ПОЧЕМУ «ТОЛЬКО НЕ БИБИ» ?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Меня долго одолевали сомнения по поводу названия этой статьи. Уж больно напряжена ситуация в стране вокруг персоны премьер-министра. Якобы ставшего, как некоторые ошибочно полагают, причиной возникновения глубокого противостояния между его сторонниками и противниками, приведшего к затянувшемуся политическому кризису.

В строку упорно просилось название «Кто и почему не желают видеть Беньямина Нетаниягу в кресле премьер-министра?», «Удастся ли Биби сохранить своё премьерство?» или что-то в этом роде. Казалось, что ни  одному из этих названий не достаёт должной определённости, без которой нынешнее видение политических реалий Израиля, становясь расплывчатым, лишает читателя возможности взглянуть правде в глаза, увидеть её такой, какая она есть в действительности. Давайте, дорогой читатель, пересилим себя и попытаемся взглянуть, рассмотреть, к какой реальной черте приблизилась политическая ситуация в Израиле после минувших парламентских выборов 23 марта с.г. и что ему это сулит.

На данный момент (эти строки пишутся, начиная с утра 22 апреля с.г.) нет абсолютно никакой уверенности в положительном исходе задачи, поставленной президентом Израиля Реувеном Ривлином перед действующим премьер-министром. Тем самым Биби вновь получил заслуженное и закономерное право сформировать аж седьмой кабинет министров: проблема, даже близко не возникавшая ни перед одним из шестнадцати предшествующих премьеров еврейского государства. Включая такую харизматичную фигуру как Давид бен Гурион, стоявшего у истоков возрождения Израиля. Лишь Нетаниягу удалось преодолеть по продолжительности времени пребывания на высоком посту политическую планку, оставленную Д. Бен Гурионом.

Позвольте вкратце напомнить драматизм ситуации, активно нагнетаемой в последнее время в стране, когда за два с небольшим минувших года, 23 марта, Израиль пережил четвёртые по счёту парламентские выборы. Причём опять-таки безрезультатные, не выявившие вновь однозначных победителей, в результате чего перед страной нависли грозные тучи очередных вынужденных баталий вокруг Кнессета – пятые по счёту, намечаемые, судя по всему, на август нынешнего года. Не исключены и последующие. Нонсенс и только, по-другому не скажешь!

Очевидно, некий немаловажный отсек в политическом механизме страны даёт явные сбои, из-за которых Израиль испытывает, мягко выражаясь, серьёзные неудобства. Неудобства, оборачивающиеся, проще говоря, затяжным политическим кризисом и неопределённостью, вредящими  как имиджу страны, так и решению насущных острых государственных задач.

Хотя все внешние, видимые и ощутимые факторы  этого неудобства  налицо, тем более усугублённые разгулом и последствиями вот уже более года бушующей всемирной пандемии, на какое-то время затихающей, то вновь  набрасывающейся на страны и континенты. Не обходит стороной  этот многоголовый дракон, постоянно мимикрирующий из одной формы в другую (британский, узбекский, бразильский и т.д.), и Израиль.

Как бы не были сильны и значимы негативные социально-экономические последствия ковида-19, воздействующие на общую атмосферу в Израиле, тем не менее иначе чем «пасмурная» по меркам барометра её вряд ли кто-либо осмелится обозначить. Да, трудно, очень трудно, но терпимо. Тем более последние недели, дни ситуация, благодаря успехам массовой вакцинации, всё больше и больше стабилизируется, а свет в конце тоннеля становится ярче и теплей.

 При всём при этом пандемию, по нашему убеждению, нельзя отнести к числу основных причин, разделивших еврейское государство на два непримиримых лагеря: «только Биби» и «только не Биби».

Для сравнения: ковид-19 в огромной степени решил судьбу президентских выборов 2020 г. в США не в пользу Д.Трампа (снижение экономических показателей, высокая смертность среди населения, искусственное возбуждение расовой темы в связи с гибелью Флойда и т.д.). В Израиле эта же тема не оказала сколь-либо заметного воздействия на расшатывание ситуации вокруг имени Нетаниягу. Хотя противники всячески старались обвинять премьер-министра в связи с якобы организационными  упущениями правительства в антиковидной кампании. Достаточно напомнить недавние длительные ночные дебоши «антибибистов» в Иерусалиме в районах, примыкающих к месту жительства премьер-министра, с требованиями об его немедленной отставке. Если бы только это.

Тем не менее партия «Ликуд» по итогам  минувших выборов 23 марта с.г. в 24-й Кнессет, получила самое больше количество мандатов – 30. Это четверть всех поданных голосов из числа тех, кто воспользовались своим избирательным правом. При том, что ближайший претедент на кресла в Кнессете – партия «Ёш Атид» во главе с Яиром Лапидом, идущая следом за «Ликудом», получила лишь 17 мандатов, «Кахоль Лаван» - Бени Ганцем – 8, «Наш Дом Израиль» - Авигдором Либерманом – 7 и т.д.  Заметьте какой гигантский  разрыв, однозначно свидетельствующий, что доверие израильтян в своей относительной, но доминирующей массе на стороне партии, возглавляемой Биби.

Наиболее болезненный вопрос, который нас волнует уже достаточно продолжительный отрезок времени, - это причина, не дающая возможности Б.Нетаниягу сформировать каолиционный кабинет министров из-за непримиримой оппозиции ряда лидеров политических партии. Причём не просто оппозиции, сопряжённой с противоречиями идеологического характер, вытекающих из принципиальных расхождений по поводу государственного строительства, внешней или оборонной доктрины, а основанной на взаимной личной неприязни к действующему премьер-министру.

Как можно совмещать государственные интересы с личными ощущениями, с персональным неприятием человека, занимающего многие годы пост премьер-министра? Оказывается можно. Чем же Беньямин Нетаниягу, профессиональный политический деятель, великолепно образованный, отдавший фактически всю сознательную жизнь служению своей еврейской стране, вызывает столь непримиримое отторжение среди части коллег? Причём, не сторонящихся абсолютно никаких способов и средств, включая явно  неправидные, с тем, чтобы, не выбирая ни путей, ни приёмов, всеми правдами и неправдами устранить одного из наиболее ярких и заслуженных политических лидеров и руководителей страны. Лишить его, законно избранного подавляющим большинством избирателей, места, по праву принадлежащему ему и только ему. Оказывается можно, ибо для этого существует масса самых разнообразных политических игр, сценарий которых разрабатывают, а затем режиссируют специальные люди.

Однако давайте по порядку, ибо современная израильская политическая авансцена имеет свои особенности, берущие начало из реалий, уходящих в глубь давно минувших веков. Представим себе народ, веками генетически по объективным причинам тянущийся к знаниям. Овладевая которыми, несмотря на многовековые притеснения, геноцид, ущемление национальных и религиозных прав, добивался серьёзных успехов. Лишённый более двух тысячелетий назад своего государства, служил зачастую на вторых и прочих ролях у великих царедворцев и не только на разных континентах и весях. Что однако не позволяло испробовать сполна и ощутить вкус первородной власти, анонсированной изначально, как правило, представителям титульной народности.

В любом случае знания, высокая квалификация, профессионализм, как в далёком вчера, так и сегодня позволяют и выживать, и вести более или менее  достойный образ жизни, а с приходом демократических устоев даже процветать, пользуясь всеми привилегиями современной цивилизации. Евреи испытали сполна все возможности различных времён и эпох, помимо одной – полноты первородной делегированной законом власти, не считая тех или иных незначительных исключений в их самых многоликих ипостасях. Достаточно напомнить, что за несколько тысячелетий, начиная с Авраама, около трёхсот евреев управляли различными странами, последним из которых признан президент нынешней Украины.

С возрождением Израиля уже почти три четверти века еврейские политики возглавляют своё государство, подняв его на невиданную социальную высоту. Это воспринимается и за его пределами, и в самой стране, как само собой разумеющееся явление, не способное трактоваться, где бы то ни было, ни  как нонсес, ни случайное стечение обстоятельств. Власть, обладание ею, - чувство для определённой категории людей чрезвычайно привлекательное и острое, активизирующее самые различные струны души. Именно это имел в виду Генри Киссенджер, подчёркивая: «Власть – самое сильное возбуждающее средство».

 Пройдя сквозь века притеснений, еврейская ментальность, естественно, накопила колоссальный заряд амбициозности и целеустремлённости, требующие конкретного выхода. А потому современная еврейская политическая элита Израиля, обладая солидным многолетним опытом работы на общественном поприще, многократно избираясь на различные властные позиции, мечтает достичь её высшей ступени. Наиболее амбициозная и целеустремлённая её часть видит себя на самом  заветном месте – в кресле премьер-министра, членов кабинета министров, мэров городов, президента страны.

Недаром принято считать, что «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Для еврейского солдата, этот факт очевиден, даже безысходен многократно потому, что он призван защищать и служить своей исконной земле, поскольку позади его семья, родители. Просто-напросто некуда отступать. Именно этим бесспорным фактом можно объяснить очень сильную мотивационную готовность израильской армии к подвигу на поле боя и не раз одержанные победы в безвыходных ситуациях с численно превосходящим противником. 

В этой связи нет ничего удивительного в том, что нынешние политические страсти в Израиле достигли своего апогея. Достаточно напомнить, что число партий, претендующих принимать участие в борьбе за парламентские кресла в Кнессете, последние годы превышают умопомрачительную цифру - свыше сорока. Такого обилия самых различных политических программ, нередко малоразличимых между собой и тем не менее настойчиво предлагаемых избирателям, не знает  ни одна иная страна земного шара, число которых сегодня достигает почти двухсот. Если представить себе мизерную  площадь еврейского государства, небольшое количество населения и зашкаливающую амбициозность политиков, то станет более понятен совершенно невообразимый накал страстей.

Если же упростить суть причин этого усугубившегося противостояния между т.н. «правыми» и «левыми», ларчик которого ныне вращается вокруг персоны Беньямина Нетаниягу, то его можно сформулировать следующим образом: «Мы тоже мечтаем посидеть в кресле премьер-министра или, на крайний случай, члена кабинета министров. Ты, дорогой наш друг Биби, уже достаточно испил чашу власти, уступи место другим». Насколько правомочно и основательно это утверждение, облачённое нами в достаточно реальную по содержанию форму, но редко произносимую вслух? Всё же как-то не совсем удобно, скажем, не совсем корректно, ибо слишком прямолинейно. Политики же чаще говорят одно, думают о другом, а деляют третье.

Но при этом создаётся впечатление, что ни один из них не утруждает себя мыслью: насколько он окажется состоятельным на посту премьера на фоне Биби, с его огромным опытом, накопленными связями и редкой харизмой. Главное для них – добраться до заветного места, а там что будет.  Насытить свои амбиции, зыбывая, что речь идёт о жизни и буднях государства с очень  непростой судьбой и положением в мире.

За 73 года существования возрожденного Израиля страна познала руководство 17-ти премьер-министров. Многие из них выдержали на своих плечах основную тяжесть героического становления еврейского государства в условиях ожесточённого военного противостояния с многочисленными внешними врагами, разгула терроризма и борьбы с международным антисемитизмом.

Двое из них - Давид бен Гурион (первый премьер) и Беньямин Нетаниягу (нынешний) занимали этот пост самое продолжительное время: соответственно более 13 лет и более 15-ти. Продолжительность пребывания остальных первых лиц на данном высоком посту была значительно скромнее: от 19 дней Игаль Аллона, до 7 лет Леви Эшколя, остальные и того меньше. В среднем же на каждого из 17-ти премьеров пришлось по 4 года и 3 месяца управления страной.

Что касается сопоставимости данных цифр, их большей наглядности и сравнимости, то напомним: на долю Давида бен Гуриона пришлось 17,8% времени, проведённого им на посту премьера из расчёта нынешнего возраста еврейского государства. На долю же Б.Нетаниягу приходится по сей день – 20,5%. Тогда как на долю каждого из оставшихся 15-ти премьеров в среднем пришлось по 3 года пребывания на высшем государственном посту, что равносильно 6,6%. «Обидно», «коробит» самолюбие и амбиции государственных мужей Израиля, каждый из которых сыграл свою достойную и даже выдающуюся роль в возрождении еврейского государства?

Несомненно! Тем более ныне в Израиле выросла новая плеяда перспективных относительно молодых политиков с многолетним и самым различным опытом выборной государственной общественной работы, не скрывающих ни своих высоких намерений, ни амбиций, ни гигантской целеустремлённости.

Кто-то может возразить: к чему мол эти притянутые за «уши» цифры, о чём они свидетельствуют? Прежде всего о том, что Биби, как предполагают многие его оппоненты, «засиделся» в кресле премьера: мол пора и честь знать. Но этот аргумент можно оспорить, хотя бы потому, что в Израиле, согласно существующему законодательству, пребывание на посту премьера не ограниченно временными рамками.

Всё, что касается профессиональных возможностей Биби, то в этой части вряд ли можно назвать имя второго политика в стране с аналогичными лидерскими характеристиками. Во-первых, блестяще образован (Массачусетский технологический институт), благодаря чему успел ещё в молодости плодотворно поработать в одной из крупнейших американских консалтинговых компаний. Его биография сродни истории Израиля: Биби всегда находился там, где в конкретный момент был необходим своей стране. Участник войны Судного дня, служил в одном из самых элитных диверсионно-разведовательных подразделений Сайерет Маткал, в составе которого выполнял серию ответственных операций, как на территории страны, так и за её пределами.

18 июля 1996 г. в возрасте 47-ми лет стал самым молодым премьер-министром Израиля. На разных этапах своей политической карьеры возглавлял наиболее значимые министерства (обороны, финансы и т.д.). До сравнительно недавнего времени Биби достаточно легко формировал кабинеты министров и лишь последние два с небольшим года этот процесс превратился в исчадие ада.

Ситуация резко обострилась ныне в связи с начавшимся 5 апрелем с.г. в Иерусалимском окружном суде против Нетаниягу уголовным процессом по ряду предъявляемых ему обвинений. 6 апреля с.г. президент вручил Биби мандат на формирование нового кабинета министров, что, судя по всему, является малоразрешимой задачей. Хотя данный ход Реувена Ривлина санкционирован специальным решением Кнессета: 52 голоса «За» и 45 – «Против».

И судебный процесс, и унизительная форма вручения мандата без обычного положенного торжественного антуража служат неприкрытым инструментом физического и нравственного давления на премьер-министра. В надежде сломать его прежде всего морально, истощить нервную систему, лишить сил для продолжения сопротивления искусственно созданной нездоровой обстановке.

Даже в случае, если «нет дыма без огня» и уголовное преследование Нетаниягу имеет под собой какую-то реальную почву, сами методы многолетней подготовки обвинительных материалов и передачи их в суд проводились с вопиющими нарушениями процедурных законоположений. Прежде всего возмутительные и намеренные сливы в СМИ строго конфиденциальных материалов следствия с целью возбуждения общественного мнения против премьера. Всяческие препятствия для найма группы адвокатов, что требует от обвиняемого, в первую очередь, наличия серьёзных легальных денежных источников. Даже условием получения денежного кредита от конкретных лиц, включая родственников, выдвигалось требование добровольного ухода с поста премьер-министра. Не менее возмутительны и методы получения свидетельских показаний с использованием шантажа, запугиваний и т.д.

Беньямин Нетаниягу, которому 21 октября с.г. исполнится 72 года, - опытный политик и стойкий закалённый боец, многократно сталкивающийся с чрезвычайно сложными и непредвиденными коллизиями в своей жизни. Он не раз уверенно подчёркивал, что докажет свою невиновность только в суде. Будем надеяться, что именно так и произойдёт, ибо слишком велика и неповторима его созидательная роль в расцвете еврейского государства, что питает сегодня надежды всех тех, кто искренне утверждают: «Только с Биби!»

В.Кандинов