![]()
![]()
Беседа с главным раббаем Центра «Бет Гавриэль» И.Шимоновым
С одной стороны, без покаяния, без работы над ошибками, их последующего исправления и недопущения впредь, нет движения по восходящей. Не может быть спасения ни от социальных бед и потрясений, ни от личностных коллизий, семейных разладов, ни от недопонимания между поколениями, родителями и детьми. Да мало ли что и как. Бесчисленное количество застарелых и вновь возникающих проблем.
Но, с другой стороны, напрашивается вывод, что наше мироздание, его социальная часть, движется по замкнутому кругу, где покаяние на фоне перманентного грехопадения в тех или иных формах, есть неизменный спутник человечества. Если при этом оглянуться вокруг и тем более удалиться в прошлое, далёкое и не очень, то голова идёт кругом от рукотворных деяний человека. Как созидательных, так и намеренно разрушительных, осознанно греховных, бедовых, неправедных, за которыми стоит масса социальных потрясений, жертв, разрушенных судеб, повергнутых мечтаний. Чего стоят, к примеру, упорные нынешние подозрения, что блуждающий почти год по миру коронавирус появился не без намеренного участия человека!
Причём, судя по всему, покаяние далеко не всегда служит гарантией обойти стороной, избежать эффекта «старых граблей», вновь и вновь не наткнуться на них, совершая прежние большие и малые ошибки, заблуждения, вредоносные действия. Получается, что покаяние есть вечный спутник человека также как грех, грешность, грехопадение, как бы вплетённые в природу человека, в его физиологический и социальный фундамент.
Нет сомнений в том, что со строго научных позиций эта объективная взаимозависимость служит проявлением одного из основных законов диалектики о единстве и борьбе противоположностей. В данном случае покаяние и грех выступают в виде двух нерасторжимых сторон, находящихся в состоянии непрекращающегося противостояния между собой, что и выступает в качестве энергетического источника развития, движения, т.е. как по восходящей, так и вспять.
Если при этом учесть, что современная наука находится в состоянии всё большего и большего взаимовлияния с религией, способствуя их взаимообогащению, то не могут не возникнуть для начала первые вопросы нашей беседы.
Велиям Кандинов (В.К.): - Как функционирует или как должна грамотно функционировать система «покаяние – грех» с позиций иудаизма, во имя её большей эффективности, т.е. устранения тех теневых сторон, которые, к великому сожалению, зачастую вмешиваясь в наш образ жизни, лишают человека физического и духовного равновесия? И тут же. Что надо делать, какие предпринимать шаги, меры для того, чтобы обеспечить более рациональное взаимодействие системы «покаяние – грех» во имя снижения уровня активности грешности, тех сил, факторов, которые притягивают человека в своё негативное, а то и пагубное лоно грехопадения.
Рав Имануэл Шимонов (И.Ш.): - Вопросы более чем своевременные и актуальные, поскольку человек не может не озадачиваться истоками, причинами, мотивами своей вечной или же перманентной грешности, которая словно мощный магнит затягивает в пучину грехопадения. Хорошо ещё, если при этом, совершив неправидный поступок, дело, не говоря уже о столкновении с законом, подпадающим под статью УК, человек торопиться к покаянию, исповеди, попытке остановиться, переосмыслить своё поведение.
Порой же, совершив раз, тем более, ощутив «успех» своих по факту неправедных деяний, войдя во вкус, азарт, уже не в состоянии остановиться. Грех превращается для подобного рода людей в образ жизни, когда тема покаяния даже не обременяет их сознание, а принцип «разделяй и властвуй» становится не только главным атрибутом мышления, но и практических действий.
В.К.: - К великому сожалению, вы в данном случае, как бы это не было печально, абсолютно правы. Взять, к примеру, нынешние попытки отрицания Холокоста, или стремление действующего руководства той же Польши поставить под сомнение или умалить участие огромного числа своих граждан в истреблении еврейского населения в годы Второй мировой войны. Подобного рода и многие иные факты служат бесспорным свидетельством паталогической грешности определённой части человечества, погрязшего изначально в войнах, физическом истреблении себе подобных, социальной агрессии, перемещающейся зачастую из сферы общественной в личностную, интимную и т.п. Это результаты Божьей воли, предопределённости, изначально заложенной в социальный фундамент нашего мироздания, сделавшей мир столь ущербным, зыбким и обременённым массовой греховностью как способом существования?
Рав И.Ш.: - Мне думается, что было бы глубоким заблуждением утверджать, что грешность и склонность к грехопадению определённой части человечества является результатом преднамеренной «зловредной» Божьей воли. Скорей всего грех действительно поселился и пустил корни среди неких конкретных социумов в силу очевидной предопределённости, вызванной к жизни спецификой того механизма, который, благодаря усилиям Создателя, Его Генерального Проекта, стал играть движущую роль в деяних человека.
Всё оказалось гораздо сложней. С одной стороны, Создатель, определяя основные направления становления будущего мироздания, поставил во главу функционирования этого гигантского неограниченного никакими рамками природного и социального организма закон полной предопределённости и зависимости от Его заведомо запрограммированной воли. Но с другой стороны, мудрость Его проекта заключалась в том, что при всей этой зависимости и предопределённости, человек, наделённый Создателем интеллектом, был поставлен перед лицом неизбежного собственного персонального выбора линии своих поступков и хода практических действий.
Последнее слово, направление перед принятием судьбоносного определяющего решения за человеком – хозяином своей судьбы. Недаром среди людей бытует древняя расхожая поговорка «на Б-га надейся, но и сам не плошай».Тем самым Человек, будучи плодом Его творения, вместе с тем не стал безвольной игрушкой в руках Творца, что свидетельствует о разумной демократичности и толерантности Создателя в отношении своих подданных.
Напротив, вся последующая история человечества, начиная с времён Адама и Хавы, оказалась связанной сначала по аналогии с его выбором вокруг «яблока раздора», во многом впоследствии определившим судьбы мировой истории. А разве изгнание Аврахамом из своего дома «трудного ребёнка» - Ишмаэля - сына от его нееврейской жены Агарь, по сей день не ощущается негативно на судьбах человечества? Конечно, ощущается, поскольку в общество вклинились такие чувства как зависть («я тоже хочу такое, также делать и поступать», «почему им, ему можно, а нам, мне нельзя», «дай ещё, мне мало, хочу больше»). Разве судьба Ишмаэля не стала предвестником нынешнего затянувшегося кровавого конфликта на Ближнем Востоке между евреями и арабами.
Не случись этого исторического прецедента, вернее поворота, не исключено, что многое в жизни человечества, а евреев, в первую очередь, пошло бы по иным путям.
В.К.: - Стало быть право авторского выбора, предоставленное Создателем человеку, стало причиной проникновения в его среду греховности и грехопадения как образа жизни и вечной борьбы с этим повсеместным негативным, отравляющим жизнь явлением. За что такое неимоверное наказание, выпавшее на долю людей, оказавшихся из-за неотступно действующего Божьего закона персонального выбора? В силу каких причин одни делают праведные выборы и всю жизнь находятся на высоте положения и заслуженного авторитета среди окружающих, материального достатка и т.д.? Тогда как другие, предрешившие ошибочный выбор, оказавшиеся в его власти, попадают в число вечных неудачников, не исключено втягиваются в наркоманию, теряют семьи, да мало ли как, сотни вариантов.
Рав И.Ш.: - Не вдаваясь в детали, заметим, во-первых, что, наделив или, если хотите, обязав человека правом выбора, Создатель одновременно вооружил своих поданных из числа евреев, признанных Им избранным народом, Своим персональным личным компасом, если хотите навигатором по жизни – Торой. Причём сделано это было по обоюдному согласию между Творцом и Его народом. Поскольку строгое руководство этим инструментом, скрупулёзное следование Его рекомендациям требовало не только специальной подготовки от каждого, кто брал на себя ответственность неуклонно придерживаться и не в коем случае не отступать ни на шаг от указаний, содержащихся в Святом Писании.
Сложное, не простое условие, требующее порой от своих последователей уступок там, где их зачастую не хотелось делать, лишений и даже жертв, и многого иного, нежелательного для подавляющего большинства людей, необременённых своим еврейским происхождением. Но в качестве беспройгрышного аванса, награды за это нелёгкое стремление, Создатель обещал, даже гарантировал, что в случае соблюдения Его условий жизни, изложенных в Святом Писании, каждому из их последователей и строгому стороннику представляется иммунитет от греховности и грехопадения. Иными словами близость к Нему, Его убеждениям, причём не столько на словах, как в обязательном порядке на конкретике деяний, поступков, открывает перед человеком дорогу оказаться в касте, в числе особой категории людей – Цадик, – праведников. То есть тех, кто никак, по определению, не могут быть причастны к фактам грехопадения.
В.К.: - Согласитесь со мной, что реальная жизнь – материя очень сложная и пёстрая, зачастую расходящаяся с прогнозами и теоретическими умозаключениями. Насколько я ощущаю, вокруг много людей, находящихся на разном удалении от Творца. Немало тех, кто тесно связали c Ним свою жизнь, включая повседневность. Будучи, к примеру, раббаями, они в идеале не только строжайшим образом лично придерживаются по жизни религиозных установок, но и помогают, а также обучают массу своих единоверцев аналогичным правилам и законам поведения, способствуя в целом облагораживанию духовного климата в обществе.
Вместе с тем, даже строгая приверженность к ритуальной стороне иудаизма, не всегда является гарантией адекватного поведения, поступков, характера взаимоотношений в семье, с родителями, детьми, друзьями, партнёрами по бизнесу и т.д. С другой стороны, разве мало вокруг людей, связь которых с религией ограничивается лишь формальным соблюдением больших еврейских религиозных праздников и периодическим посещением синагоги, но порой даже и этого не наблюдается. К слову, это не мешает подобного рода людям быть и оставаться высокопорядочными и интеллигентными не только по форме, но и по содержанию, пользоваться заслуженным авторитетом и уважением в семье, среди коллег, многочисленных друзей и родственников. Подобные люди и грешность, явления, как правило, несовместимые. В чём секрет этих разноплановых явлений?
Рав И.Ш.: - Очевидно одно: искренняя, внутренняя близость к Торе – один из самых проверенных и надёжных гарантов оградить себя, даже интуитивно, от вероятности поступиться убеждениями и допустить грехопадение, даже на уровне единичного сиюминутного импульса. Хотя, в реальности всякое случается.
Судите сами. Жизнь полна множеством самых разнообразных фактов. Немало вокруг людей, которые по разным обстоятельствам, оказавшись в стороне от религии, тем не менее по причинам своего воспитания, генетической предопределённости и среды обитания, служат неподражаемым примером приличия и порядочности. Даже не подозревая при этом, что несут в своём облике и делах многие лучшие задатки героев еврейской истории. Есть и те, кто, благодаря сближению с Творцом, сумели порвать со своим антиобщественным прошлым и, впитав особенности еврейских традиций, сумев освободиться от тяжких соблазнов грехопадения, периодически преграждавшего их пути-дороги, становятся преданными и убеждёнными единомышленниками Творца.
В.К.: - Вас не затруднит пояснить, как действует этот механизм? Почему при всей очевидности органической связи между Святым Писанием и правом выбора, которое Создатель делегировал каждому из нас с твёрдым намерением уберечь от соблазнов грешности, люди далеко не всегда торопятся принять это, если можно так выразиться, выгодное предложение. Казалось бы, какие аргументы можно противопоставить Его предложению: вот тебе мои десять заповедей, как квинтэссенции Торы. Придерживайся неотступно их. В ответ же получишь индульгенцию, защиту от греховности, а вместе с ними – спокойную размеренную жизнь, в согласии с самим собой, о чём мечтает каждый нормальный человек, не обременённый пустыми грёзами. Так нет же, не хочу, не по мне эти условия. Почему?
Рав И.Ш.: - История появления у евреев Торы с её десятью заповедями, как известно, имеет свою прелюдию. Создатель предлагал её разным народам, но лишь евреи согласились взять на себя нелёгкую обязанность по исполнению её заповедей. К примеру, «не укради», «не убей», за которыми стоит чаще короткий путь преступного обогащения, никак не вписывался в понятия многих древних народов, да и сегодня не утратил своего грешного содержания.
В.К.: - Взять, к примеру, небезызвестного Берни Медоффа, ещё совсем недавно щёдро спонсировавшего многие еврейские общественные проекты, благодаря чему приобрёл широкую известность в стране. Но когда выяснилась поднаготная его «широкой натуры» и последовал суд, определивший пожизненное заключение, стало понятно, что безудержная алочность, пустившая по миру тысячи людей, есть ни что иное как падение человека в грешный омут. Причина стара как мир: богатство, деньги любыми способами, хотя плата чаще жестокая – небо в клетку, разбитые семьи, потерянные дети, здоровье и т.д.
Рав И.Ш.: - Абсолютная истина. А потому покаяние лишь в том случае способно уберечь человека от греха в принципе и тем более от повторного, если опирается на чёткие представления о всей сложности механизма этого явления.
В.К.: - Будьте любезны, здесь поподробней.
Рав. И.Ш.: - Раскаяние – это один из краеугольных постулатов иудаизма, основанный на четырёх системообразующих этапах: грех – наказание – раскаяние – избавление. Грех, как мы уже отмечали, – это следствие свободы выбора человека, слабость его духовной подготовки к испытаниям, которые жизнь в избытке ставит перед людьми. Покаяние имеет несколько фаз. Высшая – это тот час после совершения неподабающих действий, пока они ещё свежи в памяти грешника. Менее действенная форма как следствие наказания. Самая низкая – перед уходом из жизни. Исчерпывающее раскаяние – спсобность человека, оказавшегося вновь перед аналогичной ситуацией, удержаться от повторного искушения.
Содержание раскаяния – тшува – многослойное. Оно, как мы с вами уже отмечали, отражает всю суть иудаизма. Еврейские мудрецы убеждены, что тшува символизирет не только возвращение человека к иудаизму, к истине, к раскаянию, но и в более широком смысле служит важнейшим инструментом общественного прогресса. Неслучайно Мидраш утверждает, что тшува опережала Сотворение мира.
Это даёт нам полное основание утверждать, что раскаяние и грех, также как грех и раскаяние – есть в общесоциологическом контексте закономерное явление, без малейшей тени иронии с точки зрения вечного несовершенства нашего мироздания. При одном важном условии: чем больше общество будет стремиться приближаться к Творцу, тем больше шансов рационального управления процессом корректирования вечного диалога между покаянием и грешностью нашего бренного мира.
В.К.: - Позвольте, уважаемый раббай, выразить Вам сердечную признательность за столь содержательную беседу, которая не оставит равнодушной нашу обширную читательскую аудиторию.
Велиям Кандинов
КАЕМСЯ И ГРЕШИМ. И ВНОВЬ ГРЕШИМ И КАЕМСЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ?
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode
