ДЖО БАЙДЕН И ИЗРАИЛЬ

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Израиль сумел устоять против безжалостного давления и враждебности со стороны Вашингтона в годы правления Обамы. Сумеет ли он выстоять теперь, после прихода к власти Байдена? В интервью, опубликованном в газете "Нью-Йорк таймс" в прошлом месяце, Джо Байден подтвердил намерение вернуться к ядерной сделке, подписанной в 2015 году с Ираном. Израиль выступает против этого плана, поскольку сделка 2015 года фактически является залогом того, что Иран сможет и дальше спокойно разрабатывать ядерное оружие.

В последние несколько недель разные СМИ подробно описали планы Израиля, направленные на то, чтобы убедить новую администрацию пересмотреть свою позицию. Среди прочего, правительство намерено использовать документы из ядерного архива Ирана, которые агенты "Мосада" вывезли из Тегерана в 2018 году. Эти документы должны убедить Байдена и его советников в том, что сделка 2015 года была основана на ложной предпосылке, согласно которой ядерная программа Ирана носит исключительно оборонительный и гражданский характер. Добытый архив неопровержимо доказывает, что ядерная программа Ирана была изначально задумана и всегда заключалась в создании ядерных бомб, а не в получении "медицинских изотопов". Он подтверждает и то, что целью ядерного арсенала является не защита от врагов, а возможность их уничтожить.

Хотя аргументы в пользу израильской позиции более чем весомы, они вряд ли убедят команду Байдена изменить курс. Еще пять лет назад, без всяких архивов, было достаточно свидетельств того, что ядерные планы Ирана являются следствием его агрессивных завоевательных устремлений. Израиль предъявлял эти доказательства администрации Обамы, но Бараку Обаме и его советникам было все равно. Они предпочитали демонизировать израильских лидеров и их американских сторонников, объявляя их поджигателями войны.

Теперь те самые люди, которые тогда отвергли доказательства Израиля, отвечают за национальную безопасность при Байдене. Во вторник тот объявил, что назначает Уильяма Бернса директором ЦРУ. Это объявление последовало за решением Байдена назначить Джейка Салливана советником по национальной безопасности.

В свое время Обама уполномочил Бернса и Салливана вести секретные ядерные переговоры с Ираном за спиной союзников США - Израиля, Саудовской Аравии и ОАЭ. Эти переговоры завершились подписанием соглашения, которое открыло Ирану путь к ядерному арсеналу и позволило фанатичному режиму обогащать уран. Оно не затронуло иранскую программу создания баллистических ракет, зато наделило Иран правом решать, на какие ядерные объекты могут заходить инспекторы ООН, а на какие - нет. Вдобавок, соглашение обеспечило Ирану доступ к ранее заблокированным колоссальным финансовым ресурсам в размере 150 миллиардов долларов, включая 1,7 миллиарда долларов наличными. Теперь Байден назначил Венди Шерман, которая занимала должность главного переговорщика на открытых ядерных переговорах с Ираном, на должность заместителя госсекретаря.

Заметим, что  кандидатура Бернса была вполне логичной для секретных переговоров с Ираном, ведь на протяжении долгого времени тот был сторонником режима аятолл и плохо относился к Израилю. В годы администрации Джорджа Буша Бернс служил помощником госсекретаря по ближневосточным делам. По словам официальных лиц, которые работали с ним на этой должности, Бернс выступал против санкций в отношении Сирии и Ирана. Он подорвал санкции и против Йемена. Он также пытался заблокировать израильскую разработку системы противоракетной обороны "Хец", ложно утверждая, будто бы она нарушает режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Любовь Бернса к палестинским арабам актитвно разделяется членами новой команды Байдена. В среду тот объявил, что назначает бывшего посла Обамы в ООН Саманту Пауэр главой Агентства США по международному развитию (USAID).

Именно Пауэр сыграла центральную роль в разработке и утверждении резолюции №2334 Совета безопасности ООН в декабре 2016 года. В этой резолюции израильские общины и поселки за пределами границ перемирия 1949 года в Иерусалиме, Иудее и Самарии были названы "вопиющим нарушением международного права". Став главой USAID, Пауэр будет нести ответственность за предоставление финансовой поддержки США коррумпированным и поддерживающим терроризм властям палестинских арабов и международным организациям, содействующим террористическому режиму ХАМАСа в Газе.

В ожидании реставрации политики Обамы по отношению к Израилю и палестинским арабам министры иностранных дел Германии, Франции, Великобритании, Египта и Иордании уже призвали Байдена и его команду возглавить переговоры между Израилем и палестинскими арабами в целях достижения так называемого "решения двух государств", вынуждающего Израиль отступить к линиям перемирия 1949 года. Министры иностранных дел также призвали Израиль "полностью прекратить всякую поселенческую деятельность, в том числе и в Восточном Иерусалиме".

 Усилия сторонников Байдена по подавлению действий и достижений прежней  администрации распространяются и на борьбу с антисемитизмом. Одним из наиболее значительных достижений Израиля и еврейской диаспоры в последние годы в борьбе с антисемитизмом стало принятие правительствами всего мира определения антисемитизма, разработанного Международным альянсом памяти о Катастрофе (IHRA). Администрация Трампа и ключевые правительства Европы сделали это определение основой для уголовного преследования антисемитов и защиты своих еврейских общин.

В это определение включены примеры антисемитизма, являющиеся неотъемлемой частью самого определения. Среди примеров антисемитизма определение IHRA перечисляет и "отказ еврейскому народу в его праве на самоопределение, например, заявления о том, что существование государства Израиль является расистским явлением". Другими словами, антисионизм, согласно этому определению, - форма антисемитизма. Американские еврейские группы, связанные с доминирующим прогрессистским крылом Демократической партии, стремятся добиться от новой администрации того, чтобы она отказалась от определения IHRA как основы для выявления антисемитизма и борьбы с ним в Америке.

Демократы больше не хотят противостоять прогрессивному крылу партии, которому глубоко враждебен и Израиль, и его американские еврейские сторонники. В ходе праймериз демократов 2020 года некоторые из самых стойких союзников Израиля в Конгрессе проиграли посты "прогрессистам", открыто враждебным по отношению к Израилю.тРеспубликанцы, со своей стороны, заняты попытками отразить обрушившуюся на них охоту на ведьм.

Новая администрация, возглавляемая людьми, с давними традициями необузданной враждебности по отношению к Израилю и поддержки его врагов, берет бразды правления в свои руки в то время, как их партия полностью контролирует Конгресс, а их идеологические союзники полностью контролируют социальные сети, активно насаждая культуру запрета и преследуя всех несогласных.

Таким образом, американцы, поддерживающие Израиль, сегодня гораздо менее свободны в возможности выразить свое несогласие с политикой, наносящей вред Израилю и стимулирующей антисемитов в Америке. Да и сам Израиль подвергается навязчивой демонизации со стороны доминирующего крыла Демократической партии.

Во многом благодаря необычайной дружбе Трампа, Израиль стал намного могущественнее, чем когда Обама оставил свой пост, но он по-прежнему крайне уязвим. Трудно сказать, сумеет ли Нетаниягу убедить Байдена и его советников изменить курс. Ясно одно - для защиты от надвигающегося шторма в отношениях с Соединенными Штатами Израилю потребуется вся та сила, которую он успел накопить за последние четыре года.

Кэролайн Глик