ЧЕМ ОПАСНЫ СТАРЫЕ ГРАБЛИ?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Кто-то из мудрых, видимо, предубеждённо косясь на историков, анализирующих ход течения событий, справедливо подметил, что, к великому сожалению, из их уроков человек  ничего полезного не извлекает. И, как результат, вновь и вновь наступает на старые грабли, где-то незримо пылящиеся в объятиях беспощадного времени, не утрачивая ни своей заострённости, ни актуальности. Заметить бы, да и задуматься, подкорректировать. Ан, нет. Легче в который бессчётный раз, образно выражаясь, изранить в кровь не толко тело, как-никак грабли,  но и, что более всего печально, мечищуюся душу, изломанную от нахлынувших переживаний.

Что-то подобного рода ныне происходит в нашей великой стране, находящейся в течение почти 250-ти лет  под надёжной защитой своей Конституции, написанной отцами основателями и апробированной опытом многих поколений. Конституции, обеспечившей Америке уникальное место в мире, как оплота и символа демократии, превративших её в исключительный образец для подражания.

Последние события, связанные с драмой выборов 46-ого Президента США, раздвоив общество на противоположные лагеря, зачастую с диаметрально несовместимыми воззрениями на происходящие события, ввергли многих в состояние депрессивного шока и непонимания существа случившегося.

Эти панические настроения серьёзно коснулись и значительной части русскоязычных эмигрантов, в растерянности восклицающих: «Этого не может быть, это какой-то нереальный сон, никак не совместимое с нашей страной». Хотя новый президент Джо Байден успел уже принять присягу на семейной Библии 1893 года, хранящейся в его доме, и, торжественно переступив порог Белого дома в качестве нового хозяина, утвердил ряд постановлений, касающихся, в частности, отказа от наследия Трампа. Тем не менее настроения ожиданий чего-то экстраординарного продолжают витать в воздухе.

Между тем было бы глубоким заблуждением и ошибкой предпологать, что события последних трёх-четырёх лет, сопряженные с появлением на политической арене страны Дональда Трампа, из ряда вон выходящие. Подобное, либо очень схожее уже не раз в той или иной форме с поправкой на особенности конкретного времени, ввергалось в жизнь нашей страны, будоража её граждан, выводя их из нормальных и привычных рамок психологического состояния.

Очевидно, синдром старых граблей слишком живуч и устойчив. Да и власть вещь до невозможности притягательная и сладкая, отчего в процессах борьбы за эту самую «сладость» люди порой никак не могут застраховать себя от соблазнов вновь и вновь наступать на те же самые «зловредные остроконечные железяки». Касаясь причин этого синдрома, не могу вновь не напомнить об его истоках, не раз упоминаемых мною как в публичных выступлениях, так и в газетных материалах.

Их суть сводится к тому, что проект Творца, создавшего человека, настолько могуч и уникален, что за многие последние тысячелетия, приведшие к глобальным изменениям нашего мироздания, люди, мотивы их поведения остались не тронутыми, такими, какими их Создатель предопределил изначально. «Моё», «мой личный интерес» и «зависть», выступающие в самых различных многоликих вариациях, со знаком плюс и минус, в конечном результате определяют характер отношений в системах «Творец – личность», «человек – человек» и «человек – общество».

При обязательном учёте одного принципиально очень важного условия. Будучи владыкой мироздания, Творец не посчитал уместным поставить на одну стезю этой глобальной подчиненности волю, желания, интересы и мотивацию стремлений человека. Напротив, определив волю Своего социального детища свободной и абсолютно независимой, Он выложил перед ним, ничего не утаивая и не скрывая, бесконечное количество возможных путей  достижения целей индивидуума.

«Смотри внимательно, - обратился Он к каждому из нас, - выбирай самолично, что тебе больше подходит, всё в твоих руках, строй сам своё будущее. Не знаешь, как лучше это сделать, воспользуйся услугами Моего навигатора – Торы: Она выведет тебя на правильную дорогу». Такова в общих чертах схема взаимоотношений между Творцом и человеком. Каждый, кто принимает её на вооружение, имеет немало шансов сделать правильный выбор в своей жизни, найти наиболее рациональный путь для постижения  смысла достойного существования.

Однако в реальности не всё так просто, как мы попытались здесь представить. Сложности поджидают человека в процессе поиска им своего места в жизни, того самого выбора, который ежесекундно предстаёт перед его ликом во множестве своих образов. И чего только здесь нет: и семья, и дети, и работа, и родители, и бизнес, и друзья, соседи, родственники и т.д. и т.п.

Между тем наши хитроумные грабли манят к себе тысячами способов и поводов. Острые политические коллизии, охватившие Америку в последние годы, внимание, прикованное к ней во всём мире, вовсе не случайно. От того, как будет развиваться ядерная супердержава, какие пути исторического движения она избирёт в перспективе, сохранит ли она свои традиционные демократические устои, зависят судьбы всей христианско-иудейской цивилизации.

Есть в этой сложной и запутанной социальной загадке некий очень важный утешающий момент, свидетельствующий о том, что острые политические противоречия, охватившие ныне Америку, явления отнюдь не нового характера. Страна не раз сталкивалась с процессами аналогичной направленности и каждый раз выходила из них и политически, и нравственно окрепшей и обновлённой. Кстати, об этом свидетельствует и миролюбивый тон выступлений экс-президента Трампа перед отлётом утром 20 января с.г. во  Флориду и по прибытию на место, где его встречали многочисленные сторонники. То были выступления надежды, очень тонкие послания новой администрации, о том, что у нас у всех одна страна и облагораживать её следует общими усилиями, ибо иного просто не дано. До и приглашение Д.Байдена, адресованное Д.Трампу, почтить своим присутствием  инагурацию свидетельствовало о том же самом. Однако  давайте по порядку.

Так, к примеру, тот факт, что Трамп отказался присутствовать на инагурации вновь избранного президента, нет ничего особенного. До него ещё в ХIX веке таким же образом поступили второй президент страны Джон Адамс, проигнорировавший 4 марта 1801 г. торжества, связанные с вступлением в высокую должность Томаса Джеферсона. Аналогичным образом поступил и его сын – Джон Квинси Адамсон, ставший шестым президентом в 1828 г. По прошествии четырёх лет его соперник генерал Джексон, вновь испытавший судьбу, стал хозяином Белого дома. Экс-президент воспринял эту весть как следствие манипуляций при подсчёте голосов и не почтил своим присутствием инагурацию.

Президент Франции середины ХIХ века Наполеон III, комментируя итоги состоявшегося в стране плебисцита, недвусмысленно заметил: «Неважно, как проголосуют, важно как посчитают». Судя повсему, эта ироничная фраза не утратила своего смысла по сей день и вряд ли когда-либо утратит.

В третий раз событие аналогичного характера имело место уже в 1868 г., когда после убийства Авраама Линкольна ему на смену пришёл вице-президент – демократ Эндрю Джонсон. Эта предусмотренная законом ротация, выдвинувшая на высший пост в стране представителя противоборствующей Демократической партии, вызвала бурю негодования в рядах  республиканцев, которые незамедлили подвести Эндрю под статьи неудавшегося импичмента. Политическая атмосфера в стране накалялась, и в 1868 г. к власти пришёл генерал Улисс Грант – ярый противник и недруг Джонсона, в ответ не пожелавшего почтить своим вниманием процедуру инагурации. В результате генерал Грант отказался от возможности прокатиться с бывшем президентом в одной карете, что являлось одним из принятых жестов, символизирующих мирную передачу власти в новые руки.

Так что Дональд, свершивший аналогичный поступок по известным причинам, спустя 153 года, стал четвёртым президентом США, выразившим своё несогласие с  результатами прошедших выборов. Пальма первенства ему в данном контексте не принадлежит. Да и многие иные обстоятельства американской истории свидетельствует о том, что старые грабли у нас и поныне в моде.

Достаточно напомнить пирепитии вступления в президентскую должность А.Линкольна в 1861 г., напоминающие во многом события в нашей стране после 3 ноября 2020 г., связанные с победой Байдена на президентских выборах. То было время, когда Линкольн, выйграв в ноябре 1860 г. гонку за Белый дом, великолепно осознавал, что накалившаяся до предела в стране напряженность между Севером и Югом, опасения южан утратить рабовладение, были чреваты большим взрывом. Предстоящая 4 марта 1861 г. в Вашингтоне инагурация омрачалась агентурными донесениями о вероятности срыва события противниками центральной власти.

В этот день Линкольн прибыл в столицу под большим секретом. Город был наводнён войсками, на крышах домов расположились снайперы, Капитолий окружили спецчастями и сапёрами. На всём пути следования спецсостава Линкольна вплоть до Вашингтона начальник его охраны – частный детектив из известного специализированного агенства, нанятый владельцами железной дороги, Аллан Пинкертон, требовал не только периодически в целях конспирации менять заведомо зафрахтованные поезда. Но и по ходу их движения приказывал отключать радиосвязь в целях лишения вероятных заговорщиков и террористов общения между собой. Да и инагурационная речь Линкольна по тону напоминала мотивы выступления Д.Трампа перед вылетом утром 20 января с.г. во Флориду и по прибытию на место. Линкольн, в частности, примирительно сказал, обращаясь к противникам: «Мы не враги, а друзья»!» Очевидно, таковы законы политического противостояния и вчера, и сегодня.

Следует заметить, что каждое четырёхлетие, совпадающее с очередным избранием  президента, как правило, сопряжено с самыми различными сюрпризами противостояния между двумя основными партиями, порой выливающиеся даже в острые конституционные кризисы. Подобного рода драма разыгралась, к примеру, в 1877 г., когда за Белый дом боролись республиканец Розерфорд Хейс и демократ-южанин Сэмюэл Тилден.

На календаре был ноябрь 1876 г. , и речь шла об избрании 19-го президента Америки.

Обстановка в стране была до предела накалена. Хотя после завершения гражданской войны прошло более десяти лет, её отзвуки продолжали о себе напоминать. Южане-демократы смогли мобилизовать свои усилия и организованно выступить против северян-республиканцев. По итогам голосования из 369 голосов выборщиков южане-демократы получили большинство – 184, тогда как республиканцы – 165. Тот час разгорелась буквально шквальная бескопромиссная борьба за пересмотр итогов голосования (вам это ничто не напоминает, дорогой читатель?), взаимные обвинения в обманах, подкупах, подставах и т.д., что нарекло прошедшее событие как «самые грязные выборы в истории страны».

Республиканцы требовали отклонить выборы в Оригоне как подложные. Несколько высоких должностных лиц из числа членов этой партии лишились своих должностей, что грозило в целом поражением в борьбе за Белый дом. Спорам не было конца. В декабре была создана специальная комиссия на паритетных началах, призванная положить конец непрекращающимся выяснениям отношений между соперничающими сторонами. Выдвижение Хейса увенчалось успехом лишь после седьмого тура голосования, причём на фоне постянного пересчёта бюллетеней, ввода в Вашингтон войск и взаимных обвинений противоборствующих сторон.

Ох, уж эти наши вечные грабли, всегда стоящие наготове, тут как тут. Примерно аналогичным порядком складывалась ситуация 6 января с.г. до вторжения в Капитолий протестующих людей, когда на трибуну поднялся сенатор-республиканец от Техаса Тед Круз. Он намеревался выступить с предложением о созданием комиссии для разрешения конфликта по итогам избрания 46 президента США. Заседание были вынуждены прервать и финал этой истории хорошо известен.

Хотя комиссия 1877 г. не занималась расследованием махинаций, ситуация так сложилась, что республиканец Хейс стал президентом. Конгресс не прекращал дискуссии в течение 18-ти беспрерывных часов. И хотя ни один из кандидатов не набрал нужного количества голосов выборщиков, судьбу Белого дома решила телеграмма, прешедшая от Тилдена, в которой он признал своё поражение. Правда, было принято компромиссное решение, на основании которого Хейс может занимать высокий пост не более одного  срока и к тому же федеральные войска будут выведены с Юга страны.

Боязнь народных волнений и массовых беспорядков вынудило политиков не мешкать с решительными действиями. Хейс был приведён к присяге за два дня до инагурации в узком кругу, что в целом способствовало умиротворению людей, исключению непредвиденных последствий и возвращению страны в спокойное русло.

Сегодня трудно понять логику тех сил, которые пытаются подвести экс-президента Д.Трампа под статьи очередного импичмента. Месть, боязнь вновь заполучить его в качестве политического оппонента через четыре года? Иные аргументы в голову не лезут. Сенатор-республиканец Марко Рубио по этому поводу высказался достаточно определённо и логично: «Я считаю, что суд – глупость. Это контрпродуктивно. У нас в стране уже полыхает огонь, и этот суд равносилен тому, что взять и плеснуть бензин в это пламя». Тем более, что Д.Байден своей первоочередной задачей назвал поиск путей для единения американцев. Предполагаемый импичмент задним числом покинувшего Белый дом Д.Трампа никак не может содействовать достижению столь благородной  и актуальной цели.

Недаром 26-ой президент США Теодор Рузвельт, умудрённый опытом государственный деятель, удостоенный Нобелевской премии мира в 1905 г. за содействие заключению мира между Россией и Японией, недвусмысленно подчёркивал, что «в политике приходится делать много такого, чего не следует делать». Он явно намекал, что где-то рядом пылятся старые грабли и, видимо, опасался на них наткнуться.

В.Кандинов