличие, интеллигентность или, оборачиваясь в прямую противоположность, типа беспардонность, хамство, наглость и т.п. Ведь от того, насколько каждый из нас осознаёт, как функционирует характер, в зависимости от каких обстоятельств он способен демонстрировать свои шипы или розы, коготки или мягкую покладистость, способность к компромиссам или непримиримое упрямство, в огромной мере зависит жизненный путь человека.

Рав И.Ш.: – Особенности становления и развития еврейского характера вряд ли можно до конца понять и осмыслить, если упустить из поля зрения тяжкие исторические вехи, которые иудеям было суждено пережить за столетия своей многострадальной судьбы. Творец, как известно, доверил Святое Писание в силу ряда объективных обстоятельств избранному народу, который проникнулся неодолимой страстью познания и соблюдения Его 613-ти Заповедей. Благодаря чему с годами помимо духовного совершенствования добивался неуклонно повышающегося уровня логического мышления и грамотности, без которых немыслимым становился процесс обращения к глубинам Торы.

В свою очередь массовая грамотность, исстари выделяющая евреев в среде многих титульных народностей диаспоры, давала им возможность, несмотря на геноцид и ущемление национальных и религиозных прав, нескончаемые унижения достоинства, пробиваться в относительно благополучные слои общества и даже становиться богатыми. Грамотные люди по меркам конкретного времени всегда были востребованы, несмотря на все сакральные предрассудки.

Эти предрассудки с годами меняли своё содержание, особо не касаясь формы (запреты на владение землёй, гласные и негласные процентные нормы для поступления в высшие учебные заведения, черта оседлости; терпимость и даже поощрение еврейского ростовщичества, банковской деятельности, торговли, как непотребные виды труда согласно христианству, к тому же подпитывающие антисемитизм и т.п.). Однако, как говорится, нет худа без добра. С течением времени в еврейском национальном характере всё более и более вызревал дух здоровой амбициозности и целеустремлённости, внутренней необходимости добиваться, как бы то ни было сложно, наиболее высоких и признанных ступеней в образовании и профессиональной подготовке любыми доступными способами.

В.К.: – Вы тем самым хотите подчеркнуть, что потребность в знаниях и высоком конкурентноспособном профессионализме, трансформирующиеся в генетический код, переросли со временем в еврейском характере в наиболее надёжный инструмент выживания в недружелюбном и предвзятом окружении. Мне, к примеру, хорошо помнится ещё по молодым годам, как родители внушали: «Ты должен, обязан быть на высоте, иначе ничего не сможешь добиться в жизни». Образование в подавляющей массе еврейских семей, несмотря на все чинимые властями препоны, считалось первостепенной задачей и более или менее надёжным пропуском в достойную жизнь.

Вместе с тем еврейская амбициозность–явление весьма подвижное и гибкое, зачастую нарушающее контуры нормальности и переходящее в свою противоположность, типа спесивости и т.д. То есть от здорового и обоснованного стремления добиваться высоких целей в чванливую самоуверенность и исключительность, что нередко можно наблюдать в реальной жизни. Евреи в силу известных причин вынуждены были столетиями мириться своим зависимым и второстепенным положением в социальной действительности. С возрождением Израиля и углублением зон демократии в западном мире, ощущая новые возможности, многие евреи, озаряемые ореолом излишней амбициозности, сочли возможным, используя праведные, а подчас и неправедные способы, заявлять о своих претензиях на властные структуры и не только. Особенно наглядно и гипертрофированно это прослеживалось последние 3-4 года в Израиле в борьбе за кресло премьер-министра.

Что это за явление коллизии еврейского характера: следствие закономерного острого развития политической жизни в стране или нонсенсы излишней национальной амбициозности талантливого народа, прошедшего испытания и боль геноцида и унижений, вырвавшегося наконец на яркий свет свободы? Ведь в Израиле дело порой доходит до 40 и более партий, претендующих на места в Кнессете, тогда как по факту проходят не более 10-12.

Рав И.Ш.: – Видимо, всего понемногу. Как бы характер человека не был предопределён наследственностью, генетическим кодом, не следует сбрасывать со счетов влияние окружающей среды, общения, включая разумные воспитательные меры, сбалансированные усилиями, в частности, религиозных деятелей. Проверено на опыте многих поколений, что тот, кто искренне близок к Творцу, а душа его настоятельно требует неукоснительного соблюдения заповедей Торы не только в контексте внешних ритуалов, но и в поступках, действиях, тот обладает характером Цадика. Персоны подобной категории неустанно задаются вопросом: «Что скажут люди о том, кто изучает Писание и Мишну, внимает учителям, честен в делах и приветлив с ближними? Счастлив отец его и (учитель), обучивший его Торе… ибо этот человек познал Тору – смотрите, сколь чисты пути его, сколь праведны его поступки! Но в том, кто изучает Писание и Мишну, кто внимает учителям, но нечестен в делах и неучтив с ближними, что скажут люди…? Проклятие отцу его и (учителю), который обучал его Торе! И этот человек изучал Тору?! Смотрите, сколь бесчестны его поступки, сколь безобразны пути его!» (Иома, 86а).

К тому же, ссылаясь на шкалу ценностей Торы, один из мудрецов логично предостерегает, что первый вопрос, на который придётся отвечать, представ в своё время перед судом Творца, будет: «Честно ли ты вёл дела свои?»

В.К.: – Судя по Вашим последним замечаниям, отношения между людьми в нашем сложном мире в огромной мере зависят от характера человека. Попробуем учесть всё его бесконечное разнообразие и противоречивость, начиная, к примеру, от уступчивости и покладистости. В домашних условиях, в кругу семьи эта черта, вне всякого сомнения, более чем позитивна. Но если речь заходит об управлении бизнесом или производственным процессом, зависящим от тысячи условий, то та же самая покладистость и уступчивость могут подвести дело к краху и банкротству. Иными слова характер и его ценность – явление сугубо конкретное, зависящее от места и времени.

Рав И.Ш.: – Как не вспомнить здесь: «Тот, кто милосерден к жестоким, в конце концов станет жестоким к милосердным» (Коэлет Раба, 7:16). Тем самым еврейские мудрецы напоминают, как опасно оказаться на поводу бесконтрольности у своего вздорного характера, нетерпимости к людям, зазнайства, снобизма и неуважения к человеческому достоинству. Есть определённая категория людей, как говорится, меченная Б-гом, которая с рождения наделена характером праведников, сбалансированностью страстей и мудростью поступков. Но не меньше и тех, кто отличаются неуправляемым нравом, вздорностью поступков и массой иных сложностей характера, превращающих зачастую их жизнь в цепь сплошных недоразумений.

Те, кто близки душой к Торе, избегают искушений доказывать правоту своих действий непотребными способами в виде скандалов, навязывания собственного мнения и прочими нечистыми методами.

В.К.: – Очевидно, любые крайности и перегибы в социальной практике часто ущербны, включая природу людского характера. Хотя высокомерие и скромность или неуёмность страстей и удовлетворённость своим положением, как правило, соседствуют и двигаются по близлежащим параллельным колеям и даже порой пересекаются в зависимости от конкретной обстановки.

Наконец, пришло время обсудить вопрос об особенностях национального характера наших соплеменников.

Рав И.Ш.: – Жизнь свидетельствует, особенно последние 40-50 лет, связанные с массовой иммиграцией, что бухарские евреи, будучи неотъемлемой частью мирового еврейства, смогли с честью справиться с этим сложнейшим экзаменом в своей истории.

Благодаря врождённому трудолюбию, глубокой генетической практичности характера и коммерческому складу ума, подавляющее большинство бухарских уже в первом поколении сумели взять под контроль ситуацию. В результате ими были открыты тысячи новых успешных бизнесов. Молодёжь при поддержке родителей, оказавшись в живительной среде рыночной экономики, используя банковские ссуды, устремилась в университеты и колледжи с целью получения современного западного образования.

Удивительная закономерность: практически каждый бухарский владеет двумя-тремя профессиями и на случай необходимости, не чураясь никакого труда, решительно берёт в руки свою судьбу. Вчерашний театральный деятель вечерами принимает участие в любительских спектаклях, пишет и издаёт книги об эстетике и истории национального искусства, а днём до пота лица трудится как хозяин в сапожной мастерской, зарабатывая свежую копейку на безбедное содержание семьи.

Кандидаты наук, выпускники консерватории прекрасно справляются с организацией салонов красоты, ресторанов, успешных строительных бригад, берут в руки ножницы и расчёски, фены и красители, тесня в Манхеттене итальянских профессионалов, десятки лет не знавших достойных конкурентов на рынке «производства красоты» для самых капризных клиентов. Это те самые примеры, когда характер умелых целенаправленных первопроходцев сделал на западе успешную судьбу бухарского этноса.

В.К.: – Тем не менее этот же характер, к сожалению, в какой-то степени значительно усложнил для него тему семейных отношений. Традиционная близость кровных связей, врождённая ответственность за детей, авторитет родителей, старших в новых условиях многократно усложнили вопросы выбора спутника жизни из-за опасений ошибочного шага и ряда других этических проблем. В результате большое количество прекрасных молодых людей годами не решаются идти под хупу, что лишает покоя многие семьи.

Нежданно-негаданно бухарские, иммигрировав на Запад, столкнулись с бедами наркомании, которая особо усугубилась в течение последних нескольких лет и требует принятия самых экстренных мер во имя противодействия дальнейшему усугублению ситуации.

Тема еврейского характера настолько многолика, что мы попытались коснуться лишь отдельных её срезов, не претендуя на более обширный анализ. При этом очевиден следующий немаловажный факт: характер не только данность, но и судя по всему, почва для серьёзных критических раздумий для его обладателя – ВСЁ ЛИ Я ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЮ? А ПОТОМУ ПОПЫТАЕМСЯ УСОМНИТЬСЯ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПОИСКУ ИСТИНЫ!

Позвольте, уважаемый раббай, поблагодарить Вас за содержательный разговор, ибо он непременно вызывает у наших читателей немало сугубо личных размышлений и ассоциаций.

В.Кандинов